Когда грянул международный финансовый кризис 2008 года, неоднократно звучали прогнозы об обвале многих рынков, в том числе рынка табачных изделий в России. Прогнозы основывались на естественном желании людей сэкономить на не основных группах потребительских товаров. Прогнозы не сбылись.
Сигареты в России покупали без оглядки на кризис, а возможность сэкономить изыскивалась без отказа от курения. Это вполне объяснимо, поскольку, по данным различных исследований, основными потребителями сигарет являются люди среднего и старшего возраста, для которых важнее факт курения, нежели брендовость и престижность выкуриваемых марок. Эти люди — «главные» курильщики — консервативны, со сформировавшимся взглядом на многие стороны жизни и отказ от привычек для них — дело сложное и долгое.
Рост стабилен, рост прибылен
Интересно, что в мировом масштабе вне кризиса отмечалось довольно устойчивое состояние рынка табачных изделий — без заметных колебаний в сторону повышения объемов продаж и доходов или их снижения. Кризис же поначалу вызвал ощутимое снижение, а затем вновь произошла его стагнация. В России, особенно в последнее время, отмечается примерно стабильное увеличение как продаж в денежном выражении, так и уровня потребления сигарет.
При этом если сопоставить цифры количественных продаж сигарет с ценовыми факторами, то можно заметить, что рост стоимостного уровня поддерживается за счет расширения продаж сигарет уровня премиум и люкс.
Как отметили в «БАТ-России» (российской «дочке» British American Tobacco) вырос уровень продаж таких марок как Lucky Strike, Dunhill, Kent, Vogue, «Ява золотая» Rothmans, Capri. Эти сигареты в России всегда ценились, и покупательские предпочтения данных марок базируются на престижности, известности и качестве сигарет этой категории.
Если взять поведение рынка дорогих сигарет и продукции эконом-класса, то не только внутренние оценки, но и показатели независимой экспертной оценки говорят о росте потребления сигарет из средне-высокой и высокой ценовой категорий. При этом отмечены интересные особенности. Женщины практически всегда предпочитают сигареты престижного уровня. Именно поэтому большая часть роста обусловлена новыми вариантами известных марок — это может быть изменение дизайна пачки, появление новых ароматов или активное маркетинговое продвижение.
Вторая особенность — потребление сигарет в социально-экономическом разрезе. Как отмечают исследователи табачного рынка, чем крупнее город, тем больше его курящее население покупает дорогих сигарет. То же самое касается тех городов, где успешно функционируют какие-либо градообразующие предприятии или вообще развито промышленное производство. По всей видимости, идет прямая увязка уровня доходов и предпочтений.
И все-таки они слишком дорогие
Но рост продаж дорогих сигарет все-таки не играет существенной роли в количественном уровне продаваемых сигарет. По-прежнему самые распространенные сигареты в России — из категории недорогих, а некоторых регионах — дешевых.
В России в настоящее время работает программа по повышению акцизного налога на продаваемые сигареты. Введение этой программы было оправдано необходимость сделать сигареты недоступными по цене для части потребителей — причем потребителей потенциальных. А именно детей, подростков и молодежи. Но на практике такое решение привело к тому, что подорожавшие в среднем на 2 — 2,8 рублей дешевые сигареты не стали менее доступными, а вот дорогие марки — а их цена поднялась минимум на 4 рубля — многие давние курильщики сменили на менее дорогостоящие бренды.
О том, каким образом распределены популярные сигареты в России — в нижеприведенной таблице. Данные усредненные, в том числе по региональным особенностям. По горизонтали — ценовая категория, по вертикали — популярность.
Дорогие |
Средние |
недорогие |
|
1 |
Parliament |
Pall Mall |
Bond |
2 |
Kent |
Winston |
Петр I |
3 |
Camel |
L&M |
Ява |
4 |
Davidoff |
Русский стиль |
LD |
5 |
Dunhill |
West |
Viceroy |