Школьный урок о курении — один из важных элементов воспитания детей. Безусловно, напрасно ждать, что от двух-трех занятий будет максимальный эффект. Но планомерное просвещение, регулярное проведение мероприятий по профилактике курения, в том числе с использованием мультимедийных средств и Интернета, помогут сформировать у детей убеждение о здоровье как о главной ценности.
Общие рекомендации
Уроки, раскрывающие тему вреда курения, включены в программу по предмету валеология. В начальной и средней школе подобная тема рассматривается на уроках ОБЖ. Урок рекомендуется проводить в форме обобщенного занятия, с включением наглядных пособий.
В начальной школе избыток иллюстративного материала может вызывать парадоксальную реакцию, произведя стимулирующий эффект, подогрев интерес к самому курению. Поэтому для детей до 10 лет лучше подобрать не более 5-7 иллюстраций, среди которых должны быть распространенные — например, перечеркнутая сигарета в красном круге.
Они знакомы детям, смысл их примерно ясен, но при этом младшие школьники очень активно откликаются на предложение придумать собственную трактовку уже знакомых символов и рисунков. В процессе такой работы, учитель должен корректировать рассказы детей, подводя к мысли о вреде курения, в том числе пассивного.
В средней школе ученики любят самостоятельно придумывать какие-то символы, слоганы, лозунги, несложные сан. бюллетени в виде комиксов. Нужно обязательно учитывать это, и вводить такой интерактивный элемент в урок. Иллюстрации на медицинскую тему очень популярны (фотографии, микро- и макропрепараты), но обязательно требуют грамотного сопровождения, без запугиваний.
Большой интерес вызывает взаимное анкетирование — вопросы анкеты должны быть подготовлены заранее и проверены педагогом. Необходима помощь учителя и в оценке и анализе полученных результатов.
Старшеклассники предпочитают самостоятельную подготовку и проведение подобных уроков. Лучший результат приносят тематические задания, придуманные учителем и активом класса, и заранее розданные учащимся в соответствии с их пожеланиями. Это могут быть социологические опросы среди родственников и друзей, видеофильмы и фотоматериалы, снятые школьниками, самостоятельно подготовленные несложные макропрепараты (растения, вода, вата).
Иллюстративный материал в старшей школе может быть довольно агрессивным, но при этом с реалистичными последствиями, подтвержденными фактами, выкладками, исследованиями и цифрами. Также старшеклассники активно откликаются на просмотр изображений и фильмов, затрагивающих тему детства, старости, тяжелых болезней, то есть тех, которые вызывают эмоции сочувствия, жалости, желание защитить, помочь.
Примерный план проведения
- Организационные моменты.
- Обращение учителя, вводная часть.
- Изложение нового материала с демонстрацией иллюстраций.
- Закрепление материала.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
- Оценка ЗУН.
В средней и старшей школе новый материал может объясняться самими учащимися с помощью учителя. В начальной школе рекомендуются типы уроков о курении: урок формирования новых знаний в виде урока-лекции.
В средней школе урок о курении рекомендуется проводить в виде изучения нового материала — проблемный урок, мультимедийный урок, урок-инсценировка, комбинированные уроки.
В старшей школе активно используются типы: урок формирования новых знаний в виде урока-исследования, учебной конференций, урока-экскурсии, проблемного урока о курении. Также в старших классах популярны уроки, направленные на применение знаний на практике: ролевые и деловые игры, защита проектов, конференция.