Модест Мусоргский

Сообщения
14.105
Реакции
47.431
Дневник
Читать »»
В большой комнате с шершавыми оштукатуренными стенами умирал человек. У его постели сидел фельдшер, лениво перелистывая книгу, взятую с прикроватного столика. Чтение не увлекло уставшего медика. Он посмотрел на заглавие скучного трактата: Берлиоз «Об инструментовке». Фельдшер усмехнулся в прокуренные рыжеватые усы: «Чего только не придумают эти артисты». Он посмотрел на больного, бессознательно перебиравшего тонкими пальцами край серого больничного одеяла. «Кончается», - решил фельдшер и неторопливо направился за врачом.
IMG_20190406_101332.jpg
Так, на казенной больничной койке, заканчивался жизненный путь великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, путь, наполненный творческими метаниями, житейскими перипетиями, взлетами могучего таланта и падениями в бездны алкогольных запоев.
Модест Мусоргский принадлежит к древнему русскому дворянскому роду. Он родился в 1839 году в семье, где любили музыку. Едва ли не раньше, чем писать и читать, начал играть на фортепьяно. В 13 лет сочинил первое самостоятельное произведение. По окончании Петропавловской школы в Петербурге Мусоргский был принят в гвардейский Преображенский полк.

Он часто ходит на концерты, посещает музыкальные кружки, знакомится с известными композиторами - А. Бородиным, А. Даргомыжским, М. Балакиревым. Желание стать профессиональным музыкантом заставляет молодого офицера выйти в отставку и посвятить себя искусству. Он устраивается чиновником в Лесной департамент и все свободное время посвящает музыке. В 24 года Мусоргский становится полноправным членом знаменитой «Могучей кучки» , объединившей лучших отечественных музыкантов и композиторов того времени. Он блестяще играл на фортепьяно, пел, работал над музыкой к трагедии Софокла «Царь Эдип», оперой на сюжет Г. Флобера «Саламбо». Молодой Мусоргский путешествует по России, впитывая впечатления, ставшие темами его музыкальных, глубоко национальных произведений — «Борис Годунов» и «Хованщина».
Но в 1865 году, когда Модесту едва исполнилось 26 лет, произошел первый приступ алкогольной горячки. Мусоргского увольняют со службы, и с тех пор алкоголь становится его постоянным спутником, пагубной привычкой. Организм боролся с хроническим отравлением спиртным, но все чаще сознание музыканта оказывалось затуманено алкогольным туманом.


Летом 1867 года в имении своего старшего брата Модест написал первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе». В 1868 году Мусоргскому с помощью друзей удается вновь поступить на службу в Ревизионную комиссию Государственного контроля. В то же время композитор напряженно работал над оперой «Борис Годунов», ставшей классикой российской музыкальной школы. Опера трудно пробивалась на сцену — дирекция императорских театров сопротивлялась постановке, чувствуя необычный, бунтарский характер произведения. Однако, несмотря на все препоны, премьера состоялась в начале 1874 года и прошла с большим успехом. По мнению музыковедов, образ Годунова вобрал в себя черты композитора с присущим ему образом жизни — чередованием депрессий и творческого подъема.
В 1878 году жизнь Мусоргского на короткий период, казалось, стабилизировалась. Руководство департамента, где он служил, предоставило ему отпуск для концертной деятельности. Но недуг только дал небольшую отсрочку. Вскоре у Мусоргского начала развиваться алкогольная эпилепсия - болезнь, выражающаяся судорогами и припадками. Далее следовали дни, когда больной с трудом восстанавливал ослабевшие силы. Одиночество, нужда, алкоголь делали свое дело.


В то время широкой популярностью у петербургской интеллигенции пользовался трактир «Малый Ярославец», находившийся на Большой Морской, недалеко от арки Главного штаба. Как писали «Санкт-Петербургские ведомости», трактир представлял собою «нечто вроде заграничных кафе», куда захаживали представители столичной богемы — художники, литераторы, артисты, не имевшие возможности посещать дорогие рестораны. Одним из завсегдатаев трактира стал и Мусоргский. Департамент, где служил Модест Петрович, находился близ трактира, и часто, вместо того чтобы идти на службу, он брел в «Малый Ярославец». Выпивки участились и превратились в запои. 1880 год начался для Мусоргского печально — он остался без службы. Модест Петрович лишился средств к существованию. Ведь концертные выступления его были большей частью бесплатными.
Глубокий эмоциональный кризис, который переживал композитор, выразился двумя вокальными циклами: «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Это самые трагические произведения Мусоргского, в которых явственно ощутимы признаки душевной болезни. Страх, одиночество, пустота, навязчивые видения смерти владели Мусоргским в последние годы жизни. «Я был весьма основательно измучен нервною лихорадкой, около 20 суток глаза не сомкнул и в таких мрачностях находился, что писать к тебе было бы грешно», — писал в письме к другу Мусоргский.
В ноябре 1880 года Модест Петрович тяжело заболел. По- видимому, это была болезнь сердца, подорванного алкоголем. Но уже 8 декабря он явился на вечер, посвященный выходу из печати партитуры оперы Глинки «Руслан и Людмила». Мусоргский вступил в последнюю, самую страшную" пору своей жизни. Он заметно опустился, стал неряшлив, от былой гвардейской щеголеватости не осталось и следа.

Вечером 11 февраля 1881 года Мусоргский аккомпанировал на музыкальном вечере. После пения, когда начались танцы, Мусоргский вдруг упал. Но сознание вернулось быстро. Модест Петрович оправился и смог без посторонней помощи сесть в пролетку извозчика. Всю ночь он провел сидя — лежа задыхался. Помраченное сознание, тревога, страх, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость — налицо были все признаки белой горячки. В течение ближайших часов у Модеста Петровича один за другим случилось три приступа. Вызванный врач диагностировал воспаление поместили в военную клинику под видом денщика. Больному выделили отдельную палату в наиболее тихой части громадного здания. Лечащим врачом Мусоргского стал доктор Л. Бертенсон — один из лучших столичных врачей того времени.

Казалось, лечение пошло успешно. Появилась надежда, что организм композитора, крепкий от природы, начал освобождаться от алкогольной зависимости. Он постепенно начал поправляться, близкие надеялись, что больной встанет на ноги, что пагубное пристрастие останется в прошлом.
В эти дни композитора навестил художник Илья Репин. Четыре дня без мольберта, пристроившись у столика, он пишет портрет больного друга. В кресле сидел изможденный, грузный человек с воспаленным, отекшим лицом, закутанный в серый халат с малиновыми бархатными отворотами. Его взгляд обращен куда-то вдаль. Нечесаные, спутанные волосы, вздернутый нос, всклокоченная борода... Сколько невыразимой, невысказанной тоски в тяжелом взгляде помутневших от болезни глаз, полных глубокого страдания.
То, что увидел великий художник на лице Мусоргского, вскоре стало очевидным и для других: надежд на выздоровление не осталось. В один из первых дней марта 1881 года Модест Петрович дал госпитальному сторожу 25 рублей, и тот, соблазнившись крупной суммой, принес ему вина. Сразу наступило резкое ухудшение: Мусоргского поразил паралич конечностей, который постепенно распространялся на все тело.
Два последних дня жизни Мусоргского были лишь затянувшейся агонией. Он дышал с трудом, жалуясь на недостаток воздуха.
15 марта ему сделалось лучше. Облегчение было временное, вызванное подкрепляющими средствами, но он обрадовался, и надежда снова проснулась в его сердце. Он весело рассказывал разные анекдоты, припоминая события своей жизни, потребовал, чтобы его посадили в кресло. «Надо же быть вежливым, — шутил больной, — меня посещают дамы».


Ночь на 16 марта прошла спокойно. Но под утро он вдруг громко вскрикнул: «Все кончено! Ах, я несчастный!» и затих. В половине шестого утра 16 марта 1881 года русского композитора Модеста Мусоргского не стало...
«Смерть Мусоргского явилась неожиданною для всех, — писал музыкальный критик Михаил Иванов. — Его организм был так крепок, что о серьезной опасности вряд ли можно было думать. Врагом Мусоргского была несчастная склонность (к употреблению спиртных напитков), погубившая стольких даровитых русских людей. Эта пагубная страсть крепко держала его: она и довела его до могилы вместе с артистическими занятиями, всегда обусловливающими более или менее неправильную жизнь и, сверх того, усиленно действующими и на нервную систему...
Как он сильно изменился! Лицо и руки его, белые, как воск, производили странное впечатление,— словно лежал совсем незнакомый человек. Выражение лица, впрочем, спокойное; даже можно было бы думать, что он спит, если бы не эта мертвая бледность. Шевелилось невольно горькое чувство, невольно думалось о странной судьбе наших русских людей. Быть таким талантом, каким был Мусоргский... иметь все данные стоять высоко и жить — и вместо того умереть в больнице, среди чужого люда, не имея дружеской или родной руки, которая бы закрыла глаза».


Гений против употребления
1852–1856 Модест поступает в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где, попав под влияние старших товарищей, начинает пить. Знакомится с М.А. Балакиревым, главой «Могучей кучки». Начинает сочинять музыку.

1858–1868 Выходит в отставку, чтобы «полностью посвятить себя музыке» — и винопитию. Вскоре в Петербурге публично исполняются его первые сочинения: «Скерцо си-бемоль мажор» и хор из трагедии «Царь Эдип». Реформа 1861 года (освобождение крестьян) заставляет Мусоргского поступить на службу в Инженерное управление. Пишет песни, романсы и оркестровые пьесы, в том числе «Иванову ночь на Лысой горе». Чтобы поправить здоровье, проводит три года в имении брата в Минкино.

1869 Влиятельный поклонник его таланта славянофил Филиппов предлагает композитору место канцеляриста — Мусоргский служит в «должности Акакия Акакиевича» в Лесном департаменте. Продолжает пить, и его не увольняют со службы только благодаря покровительству начальника. Пишет камерную оперу «Женитьба» по Гоголю и семь сцен из трагедии Пушкина «Борис Годунов». По ночам пьет в кабаке «Малый Ярославец».

1872-1877 Сочиняет вокальный цикл «Детская», начинает работу над «Хованщиной». Вторая редакция «Бориса Годунова» ставится в Мариинском театре. С середины 1870-х пьет все больше. Пишет свой главный шедевр — фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

1880 Вынужден оставить должность. Работает аккомпаниатором на частных певческих курсах. Живет в меблированных комнатах, почти ни с кем не общается.

1881 В феврале серьезно заболевает. Помраченное сознание, тревожность, страх, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость — налицо все признаки белой горячки. После приступа его помещают в Николаевский военный госпиталь. Два последних дня жизни Мусоргского стали медленной агонией. Он просил приносить ему газеты и читал в них заметки про собственное ухудшающееся состояние. Как только композитору стало лучше, он подкупил больничного сторожа, и тот принес Мусоргскому бутылку коньяка и яблоко на закуску. Эта роковая бутыль вызвала новый смертельный удар, от которого Мусоргский умер 16 марта.

659x277_1_3f8e57e1a7b10d5deaf909c60f9ac190@659x277_0xac120005_14573457431529041128.jpg

Собутыльники

Виктор Гартман
330x426_1_9623654535651192fd5bbaa3e4174d03@330x426_0xac120005_15516071351529041127.jpg
Друг Мусоргского, известный художник и архитектор, умер от алкоголизма в возрасте 39 лет. Мусоргский посетил посмертную выставку работ Гартмана, после чего сам ушел в запой и написал в память о друге «Картинки с выставки».

Илья Репин
330x409_1_609859df42d007f6808714dbd7d0c293@330x409_0xac120005_4221033781529041127.jpg
Главный передвижник был в числе немногих, кто не бросил Мусоргского в беде. В последний месяц жизни композитора он навещал его в госпитале и написал с опустившегося Мусоргского самый известный его портрет.

Арсений Голенищев-Кутузов
330x462_1_3a56d5b55c46bf26622abc3a0e0ee57f@330x462_0xac120005_16530615941529041127.jpg
Третьестепенный поэт, на стихи которого Мусоргский создал два вокальных цикла. Несколько лет они жили вместе, проводя вечера в ресторанах или дома за роялем, музицируя, выпивая и читая стихи

 

Slonik

Noršu
Сообщения
26.715
Реакции
63.286
Не курю с
29.02.2016
Лет курения
24
Метод
Сила Воли
Дневник
Читать »»
Как почитаю Анины посты про великих алкашей, так постоянно не даёт покоя мысль: что лучше для человека, спиться и умереть от белой горячки, но создать нечто великое, или прожить тихо мирно, но не оставить после себя никакого следа?:smoking:
 

Sergey

Одмин
Команда форума
Сообщения
27.617
Реакции
46.247
Лет курения
16
Метод
Табекс
Дневник
Читать »»
Как почитаю Анины посты про великих алкашей, так постоянно не даёт покоя мысль: что лучше для человека, спиться и умереть от белой горячки, но создать нечто великое, или прожить тихо мирно, но не оставить после себя никакого следа?:smoking:
Последнее интереснее, верно? :)
 

Slonik

Noršu
Сообщения
26.715
Реакции
63.286
Не курю с
29.02.2016
Лет курения
24
Метод
Сила Воли
Дневник
Читать »»

Sergey

Одмин
Команда форума
Сообщения
27.617
Реакции
46.247
Лет курения
16
Метод
Табекс
Дневник
Читать »»
Сегодня алкоголь - самый как бы это сформулировать, неэффективный из антидепрессантов. Проще таблетки пить, чем спирт.
А как же душевная кампашка за рюмашечкой? :)
 

Slonik

Noršu
Сообщения
26.715
Реакции
63.286
Не курю с
29.02.2016
Лет курения
24
Метод
Сила Воли
Дневник
Читать »»
А как же душевная кампашка за рюмашечкой? :)
Рюмашка не приведёт к созданию симфонии, надо бухать по-серьёзному, чтобы черти в соавторстве присутствовали.
 

Taha

Пророк
Сообщения
7.613
Реакции
17.900
Лет курения
40
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
Последнее интереснее, верно?
. А я всегда считала, что первое интересней. Но, у большинства получается только первая часть "спиться и умереть от белой горячки", до "создать нечто великое" почему-то не доходит...
 

Sergey

Одмин
Команда форума
Сообщения
27.617
Реакции
46.247
Лет курения
16
Метод
Табекс
Дневник
Читать »»
. А я всегда считала, что первое интересней. Но, у большинства получается только первая часть "спиться и умереть от белой горячки", до "создать нечто великое" почему-то не доходит...
Так надо стараться ;) Напитки менять :)
 

Robot

Гавермент гивз ю андроид ту хелп ер бизнес...
Сообщения
43.184
Реакции
93.184
Не курю с
19.03.2018
Лет курения
17
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
Глубокий эмоциональный кризис, который переживал композитор, выразился двумя вокальными циклами: «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Это самые трагические произведения Мусоргского, в которых явственно ощутимы признаки душевной болезни. Страх, одиночество, пустота, навязчивые видения смерти владели Мусоргским в последние годы жизни.
Всегда одно и то же: употребление порождает депрессию, страх и боль.
 

kinolapka

V.I.P
Сообщения
27.404
Реакции
51.026
Не курю с
06.03.2018
Лет курения
12
Метод
Табекс
Дневник
Читать »»
Как почитаю Анины посты про великих алкашей, так постоянно не даёт покоя мысль: что лучше для человека, спиться и умереть от белой горячки, но создать нечто великое, или прожить тихо мирно, но не оставить после себя никакого следа?:smoking:
ага:Dтакое же впечатления: так и хочется после прочтения купить бутылку алко,напиться и быть великим:giggle::cool:еще очень нравится раздел "собутыльники" - где подробно описываются друзьяшки великого - тоже великие и алкаши:)
 

Slonik

Noršu
Сообщения
26.715
Реакции
63.286
Не курю с
29.02.2016
Лет курения
24
Метод
Сила Воли
Дневник
Читать »»
ага:Dтакое же впечатления: так и хочется после прочтения купить бутылку алко,напиться и быть великим:giggle::cool:еще очень нравится раздел "собутыльники" - где подробно описываются друзьяшки великого тоже великие и алкаши:)
я захотел саке и суши. но до 28 потерплю:angel:
 

Slonik

Noršu
Сообщения
26.715
Реакции
63.286
Не курю с
29.02.2016
Лет курения
24
Метод
Сила Воли
Дневник
Читать »»
:facepalm:ох Лапа... пост кончится 28го. Не по-християнски ща бухать саке, хотя саке, говорят, вообще не водка и не вино, какой-то высер грибов, но всё же пьянит:rolleyes:.
 

В теме: (Пользователей: 0, Гостей: 1)

Назад
Сверху Снизу