Из 100 человек, попавших на операционный стол в связи с хроническим заболеванием, чуть меньше половины, 38-42 человека, это курильщики. Если учесть что в числе этих 100 человек дети и подростки, ясно, что курильщиков подавляющее большинство.
Торакальные хирурги согласны: большая участь больных на их операционных столах — курильщики. К ним присоединяются оперирующие кардиологи: шунтирование, стентирование, ушивание и множество других операций на сердце и его сосудах тоже удел, большей частью, курильщиков.
Ни одна операция не обходится без наркоза. И ни один наркоз у курильщика не обходится без осложнений. Причин этому много. Поговорим о них?
Нервная система. Головной мозг
Курение формирует зависимость от процесса, никотин оказывает влияние на рецепторы, а через них на нейроны. По всей видимости, именно вмешательство никотина в нейронные связи приводит к тому, что у курильщиков:
- слабо выражена реакция на предоперационную премедикацию(лекарственную подготовку), а это осложняет течение предоперационного периода и раннего этапа введения в наркоз;
- выше порог болевой чувствительности, что ухудшает течение послеоперационного периода;
- сложнее проходит период преднаркозной подготовки и самого наркоза(большей частью интубационного).
Еще одно влияние никотина на ВСН заключается в активации выработки адреналина, что приводит к ярким или сглаженным признакам панической атаки, а со временем вызывает нарушения физиологии ЦНС и сосудистого тонуса, приводя к формированию артериальной гипертензии
Зато «тренированные» курением клетки центра рвоты облегчают течение послеоперационного периода тем, что слабее или вообще не реагирует на стимулирующее рвоту действие препаратов для наркоза.
Сердечно-сосудистая система
Трудно разделить эффекты никотина, оказываемые на ЦНС и сердечно-сосудистую систему, настолько они взаимосвязаны.
Одно из типичных проявлений никотиновой стимуляции — патологическое повышение показателей активности сердечной мышцы вследствие влияния никотина на проводящую систему сердца. Заключается это влияние в повышении сократительной активности сердца, сосудистого тонуса, артериального давления. Миокард в таких ситуациях потребляет больше кислорода, а с ним как раз проблема — из-за недостаточности дыхательной функции.
Никотин — тканевый яд, и одно из ядовитых его свойств заключается в том, что он нарушает соотношение кальция и натрия в клетках, приводя к гипервозбудимости кардиомиоцитов(клеток сердца) с последующим возникновением аритмии и очагов ишемии.
Дыхательная система
Здесь опять-таки очень сложно отделить проблемы дыхательной функции у курильщиков от патологии сердечно-сосудистой системы.
Курение приводит к хронической тканевой гипоксии, а при оперативных вмешательствах это один из приоритетных факторов риска таких нарушений как: ухудшение легочной вентиляции, распространенной реакции на операционную травму, появления мерцания предсердий и другого рода аритмий, развитие повышенной кровоточивости, ДВС-синдрома, симпато-адреналового криза. Легкие курильщика имеют суженый просвет, что затрудняет проведение интубации, приводит к развитию бронхо- и ларингоспазма.
Вязкая густая слизь в сочетании с хроническими застойными явлениями становятся причиной интраоперационных и ранних послеоперационных осложнений, особенно на фоне интубационного наркоза: остановки дыхания, механической закупорки просвета легких, пневмонии, ателектазов, эмфиземы. Именно в этот период важно, чтобы слизь легко удалялась из легких с помощью отсоса или естественным путем. С этой целью после обширных операционных вмешательств назначают активную и пассивную дыхательную гимнастику, которая эффективна у некурящих или бросивших курить. Курящим же приходится дополнительно назначать лекарственные препараты с целью разжижения и стимуляции оттока слизи.
Для врача-анестизиолога указание на курение пациента — лишняя головная боль. Это означает, что придется корректировать дозу кислорода, анальгетиков, миорелаксантов. Оно грозит осложнениями раннего послеоперационного периода, например, ранее извлечение интубационной трубки может привести к остановке дыхания из-за обструкции густой слизью. Таких пациентов трудно удержать в постели — ради того, чтобы дорваться до вожделенной сигареты они готовы пойти на серьезные нарушения режима. И, наконец, послеоперационные раны у курильщиков заживают намного хуже в сравнении с некурящими, а риск неудачной операции повышается в 4-10 раз в зависимости от вмешательства.