"Налог на здоровье" может быть предусмотрен в новой версии антитабачной концепции
Минздрав поддерживает введение "налога на здоровье", который может составить не меньше 70% от прибыли табачных компаний. Ранее такое предложение выдвигал Координационный совет по защите граждан РФ от алкогольной и табачной зависимости при Общественной палате (ОП). Новый сбор может приносить в казну 30 млрд рублей в год.
О том, что Минздрав в целом поддерживает введение "налога на здоровье", говорится в письме за подписью заместителя главы ведомства Дмитрия Костенникова председателю координационного совета при ОП Султану Хамзаеву (копия письма есть в распоряжении "Известий"). Ранее Хамзаев предложил предусмотреть введение нового сбора в рамках концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы, за разработку которой отвечает Минздрав.
– В свою очередь, правительство Российской Федерации возьмет на себя обязательства тратить перечисленные средства табачных компаний на пропаганду спорта и здорового образа жизни среди населения страны, – предполагал Султан Хамзаев.
Дмитрий Костенников в ответном письме уточняет, что уполномоченным регулятором в сфере налогообложения остается Минфин. Из документа следует, что Минздрав рассматривал идею о "налоге на здоровье" по поручению правительства – в бумаге присутствует ссылка на соответствующее письмо из аппарата кабмина.
В пресс-службе Минздрава не смогли уточнить, обсуждается ли идея с коллегами из Минфина. Представитель Минфина сказал, что в ведомство предложения о введении "налога на здоровье" не поступали.
Ранее сам Минздрав в проекте антитабачной концепции предлагал ввести "экологический налог" на сигареты с 2018 года. Механизм его исчисления не уточнялся, однако идею, как уже сообщали "Известия", не поддержал Минфин наряду с другими новациями, увеличивающими нагрузку на производителей табачных изделий. К проекту концепции имелись замечания и у других ведомств, Минздрав сейчас занимается доработкой документа.
Менеджер по коммуникациям Imperial Tobacco Анна Коврыга заметила, что "необходимость внедрения предлагаемой инициативы не является очевидной".
– Для табачной отрасли уже существует специальный инструмент, в рамках которого решаются все специфические взаимоотношения между производителем табачной продукции и государством – это акцизный налог. Правительством РФ в 2016 году были утверждены "Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов". Текст данного официального документа не содержит подобных предложений, – заметила Коврыга.
Вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в России Сергей Слипченко считает, что "предлагаемая мера едва ли будет способствовать снижению доли курящего населения", и назвал меру "дискриминационным подходом к налогообложению легальной отрасли".
Представитель JTI заметил, что "увеличение налоговой нагрузки на компании отдельно взятой индустрии может подорвать стабильность налоговых поступлений" и "стать тревожным сигналом для других инвесторов, заинтересованных в устойчивой и предсказуемой налоговой системе". Табачные акцизы, уточнили в JTI, обеспечивают 3,6% доходов федерального бюджета.
В других табачных компаниях и отраслевой ассоциации "Табакпром" от комментариев воздержались.
Аналитик табачного рынка Вадим Желнин назвал нелогичным введение нового налога на производителей сигарет при том, что брать "плату за вредность" уже можно с помощью акциза.
– По сути, это и есть спецналог для продукции, которая считается вредной. Проще не придумывать новых схем, а регулировать сборы в рамках акциза. И здесь вопрос регулирования сводится к тому, как максимально обложить продукцию налогом, но при этом сохранить легальный рынок, – сказал Желнин.
При этом аналитик отметил, что сейчас нелегальной продукции на российском табачном рынке не больше 5%.
– А в странах Восточной Европы, где акцизы слишком высоки и в разы превышают российские, до 50% нелегальной продукции, – заметил Желнин.
Аналитик предположил, что идея о введении "налога на здоровье" будет заблокирована финансовым блоком правительства из-за возможных сложностей со сбором налога и ростом доли контрафактных сигарет на рынке.
Отметим, в 2016 году российскими налоговиками был мобилизован акциз с производителей табачной продукции в сумме 466,9 млрд рублей, что на 28% больше, чем в 2015 году (379,1 млрд рублей).
По данным Nielsen, по итогам прошлого года в топ-5 игроков на российском рынке сигарет входят Japan Tobacco Inc. с долей в 32% в натуральном выражении, Philip Morris International (27%), British American Tabacco (23%), "Донской табак" (8%) и Imperial Tobacco (6%). Соответственно именно по ним "ударит" новый налог в случае его введения. По данным базы "Спарк", в 2015 году прибыль до налогообложения JTI в России (ООО "Дж.Т.И. Россия") составила 18,5 млрд рублей, PMI (ООО "Филип Моррис сейлз энд маркетинг") – почти 2 млрд рублей, BAT (АО "МУМТ") – 18,5 млрд рублей, "Донского табака" – 0,5 млрд рублей, ITG (ООО "Империал Тобакко продажа и маркетинг") – 4 млрд рублей. Соответственно введение 70-процентного налога на прибыль этих компаний может принести казне порядка 30 млрд рублей. Для сравнения: бюджетные ассигнования на программу "Развитие здравоохранения" в прошлом году составили 262 млрд рублей.
Источник: Izvestia.ru
Минздрав поддерживает введение "налога на здоровье", который может составить не меньше 70% от прибыли табачных компаний. Ранее такое предложение выдвигал Координационный совет по защите граждан РФ от алкогольной и табачной зависимости при Общественной палате (ОП). Новый сбор может приносить в казну 30 млрд рублей в год.
О том, что Минздрав в целом поддерживает введение "налога на здоровье", говорится в письме за подписью заместителя главы ведомства Дмитрия Костенникова председателю координационного совета при ОП Султану Хамзаеву (копия письма есть в распоряжении "Известий"). Ранее Хамзаев предложил предусмотреть введение нового сбора в рамках концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы, за разработку которой отвечает Минздрав.
– В свою очередь, правительство Российской Федерации возьмет на себя обязательства тратить перечисленные средства табачных компаний на пропаганду спорта и здорового образа жизни среди населения страны, – предполагал Султан Хамзаев.
Дмитрий Костенников в ответном письме уточняет, что уполномоченным регулятором в сфере налогообложения остается Минфин. Из документа следует, что Минздрав рассматривал идею о "налоге на здоровье" по поручению правительства – в бумаге присутствует ссылка на соответствующее письмо из аппарата кабмина.
В пресс-службе Минздрава не смогли уточнить, обсуждается ли идея с коллегами из Минфина. Представитель Минфина сказал, что в ведомство предложения о введении "налога на здоровье" не поступали.
Ранее сам Минздрав в проекте антитабачной концепции предлагал ввести "экологический налог" на сигареты с 2018 года. Механизм его исчисления не уточнялся, однако идею, как уже сообщали "Известия", не поддержал Минфин наряду с другими новациями, увеличивающими нагрузку на производителей табачных изделий. К проекту концепции имелись замечания и у других ведомств, Минздрав сейчас занимается доработкой документа.
Менеджер по коммуникациям Imperial Tobacco Анна Коврыга заметила, что "необходимость внедрения предлагаемой инициативы не является очевидной".
– Для табачной отрасли уже существует специальный инструмент, в рамках которого решаются все специфические взаимоотношения между производителем табачной продукции и государством – это акцизный налог. Правительством РФ в 2016 году были утверждены "Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов". Текст данного официального документа не содержит подобных предложений, – заметила Коврыга.
Вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в России Сергей Слипченко считает, что "предлагаемая мера едва ли будет способствовать снижению доли курящего населения", и назвал меру "дискриминационным подходом к налогообложению легальной отрасли".
Представитель JTI заметил, что "увеличение налоговой нагрузки на компании отдельно взятой индустрии может подорвать стабильность налоговых поступлений" и "стать тревожным сигналом для других инвесторов, заинтересованных в устойчивой и предсказуемой налоговой системе". Табачные акцизы, уточнили в JTI, обеспечивают 3,6% доходов федерального бюджета.
В других табачных компаниях и отраслевой ассоциации "Табакпром" от комментариев воздержались.
Аналитик табачного рынка Вадим Желнин назвал нелогичным введение нового налога на производителей сигарет при том, что брать "плату за вредность" уже можно с помощью акциза.
– По сути, это и есть спецналог для продукции, которая считается вредной. Проще не придумывать новых схем, а регулировать сборы в рамках акциза. И здесь вопрос регулирования сводится к тому, как максимально обложить продукцию налогом, но при этом сохранить легальный рынок, – сказал Желнин.
При этом аналитик отметил, что сейчас нелегальной продукции на российском табачном рынке не больше 5%.
– А в странах Восточной Европы, где акцизы слишком высоки и в разы превышают российские, до 50% нелегальной продукции, – заметил Желнин.
Аналитик предположил, что идея о введении "налога на здоровье" будет заблокирована финансовым блоком правительства из-за возможных сложностей со сбором налога и ростом доли контрафактных сигарет на рынке.
Отметим, в 2016 году российскими налоговиками был мобилизован акциз с производителей табачной продукции в сумме 466,9 млрд рублей, что на 28% больше, чем в 2015 году (379,1 млрд рублей).
По данным Nielsen, по итогам прошлого года в топ-5 игроков на российском рынке сигарет входят Japan Tobacco Inc. с долей в 32% в натуральном выражении, Philip Morris International (27%), British American Tabacco (23%), "Донской табак" (8%) и Imperial Tobacco (6%). Соответственно именно по ним "ударит" новый налог в случае его введения. По данным базы "Спарк", в 2015 году прибыль до налогообложения JTI в России (ООО "Дж.Т.И. Россия") составила 18,5 млрд рублей, PMI (ООО "Филип Моррис сейлз энд маркетинг") – почти 2 млрд рублей, BAT (АО "МУМТ") – 18,5 млрд рублей, "Донского табака" – 0,5 млрд рублей, ITG (ООО "Империал Тобакко продажа и маркетинг") – 4 млрд рублей. Соответственно введение 70-процентного налога на прибыль этих компаний может принести казне порядка 30 млрд рублей. Для сравнения: бюджетные ассигнования на программу "Развитие здравоохранения" в прошлом году составили 262 млрд рублей.
Источник: Izvestia.ru