Закон о курении в подъездах

13221

Как запретить курить в подъезде, и есть ли какая-то законодательная база для обоснования этого запрета? Как такового подобного закона не существует. При этом все признают, что закон о курении в подъездах нужен, но ситуация с ним довольно запутанная.

Суров Закон, но…

Речь о Федеральном законе от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» и его последующих редакциях. Несмотря на то, что создавался он как ответ на инициативы ВОЗ по ограничению табакокурения (в том числе пассивного), ни в самом законе, ни в последующих редакциях (впрочем, как и в других актах) нет ни слова о запрете курить в подъезде.

Логика разработчиков несколько непонятна — раз подъезды и лестничные клетки многоквартирных домов не отнесены к общественным местам, то почему эти же техпомещения других зданий имеются в перечне мест, где курение ограничено? Чтобы не быть голословными, вот текст в редакции Федерального закона от 01.12.2004 N 148-ФЗ: «запрещается курение табака… в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти». И ни слова о курении в подъездах.

Ведает ли правая рука?

Не менее интересная ситуация складывается с другими документами нормативно-правовой базы по ограничению курения в подъездах жилых домов. В то время как закон об ограничении курения принимается, о чем становится широко известно, из перечня правоустанавливающих документов «без шума» изымаются «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории…», в которых запрет на курение был однозначен: «Не допускается курение в местах общего пользования, в подъездах, холлах и на лестничных клетках жилого дома». И, опять же, логика неочевидна: казалось бы, эти правила будут отличным дополнением к Федеральному Закону № 87-ФЗ, но Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 эти правила признаны утратившими силу.

Все так плохо?

Трудно найти истинные мотивы того, что привело к имеющейся ситуации. Возможно, это какая-то дальновидная стратегия, а может быть — этап реализации большой программы и одновременно — проверка реакции общественного мнения и эффективности работы уже принятых законов.

Есть мнение, что «Правила» были убраны потому, что они противоречили определению подъезда как общественного помещения. Ведь такой статус за подъездом не закреплен «по умолчанию», необходимо решение ТСЖ, общее собрание которого решает, назвать ли подъезд помещением общего пользования. Но тогда еще запутаннее ситуация с многоквартирными домами, где ТСЖ не созданы, а управление ведется управляющей организацией.

Во всяком случае, на апрель 2011 года запланировано рассмотрения в первом чтении законопроекта № 338209-5 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона „Об ограничении курения табака“ в части расширения перечня мест, запрещенных для курения, в том числе нежилых помещении многоквартирных домов.

Правда, конкретных сроков рассмотрения не указано, поэтому возможно сдвигание сроков на неопределенный период, как это уже было. К примеру, на Заседании Совета Государственной Думы 15 апреля 2010 года было предложено внести Законопроект на рассмотрение соответствующими органами и включить его в Программу работы Госдумы на осеннюю сессию 2010 года. Теперь речь уже об апреле 2011 года.

Для полноты информации стоит упомянуть, что законопроект был предложен Орловским областным Советом народных депутатов в марте 2010 года, а поддержали его пока только в Государственной Думе Томской области.

Кому повем печаль мою?

Итак, если закон о курении в подъездах не существует даже на бумаге, то можно ли считать борьбу с курильщиками на лестничных площадках и клетках заранее проигранной? Нет, конечно. Определенные усилия и юридическая грамотность будут необходимы, но дело того стоит. Опираться можно на следующие документы:

  1. Конституция РФ, ст. 41;
  2. Жилищный кодекс РФ (ст. 17, ст.36);
  3. СанПиН 1.2.2353-08;
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.6, ст.23, ст.28);
  5. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 8, ст. 50);
  6. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  7. Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, от 24 апреля 2006 г. N308 (п.3, п.8);
  8. С письменными заявлениями и жалобами на основании указанных нормативных актов, обращаться:
в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  9. в милицию с заявлением об административном правонарушении и возбуждении дела (по статьям КоАП РФ);

Тогда проходите план отказа от курения.
С его помощью бросить будет гораздо проще.

Комментарии
Оставить комментарий





Нажимая кнопку "Отправить" я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных.