А нужно ли говорить детям о вреде курения? Ведь не секрет, что у детей нередко бывают парадоксальные реакции на информацию: их убеждают в опасности
И если опыты с огнем — а в самом ли деле будет так больно? — дают однозначный эффект, то с курением не все так просто.
Да, первая затяжка практически всем кажется кошмаром — головокружение, тошнота от курения, рвота, неприятный вкус и запах, нередко обморок. Но срабатывает детская бравада, желание показаться взрослее и сильнее, и ребенок закуривает еще и еще раз. Постепенно ситуационное курение вызывает привыкание, а дальше — растущий год от года комок проблем.
Так что тогда? Не говорить о вреде курения вообще? Но ведь тут даже не нужно быть предсказателем — страну буквально захлестнет волна детского курения. А ведь опасность курения не только в медицинском аспекте. Это еще и база для последующего асоциального поведения — начав курить, «заработав» одну болезненную привязанность, ребенок не сможет противостоять другим, таким как алкоголизм, наркомания, склонность к воровству, насилию.
Все дело в особенностях детской психики. Столь любимые взрослыми беседы, статьи, рассказы, научно-популярные фильмы срабатывают только во взрослой аудитории. Для детей ценность информации, поступившей извне, но не усвоенной, не пропущенной через опыт — нулевая.
Как считают педагоги, монотонное чтение лекций (а это самый распространенный «метод» профилактики в России) оказывается эффективным не более чем в 8% случаев. Рассматривание готовых санбюллетеней с правильно подобранными иллюстрациями (то есть, не банальным рисунком сигареты в перечеркнутом кругу) остается в памяти 10-15% смотревших детей, а вот самостоятельная подготовка материалов — текстовых, графических — оказывается эффективным в 35-45% случаев.
Если же дети, самостоятельно подготовившие материалы, принимают живое участие в обсуждении проблемы, а не только заслушивают информацию, то долговременного эффекта можно ожидать более чем у половины учащихся.
Есть еще одна особенность того, как нужно рассказывать детям о вреде курения — это прямое указание на то, как вести себя в конкретной ситуации, что отвечать на предложение закурить, на попытки поднять на смех, унизить или «взять на слабо». То есть, должна идти ситуативная отработка — подробная, с инструкциями. При этом продуманность ответов крайне важна — нельзя, чтобы заранее подготовленный ответ ставил ребенка в унизительное положение или провоцировал выяснение отношений.
Но даже самая интересная дискуссионная работа, практические опыты, экскурсии и выступления агитбригад станут лишь отчетными «галочками», если вестись будут без предварительной подготовки детей и без дифференцированного возрастного подхода. База для такой работы — создание у каждого ребенка отношения к себе как цельной единице социума, для которой здоровье и внимательное к нему отношение является главной ценностью и залогом успешности.
Но здесь опять же — это должны быть не разговоры, а прямые указания на то, что происходит с человеком при курении. Общие сведения — рак легких, ранняя смертность, болезни сердца — ничтожны для детей. Для детей люди в возрасте старше 25 лет — старики, и детям не страшно знать, что будет с ними через несколько десятков лет.
Для тех, кто сомневается в этом можно посоветовать вспомнить свои детские представления о смерти, когда обиженный ребенок думает «вот умру сейчас, буду лежать, и все они будут плакать и жалеть меня». То есть, смерть для них, как и болезни — из разряда сказок.
Нужны конкретные модели развития организма после курения: «вот это твои зубы через год. Тебе придется чаще ходить к зубному врачу» или «твоя привлекательность для мальчиков (девочек) будет ниже — ведь внешний вид играет огромную роль в отношениях».
Рассказывать детям о вреде курения нужно. Другое дело, что бессистемный кавалерийский наскок от случая к случаю тут неприемлем и может только спровоцировать нездоровый интерес.