Курение - прежде всего духовная проблема

1963
1

Люди часто просят побеседовать о курении и дать ему духовную оценку. Тема, действительно, важная, тут есть, о чем задуматься и поразмышлять. Давайте сегодня этим и займемся! Тут есть одна удивительная вещь!
Курение - прежде всего духовная проблема

О вреде курения говорят давно, приводят множество аргументов и доказательств, но практически безрезультатно. Девять из десяти курильщиков продолжают считать курение безобидной привычкой, да и общество не особенно возражает. Ну что поделаешь, если курит большинство, причем самая активная и жизнедеятельная часть населения. Робкий протест некурящих почти не слышен за густыми клубами дыма. Им приходится или самим начинать курить или молчаливо терпеть.

Как-то я разговорился с одним своим знакомым, заядлым курильщиком, мне было интересно узнать, как он сам объясняет свое пристрастие. Оказывается, у него нашлось только два аргумента, очень типичных для курильщиков. Во-первых, есть люди, которые курят по 20-30 лет, и даже больше, да еще какую-то вонючую махорку, а вреда особого не видно. Он же курит только высококачественные сигареты с фильтром, и потому ему особо бояться нечего. Во-вторых, это просто приятно.

Но дело в том, к никотину организм привыкает только частично, и сопротивляется ему, пока есть силы. Потом неизбежно наступает время, - у одних раньше, у других позже, - когда табачный яд начинает действовать губительно и быстро разрушает организм.

В духовной литературе всегда обращали внимание именно на духовную сторону курения: "Что бы кто ни говорил в защиту этой ядовитой травы, православный христианин не может оправдать её употребление: это суетная прихоть, выдуманная помимо природы, это - страсть, которая порабощает человека. Её не знали наши предки благочестивые; она занесена к нам из чужих стран; её грехом считают и теперь люди простые, не умеющие лукавить в своей совести.

Правда, и табак Богом сотворен; в нем самом, как и во всяком творении Божием, скверны нет; но скверна - в греховной страсти, в том, что ты во зло употребляешь Божие творение, делаешь из него идола, привязываешься к нему до того, что и ради Бога не хочешь бросить свою привычку - вот в чем грех!" (архимандрит Пантелеимон, составитель Проповеднической хрестоматии).

Аскетическое предание Церкви никогда не делало разницы между "малым" и "большим" грехом. И тот, и другой ожесточают сердце и закрывают его перед действием божественной благодати. Вот характерное мнение преподобного Симеона Нового Богослова (+1022):

"Кто говорит, мне когда бы хоть не сделать такого-то большого зла и не впасть в такой-то великий грех, а такой-то и такой-то маленький грешок - ничего, тот, очевидно, не любит заповедей Божиих и готов нарушить каждую из них.

Представь себе, что человек есть как бы какой многоценный сосуд, составленный из всех святых добродетелей, - из веры, страха Божия, смирения, молчания, послушания даже до смерти, отсечения своей воли, всегдашнего покаяния и сокрушения, непрестанной молитвы, строгого хранения очей, бесстрастия, равной ко всем любви, нелюбостяжания, целомудрия, упования на Бога, совершенной любви и всех других добродетелей, которые рождаются от них.

Каждая из них есть как бы часть сосуда того, то золотая, то серебряная, то медная, то соответствующая камню драгоценному, и все они подобные разным высоко ценимым вещам, которые, быв соединены, согласованы друг с другом и сочетаны Духом Святым, составляют того человека, как сказали мы, сосуд избран, и благопотребен, в который влагается, как новое вино благодать Христова.

Скажи мне теперь, если будет недоставать одной из тех добродетелей, из которых устроился этот сосуд, то благоугодно ли будет Богу вложить в него какой-либо из даров Святого Духа, хотя бы дыра, образуемая недостатком той добродетели, была очень незначительна? Конечно, не будет благоугодно. Потому что, что бы ни было влито в такой сосуд, мало-помалу вытечет в эту малую дыру".

А о сомнительном удовольствии от сигаретного дыма очень хорошо сказал известный богослов XIX века митрополит Московский Филарет (Дроздов+1867): "Это неизвестное природе лакомство прахом и дымом худородного зелия".

Его можно сравнить с чувством голода: "Не странно ли, - продолжает он, - что люди изобрели себе нового рода голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой она не думала. Посредством привычки сделали себя рабами самой неестественной прихоти и умножили число своих нужд, сделав необходимым излишнее. Изобретение, чуждое порядку природы и благоразумия, каковым является смрад ядовитой травы, разве перестает быть таковым, потому, что принято многими?".

Интересно, что не только он, но и другие известные учителя нравственности, подмечали, как одно из главных качеств табака, его противоестественность. Вот мнение знаменитого проповедника конца 19-го начала 20-го века праведного Иоанна Кронштадтского (+1908):

"Разве человек только... самодвижущаяся дымовая труба, каковой по справедливости можно уподобить всех, занимающихся непрестанным курением? Какое удовольствие жить в непрестанном чаду, испарении и дыме? На что будут похожи жилища наши? Зачем мы будем заражать воздух смрадом и дышать им, а больше всего омрачать и подавлять душу, убивать её последние силы?".

Он видит здесь даже какое - то демоническое искушение: "Нельзя постоянно есть и курить. Нельзя обращать жизнь человеческую только в ядение, питие и курение. Так диавол обратил жизнь в курение, и уста, которые должны благодарить и славословить Господа, сделал пещью дымящейся".

Для отца Иоанна - курение прежде всего духовная проблема. На языке церкви такое увлечение называется страстью. Есть у неё и определение: Страсть - это сильное и длительное желание удовольствия, которое властно управляет разумным существом и порабощает волю. Образно описывает страсти святитель Феофан Затворник:

"Страсти - это не какие-либо легкие помышления или пожелания, которые появляются и исчезают. На самом деле, они глубоко входят в личность человека, или в душу, и до такой степени сращиваются с ней, что составляют как бы ее природу. Их не выбросишь так легко, как выбрасывают сор или сметают пыль. Они не естественны душе, и потому жгут и томят её. Это то же, что принимать яд. Яд этот жжет и терзает тело, потому что противен устройству его. Душа рада бы выбросить их из себя, да не может, они сроднились и срослись с нею.

С курением то же самое. Оно, как и всякая другая страсть ослепляет разум, и вносит в душу и тело разлагающий яд. Человек как будто находится в узах, страшно болезненных и въевшихся в его тело. Но побороть себя надо. Страсть ведь только отступление от нормы. Значит надо к норме вернуться."

Поскольку привычка курения, как и всякая другая страсть, коренится в душе, то для её искоренения необходимы духовные упражнения.

Святитель Феофан Затворник дает два простых совета:

1. Как заметишь желание курить, вооружись на него неприязнью и даже гневом. Это в духовной борьбе имеет такое же значение, как при нападении злого человека желание оттолкнуть его.

2. Если желание не отступит, связывай его молитвой и словами из Священного Писания.


Ну, а мне остается пожелать всем, кто хочет бросить курить прислушаться к этим советам и воспользоваться ими.


Тогда проходите план отказа от курения.
С его помощью бросить будет гораздо проще.

Комментарии
Оставить комментарий





Нажимая кнопку "Отправить" я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных.