Социальная реклама против курения

7667

Как бы парадоксально это ни звучало, но порой социальная реклама против курения приносит больше вреда, нежели пользы. Кто в группе риска получить негативный эффект от хорошего начинания?

Социальная реклама против курения

В немалой степени — подростки и молодежь — особенно некурящие, но вращающиеся в среде курящих, и позитивно или индифферентно к курению относящиеся.

Социальная реклама против курения может быть не только пугающе-предупредительной, но и откровенно красивой. А уж как сработает человеческое мышление, предсказать не возьмется никто, как невозможно предсказать реверсивную психологическую реакцию.

Интересно, что акулы табачной индустрии прекрасно это знают: подготовленная ими антитабачная реклама на поверку оказывается призывом к курению. Естественно, что не для всех, но опасности курения и его распространенности это нимало не умаляет.

Вторая группа риска — бросившие курить. Непродуманная (или спонсированная табачной компанией) социальная реклама против курения нередко провоцирует срывы у тех, кто бросил курить. При этом психологами, работающими с данной проблемой, подмечено, что стимулирующее действие такой рекламы тем сильнее, чем больше времени прошло от момента отказа и достигает максимума в 9-12 месяцам после отказа от сигарет, после чего резко спадает.

И еще момент, подмеченный ими же: если человек бросил курить, но привязанность к сигарете не прошла, если он подсчитывает дни без курения, суммирует экономию за счет некупленных сигарет, ищет поддержку вовне, то тем чаще изображение на рекламе «против» станет для него аргументом «за».

Курильщики — это основная группа, кто — как ни парадоксально — не является целевой аудиторией антиникотиновой социальной рекламы. Под влиянием некоторых эффектов восприятия, особенно эффекта внутригруппового фаворитизма и эффекта игнорирования неслучившегося, курильщики воспринимают такую рекламу иронично. Чтобы было легче понять, в чем дело — немного теории.

Внутригрупповой фаворитизм срабатывает, например, когда курящий видит рекламу, на которой курильщик изображен как наносящий вред кому-то (чему-то) своим пристрастием. И если некурящий человек воспримет этот посыл верно, то для курильщика такая ситуация вполне обыденна (если он сам себя ведет также или похоже, как изображено в рекламе против курения) и потому не является критической, негативной.

Игнорирование того, о чем сообщается, но этого не происходит — тоже очень серьезный перцептивный эффект. В ролике антиникотиновой рекламы идет пугающий видеоряд и печальный голос повествует о потенциальных онкозаболеваниях курильщиков. Казалось бы, стройными рядами все должны бросить курить и навсегда включить игнор табачных киосков.

Почему же этого не случается? А потому же, почему курильщики посмеиваются на рассказами о людях, куривших и умерших, например, от рака легких. С ними-то самими, с их курящими близкими и друзьями ничего подобного не происходило. А значит эта информация не заслуживает доверия, малоценна. Включается игнор, вся подобная социальная реклама против курения воспринимается как лживая, несоответствующая действительности.

Так что же — реклама против курения не нужна? Отнюдь. Это действенный метод пропаганды здорового образа жизни, эффективный способ убеждения сразу больших групп людей. Но описанные выше проблемы еще раз подчеркивают: только комплексные меры окажутся эффективными. Одна только социальная реклама против курения не сделает погоды, а то и навредит.

Борьба с курением, с распространением никотиновой зависимости должна быть всеобъемлющей, охватывать все возрастные группы, учитывать особенности восприятия всех — и детей, и молодежи, и курящих взрослых, и тех, кто бросил курить, а также не курил никогда. Это же означает, что не существует рекламы против курения, которая бы была эффективна для всех — для каждой целевой аудитории реклама должна разрабатываться отдельно.


Тогда проходите план отказа от курения.
С его помощью бросить будет гораздо проще.

Комментарии
Оставить комментарий





Нажимая кнопку "Отправить" я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных.