Одна из мер, призванных отпугнуть от курения, — законодательное требование помещать на сигаретных пачках угрожающие картинки о смертельном вреде табака. Все больше государств перенимают опыт Канады, первой применившей такую практику еще в 2001 году. Однако данные исследования, проведенного Environics Research Group(http://erg.environics.net/) для правительства этой страны, стали холодным душем для сторонников радикальных мер.
57% участников опроса заявили, что картинки не вызывают у них абсолютно никакого желания бросить курить(в аналогичном исследовании в 2003 году таковых было 52%), а 43% из всерьез задумывающихся бросить курить назвали эту кампанию неэффективной. Лишь 14% курильщиков и 20% желающих завязать посчитали картинки эффективными(пять лет назад их было 18 и 25% соответственно). Растет число тех, кто никогда не смотрит на предупреждающие надписи и картинки. В настоящее время 22% курящих и 19% желающих бросить не обращают на дизайн «от Минздрава» никакого внимания, в то время как пять лет назад таковых было 15 и 11% соответственно. Меньше становится и тех, кто время от времени обращает внимание на предупреждения. Среди курящих их число снизилось с 29 до 22%, а среди желающих бросить курить — с 33 до 24%.
Тем не менее опыт Канады продолжают перенимать. По словам аналитика сайта «Русский табак», совсем недавно на это пошло правительство ЮАР. И в Египте вот-вот на упаковках сигарет появятся «ужастики». В виде либо умирающего с кислородной маской, либо кашляющего ребенка, либо сломанной сигареты, символизирующей импотенцию, с сопроводительной надписью о том, что длительное курение влияет на брачные отношения. Власти Египта поступают еще мягко в сравнении с Евросоюзом, где курение прямо называют причиной импотенции, а на сопровождающей надпись картинке показаны недовольные супруги, сидящие в постели поодаль друг от друга.
Обязательными с нынешней осени станут картинки и в Великобритании. Кстати, недавно тамошние борцы с табаком с помпой отметили годовщину начала кампании по борьбе с курением, в рамках которой его запретили в общественных местах, включая традиционные пабы, теперь массово закрывающиеся. Британский минздрав, рапортуя об успехах(234 тысячи человек бросили курить после введения запрета) и угрожая эпидемией(ежегодно только в Англии «от табака» умирают 87 тысяч человек), не намерен останавливаться на достигнутом и предлагает вовсе отказаться от брендирования: все сигаретные упаковки должны быть одинаковыми, монохромными, а единственным элементом дизайна останутся предупреждающие надписи.