31 мая – Всемирный день отказа от курения. Он дает повод вспомнить о том, что в России высочайший уровень смертности от заболеваний, вызванных табаком, а охрана здоровья наших соотечественников от табачной экспансии превратилась в затяжную тяжелую битву. Об этом корреспондент «Трибуны» беседует с видным российским экспертом по данной проблеме Дарьей ХАЛТУРИНОЙ.
– Дарья Андреевна, представим, что хотя бы половина наших соотечественников перестали курить. Какими последствиями это обернулось бы?
– Это было бы прекрасным событием, поскольку табак – одна из главных причин стремительной убыли числа россиян. Вред его подтвержден за последние полвека сотнями тысяч научных исследований. Доказано, что этот яд поражает все структуры и ткани организма, провоцирует деградацию кровеносных сосудов. А в конечном счете, возрастает вероятность смерти от рака, инфаркта, инсульта, ишемической болезни сердца и ряда других заболеваний. Согласно исследованиям ученых, от курения умирают свыше 330 тысяч россиян в год. Если бы россияне отказались от табака, у нас резко снизилась бы смертность. Улучшились бы показатели здоровья, особенно репродуктивного, поскольку курение провоцирует бесплодие мужчин и женщин. С точки зрения экономики результаты тоже были бы прекрасными: ведь получаемые государством доходы от продажи табака в 8 раз меньше, чем экономические потери от выхода из строя трудоспособных людей и затрат на лечение болезней, провоцируемых табаком.
– Насколько мы заядлые курильщики по сравнению с жителями других стран?
– Россия входит в четверку мировых лидеров по курению наряду с Китаем, Индией, Индонезией. У нас подвержены этой страсти около 70% мужчин, примерно четверть женщин и 60% подростков. И в результате – экстремально высокие показатели смертности.
– Что нас вывело в число рекордсменов по курению?
– Хоть наши соотечественники много курили и в советское время, за годы перестройки и реформ произошел резкий скачок: количество курильщиков выросло в полтора раза.
Резкий рост числа курильщиков спровоцировала, главным образом, табачная промышленность. Поскольку с 70-х на Западе стал падать уровень курения, крупнейшие транснациональные компании после распада Советского Союза активизировались у нас. В начале 90-х они были главными иностранными инвесторами в нашей стране. Сегодня лидеры мирового табачного бизнеса – «Бритиш Америкэн Табакко», «Филип Моррис», «Р. Дж. Рейнольдс», «Вестерн Табакко Инвестментс ЛЛС», «Джапэн Табакко» – владеют почти 95% российской табачной промышленности. Для них наша страна с ее баснословно низкими акцизами стала золотой жилой.
– Каким образом табачным компаниям так быстро удалось завоевать рынок и потребителей?
– Россиянам через все каналы рекламы внушали: курение – атрибут преуспевающего современного человека. Когда уровень курения мужчин достиг потолка, выше которого уже вряд ли поднимется (70%), все больше рекламы – в магазинах, в метро, в журналах – стало ориентироваться на женщин. Образ стильной, сексуальной, романтичной, независимой женщины рекламщики связывают с курением сигарет.
Если присмотреться к рекламе, окажется, что направлена она на очень молодых женщин, в ряде случае, девочек-подростков, которые всегда хотят выглядеть взрослыми.
Способы продвижения собственных интересов у табачных компаний отработаны до мелочей. Например, бесплатные раздачи сигарет, запрещенные в передовых странах. Или спонсорство: табачные компании охотно финансируют молодежные мероприятия. А еще на деньги табачников создаются псевдообщественные группы, которые якобы отстаивают какие-то интересы социума, а на самом деле – табачной индустрии.
В России интересы табачных компаний зачастую продвигает аграрное лобби. Хотя в России табак не является сколько-нибудь значимой аграрной культурой. После того как в США в 2002 году судебным решением заставили табачные компании рассекретить архивы (об этом можно узнать на сайте http://bat.library.ucsf.edu/guide.html), выяснилось, что представители табачных компаний, например «Бритиш Америкэн Табакко», тесно общались с представителями российской государственной власти и депутатами Государственной думы РФ.
– Кто же из лоббистов «засветился»?
– В период, когда Всемирная организация здравоохранения разрабатывала Рамочную конвенцию по борьбе против табака, «Бритиш Америкэн Табакко» умудрилась внедрить в российскую делегацию под видом эксперта своего представителя – Леонида Синельникова. Он много сделал для ослабления Рамочной конвенции, но был с позором раскрыт в Женеве. Вскрылся и другой нелицеприятный факт: бывший депутат Госдумы РФ, а ныне обозреватель радио «Свобода» Ольга Беклемищева обещала табачным компаниям «убивать» законопроект тогдашнего председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николая Герасименко. И действительно, к тому времени, когда Госдума приняла закон об ограничении курения, он был сильно ослаблен по сравнению с первоначальной версией. К тому же выяснилось, что в окружение Николая Герасименко внедрили оплаченную табачной промышленностью сотрудницу, которая выкидывала в мусорную корзину важные документы по табаку (сам Герасименко об этом, естественно, не подозревал). В том числе нас интересует реабилитация больных.
В обнародованном списке финансовых вливаний компании «Филип Моррис» за 2006 год различным общественным организациям можно увидеть, например, пожертвования фонду «Северная корона» жены министра финансов Алексея Кудрина, фонду «Дети России», который патронирует Сергей Лавров.
Особенно умиляет пожертвование «Филип Моррис» фонду «Депутатский», который возглавлял тогда заместитель председателя Комитета по налогам Госдумы коммунист Сергей Штогрин. Этому фонду перечислили 22,5 тысячи долларов США, при том, что на официальном интернет-сайте депутата утверждается, что за время своей деятельности фонд получил извне минимальные суммы, потратив практически все на своих избирателей, ветеранов войны и т.д.
– Помимо зарубежных специалистов по табачной экспансии, у нас есть и свои умельцы, занятые в этом бизнесе. Как ведут себя в коридорах власти они?
– Среди тех, кого вы имеете в виду, например Иван Саввиди, основатель единственной крупной российской табачной компании «Донской табак», также создающий законопроекты по борьбе с табакокурением в России. В 2004 году, после избрания депутатом Государственной думы от «Единой России», Саввиди 78% акций «Донского табака» передал своей супруге, и немалое время был заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы. Этот комитет, наряду с Минфином, определяет финансовую антитабачную политику в России.
Акцизные налоги – главный фактор, определяющий спрос на сигареты в стране. Есть два способа взятия табачных акцизов: за сигарету и в виде процента от стоимости. Акциз за штуку эффективнее с точки зрения здоровья, поскольку люди умирают от сигареты, а не от цены. Производителям же дешевых сигарет выгоднее процентная составляющая цены: тогда при росте акцизов потребитель переключается на более дешевые сигареты. И Саввиди пролоббировал в Думе как раз эту выгодную ему систему. Плюс ко всему, в налоговой практике благодаря Саввиди появился такой нонсенс, как максимальная цена пачки, хотя речь надо бы вести о минимальной цене. И еще одна пагубная вещь: год за годом Министерство обороны заключает с «Донским табаком» контракты на поставки сигарет, которые достаются в качестве бесплатного пайка солдатам. Если в среднем курят процентов 60 российских подростков, то из армии выходят курящими больше 90 процентов. Получается, вчерашних мальчиков намеренно подсаживают на наркотик, который половину из них рано или поздно убьет. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, насколько пока еще далека Россия от идеального социально ориентированного государства.
– Что нам нужно сделать в первую очередь, чтобы снизилось число курильщиков?
– Для этого органы государственной власти должны осознавать, что такое эффективные меры, и применять их.
На Западе благодаря жестким мерам, которые принимали правительства, удалось значительно снизить уровень курения. Например, в Австралии курят сейчас 18%, вдвое меньше, чем 30 лет назад. В Соединенных Штатах уменьшается число курильщиков и, как следствие, заболеваемость раком легких снизилась в 1,8 раза.
И у нас снизить уровень курения вдвое вполне реально! Тысячи исследований, да и опыт других стран, говорят, что самое эффективное – сделать это занятие неудобным, непривлекательным и дорогим. Государству стоит существенно повысить акцизы на табачные изделия, полностью запретить рекламу в общественных местах и в СМИ (кроме специализированных изданий), узаконить предупредительные надписи и картинки на пачках, занимающие большую часть их площади. Практика многих стран показала, что яркие и крупные изображения на пачках процентов на 9 снижают потребление табака. Необходимо также запретить курение в общественных местах.
– В наших условиях это самая сложная мера…
– Да. Но тянуть с ней ни в коем случае нельзя! Для этого две причины. Пассивное курение еще более вредно, чем активное. Человек, сидящий вблизи курильщика, дышит так называемым боковым дымом и вдыхает в четыре раза больше канцерогенных веществ, чем курильщик. Поэтому, например, среди барменов смертность от рака легких самая высокая среди всех профессий. Нужно запретить курение на рабочих местах, чтобы у курильщиков было больше стимулов бросать эту привычку. Ведь, по крайней мере, ¾ из них хотели бы это сделать, но никак не получается.
Безусловно, нужно строже следить за исполнением законодательства, запрещающего продажу сигарет детям. Исследования показывают, что с советских времен курение среди подростков выросло в 2–3 раза. А все потому, что сигареты у нас очень дешевы и их всегда можно купить. Одна из молодежных организаций послала своих подростков в рейд проверки деятельности табачных ларьков – и они только в 12% случаев получили отказ.
Может быть, разумнее сократить число торговых точек до некоторого количества магазинов, которым есть что терять – лицензию или репутацию. Ведь гораздо проще контролировать сто точек на город, чем тысячу. Соответствующие меры, мне кажется, необходимо принять безотлагательно!
– В начале июня Государственная дума рассмотрит во втором чтении проект федерального закона «О техническом регламенте на табачную продукцию», который позволяет производителям табачных изделий использовать термин «легкие» сигареты ( «light»). Один из независимых экспертов недавно назвал технический регламент своего рода мыльным пузырем. Вы согласны с этим?
– Да. В сегодняшнем виде регламент – лоббистский документ, который пытается закрепить положение, невыгодное России с точки зрения общественного здоровья, но выгодное табачной промышленности. Положение, противоречащее конвенции, которую Россия только что ратифицировала. Прежде всего, меня и многих других экспертов не устраивает в техническом регламенте легализация термина «легкие» сигареты. По логике вещей, «легкие» сигареты должны быть менее вредны, чем другие. И многие курильщики не расстаются со своей привычкой, думая, что меньше рискуют, употребляя их. Но исследования показали, что это совсем не так: курильщики «легких» сигарет болеют и умирают столь же часто, как курильщики всяких других. Потому что табак – наркотик. И если человек получает в сигарете меньше никотина, он больше курит, а кроме того, разница в содержании никотина у «легких» и «тяжелых» крайне незначительна.
– В соответствии с федеральным законом должна быть разработана программа борьбы с курением, которой до сих пор нет. Какие ведомства должны взяться за это дело, чтобы сдвиги в антитабачной политике государства были ощутимыми?
– В Министерстве здравоохранения и социального развития этой проблематикой занимаются здравомыслящие люди. Надеюсь, федеральная программа борьбы с курением будет работать. Но российский рынок сигарет – это около 20 миллиардов долларов. Табачные компании в состоянии потратить на продвижение своих интересов очень солидные средства. Ведь и сейчас благодаря усилиям лоббистов дела у нас обстоят позорно. Одни из самых низких акцизов в мире, самые мелкие предупреждающие надписи на пачках…
Будем надеяться, Минздравсоцразвития позволит свершиться благоприятным изменениям. Хотя только лишь его усилий недостаточно. Нужна поддержка Минфина и Федеральной антимонопольной службы. Если бы они не блокировали полезные законопроекты, а продвигали их, лет за пять можно было бы серьезно снизить уровень курения, а значит, и уровень смертности в России, а в десятилетней перспективе достичь уровня преуспевших в этом отношении стран.
В отличие от других требующих немедленного решения проблем, скажем, образования или науки, здесь не нужны огромные финансовые вливания. Необходимо лишь социально ответственное руководство. И в этом смысле табак – своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает, можно ли политическое устройство России считать социально ответственным или нет.
– Какие ожидания вы связываете с Всемирным днем отказа от курения?
– Сила влияния этого дня зависит от силы гражданского общества в России.
Всемирный день отказа от курения дает общественности возможность напомнить о своих позициях и повод быть услышанной.