Возможно, скоро в России на сигаретных пачках появятся не только надписи о вреде курения, но и соответствующие картинки, наглядно демонстрирующие последствия курения.
Соответственно, сразу появились сторонники таких устрашающих рисунков, их категорические противники и те, кому эти изображения индифферентны. Какие аргументы приводят стороны, считающие, что картинки против курения эффективны, вредны или же не окажут никакого эффекта?
Pro
Картинки против курения — один из способов визуального воздействия, причем если поначалу идет атака на непосредственное восприятие, то со временем содержание изображения остается в памяти и вызывает состояние наподобие фрустрации. Особенно ярко проявляется эффективность визуального воздействия на впечатлительных людях и тех, чьи интересы непосредственно связаны с тем, что изображено на рисунке.
Например, стала широко известна кампания в Москве, когда по городу были развешаны картинки против курения, среди которых был снимок младенца, об спину которого был потушен окурок. Возмущений и критики было немало, но главный посыл все-таки сработал — смысл того, что курить в присутствии ребенка и причинять ему физически страдания — суть одно и то же.
Здесь срабатывают важные компоненты психологической эффективности посыла визуального сообщения, а именно: привлечение внимания, формирование и поддержка интереса к проблеме, запоминаемость образа и связанного с ней сообщения (или контекста).
Contra
Многие усматривают в картинках против курения наличие тем, которые табуированы в цивилизованном сообществе и не являются допустимыми для общественного обсуждения. Это тема смерти и пред- и посмертных страданий, темы, вызывающие интерес к физическому насилию или провоцирующие желание проверить
Противники подобных изображений считают, что картинки против курения не продуманы по направленности и релевантности запросов целевой аудитории. Курильщики на подсознательном и активном уровне блокируют поступление и оценку сигналов о том, что для них является неприемлемым, пугающим.
Кроме того, если не совсем ясно, на кого именно направлены подобные картинки. Если на подростковую и молодежную аудиторию — то здесь нередко срабатывает противоположное, то есть возникает желание проверить изображенное на себе, в реале.
Если же целевая аудитория взрослые — то они прекрасно осведомлены об опасностях курения и его последствиях и потому скорее ищут отрицательные моменты именно в содержимом изображения, но не в его смысловой наполненности.
Воздержавшиеся
К этой категории относятся либо те, кто удержался от соблазна закурить, либо люди по своей профессии или образу жизни связанные с сюжетами, аналогичными тем, что изображены на картинках. Для них снимки распавшихся раковых опухолей или вид черной ткани легких после аутопсии — повседневная обыденность, в силу привычки не вызывающая каких-либо эмоций и никак не ассоциирующаяся с последствиями курения табака.
К этой же категории относятся и те, кто бросил или находится в процессе бросания курить — для них подобная визуальная подача не имеет значения, поскольку большинство из них расценивает ее как излишнюю именно для поддержки бросания. Для них она уже не нужна, в ее эффективности у них имеются сомнения и потому они не проявляют ни поддержки, ни резкого отрицания.
Трудно дать однозначную оценку, помогают ли картинки против курения. Да и рассматривать их отдельно нельзя, они «срабатывают» правильно только как один из компонентов социальной рекламы против курения. К сожалению, нередко виден однобокий подход к такой пропаганде, да и сама организация антитабачной рекламы строится, как правило, на слишком шаткой основе, без продуманной концепции и без поддержки в дальнейшем.