Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал. 5, 16–17)
Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).
К добру мостись, а от худого отпыхивайся.
Русская пословица.
Весь христианский подвиг в том состоит, чтобы вначале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры святой и Божиего закона и хотят благочестивое сердце извратить, и не попускать им возрастать и усиливаться.
Познавший бедственное состояние души своей не должен медлить, а скорее от злого обычая отстать, ибо чем более будешь медлить в страстном обычае, тем более он усилится, и труднее от него отстать; также как чем более продолжается болезнь телесная, тем сложнее ее бывает вылечить.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).
Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись. Только не одними своими силами, а с Божией помощью, однако, особенное внимание обрати на главную страсть, которая больше тебя борет.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
Когда душа испытывается в великих испытаниях и разнообразных бедствиях и принимает помощь благодати, стойко претерпевая в надежде на Господа, всякий вид зла в ней понемногу убывает, и тяжкое бремя сопутствующего ей греха сбрасывается...
Преподобный Макарий Великий (IV век).
Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страсти порабощает страсти увлекающегося ею.
Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее.
Если в продолжение борьбы случится тебе, по какому-либо неожиданному обстоятельству, быть побежденным, не мутись, не впади в безнадежие – снова начинай борьбу…
Милостивый и всемогущий Господь принимает всякого приходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяжких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невидимую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно произволяющих узреть в себе грех побежденным.
В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собой. Отрекшийся от телесных наслаждений, от человеческой славы, от любостяжания, от рассеянной жизни не будет предаваться гневу и печали, не обуяет его ни гордость, ни зависть; беспрепятственно будет он шествовать по пути заповедей Божиих к спасению, к обширному Богопознанию, доступному для одних чистых сердцем.
Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Страсти подобны собачонкам, которые привыкли быть на мясных рынках и убегают от одного голоса, а если не обратят на них внимания, поступают как самые большие львы. Уничтожай малую похоть, чтобы не питать в себе мысли о силе разжжения ее; потому что временно терпение в малом удаляет опасность в великом. Невозможно преодолеть великого, если не препобедишь маловажного.
Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Условие неложное – не жалеть себя. Не жалеть себя – не значит горы на себя наваливать, а ту же жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.
Позвольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения и все – Господа ради, перед лицом Его, во славу Его.
Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть при всяком слове, взгляде, движении, при всякой мелочи.
Отличительная черта их – не допускать самоугодия и во всем идти наперекор себе (начинаешь ли сердиться или осуждать ближнего, или засматриваться на женщину, или есть лишнее – сейчас же нужно запретить себе).
Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: с каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на них. Сие серчание есть решительное отвержение страстного.
Серчание, осуждение, неснисходительность, взыскательность… всё это, конечно, не добродетели и умаляют общую добростность вашего нрава. Потому подлежат исключению из списка ваших качеств. Как это сделать? Ищите и обрящете, просите и дастся вам (Лк. 11, 9). Первое: не давать ходу сим движениям, а как покажутся, так их посекать и подавлять, чтобы, где зародились, там и оставались, не выходя наружу. Второе: после всякого обнаружения сих движений кайтесь пред Господом и очищайте сердце. Третье: всякий такой случай обсуждайте и выводите для себя урок, как бы в следующий подобный раз избегать серчания.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).
Три силы сатаны предшествуют всем грехам: первая - забвение, вторая - нерадение, третья - греховное вожделение… Если ум столько будет трезвен, что воспротивится забвению, то он не впадет в нерадение; если не вознерадит, то не подчинится вожделению; если не подчинится вожделению, то никогда не падет, вспомоществуемый благодатью Христовой.
Неизвестный старец, из "Отечника".
Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти. Кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.
Старайся помнить, что Бог взирает на тебя и что открыто пред Ним то, о чем ты размышляешь в тайне сердца. Скажи душе твоей: "ты остерегаешься подобных тебе грешников, чтобы они не увидали тебя в то время, как ты совершаешь согрешение, тем более должно бояться и стыдиться Бога, Который видит сокровенные движения сердца". От такого размышления возбудится страх Божий в душе, и если поступишь под водительство страха Божия, то никакая страсть не будет насиловать тебя.
Преподобный Исаия (IV век).
Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступит по первому, сказанному нам правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).
Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде чем они укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них; потому что одно дело вырвать маленькую былинку, и другое — искоренить большое дерево.
Не возмущайся, не приходи в недоумение, когда увидишь в себе действие какой-либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвой.
Авва Дорофей (†620).
Более всего мы должны стараться очистить себя от тайных страстей. Мы должны знать, что враг наш диавол различными хитростями старается прельстить нас и посредством добрых дел повергнуть в бездну пороков.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся (против сребролюбия). Когда же, при помощи Божией, победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом.
Преподобный Иоанн Пророк (VI в.).
Никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся.
Прп. Никодим Святогорец (1749-1809) и свт. Макарий Коринфский (1731-1805).
Самое надежнейшее средство искоренить гнездящуюся в нашем сердце стихию дьявола есть животворящие Тайны, которые, быв приняты с верою, боголепно действуют на сердце, гнездилище темной силы, «попаляя греховное вещество, и сжигая страстей терние» (песнь 5-я канона ко Святому Причащению – сост.).
Когда увлекает тебя страсть вражды к брату, представь, как любит нас Бог; когда гордость – представь, как Господь нас ради обнища богат Сый (2 Кор. 8, 9), и как он был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29); когда скупость – представь яснее, как щедр к тебе Господь, как рука Его никогда не сокращается на дары тебе…
Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас - ты люби их; ругающих благословляй, и взимающих твоё не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться - плач; когда находит уныние - старайся развеселиться; когда зависть - радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность - немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу...
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, – и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судия повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тму кромешную (Мф. 22, 13); и таким образом изгонишь и сию страсть.
Если ты предан пьянству и ведешь жизнь невоздержную, то послушай, что говорил богач: поcли Лазаря да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду в пламени сем; и не получил помощи (Лк. 16, 24, 25). Часто приводя это на память, ты отстанешь от страсти невоздержания. Если ты любишь увеселения, рассуждай о тесноте и скорбях, имеющих быть там; после этого ты и думать не станешь об увеселениях. Если ты жесток и немилосерден: то почаще припоминай тех дев, которые за то, что погасли их светильники, не были допущены в чертог Жениха, – и ты скоро сделаешься человеколюбивым. Нерадив ты и беспечен? размышляй о судьбе скрывшего талант свой, – и ты сделаешься быстрее огня. Тебя снедает страсть, как бы завладеть достоянием ближнего твоего? Воображай непрестанно тот не умирающий червь, – и легко освободишься и от этой болезни, и все прочие слабости свои исправишь. Бог Ничего не заповедал нам трудного и тяжелого. От чего же кажутся нам тяжкими заповеди Его? – От нашего расслабления. Ибо как самое трудное при нашем старании и ревности делается легким и удобоисполнимым: так и легкое от нашей лени делается тяжким. Рассуждая о всем этом, мы должны смотреть не на то, как одни предаются роскоши и невоздержанию; а на то, каков конец их будет. Но конец их в здешней жизни – гной и утучнение плоти; а в будущей – червь и огнь. Равно должно смотреть не на то, как другие похищают, а на конец их жизни; а их и в этой жизни снедает беспокойство, страх, мучение совести, а в будущей ожидают неразрешимые узы.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).
Подобно есть Царствие Небесное семени, еже человек всевает в землю, и семя прозябает и растет, якоже не весть он. Между снятием и жатвой бывает не только дождь, и ветер, и холод, и жар, но и зима. Да сеет человек доброе семя в душе, да поливает, да хранит посеянное и да ожидает милости от Бога, Который един возращает.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).
Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских немощей) и считай себя достойной скорбей. Такая жизнь успокоит тебя.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).
Надо терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно следить за всеми своими чувствами, мыслями, делами, надо призывать на помощь Господа Бога, надо прийти в смирение и сознать, что своими делами без Божественной помощи человек ничего не успеет.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).
Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или в душе вашей пребывает ежеминутно! Для того и должно ежеминутно каяться и говорить: «Господи, согрешила, прости; Господи, даждь ми исправление; Господи, даждь ми мысль благу». Ежели будете примечать свои мысли, воображения, и истреблять худые и стараться насаждать добрые, духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою.
Архимандрит Феофан Новозерский (XVIII-XIX вв.).
Что умножает в нас духовную силу? — преодоленное искушение.
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).
Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь.
Те люди, которые были невнимательными и в мирской жизни приобрели дурные привычки, пусть после своего обращения безропотно терпят брань от врага, не возделывая, однако, злых похотей. Если они станут таким образом подвизаться, то очистятся и достигнут состояния людей целомудренных.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).