Я долго думала, с чего же начать...
С грустного или радостного?
Не знаю, решила всё-таки сдать это свой пост так:
***
Однажды маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя.
Неожиданно мама вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну письмо вслух:
«Ваш сын — гений.
Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить.
Пожалуйста, учите его сами».
Через много лет после смерти матери он пересматривал семейные архивы и наткнулся на это письмо.
Он открыл его и прочитал:
«Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми.
Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».
Мальчика звали Томас Эдисон, и к тому времени он уже стал одним из величайших изобретателей XIX века.


***
Эксперимент Розенталя, который тоже срабатывает автоматически с нами)
В 1965 году Розенталь провёл эксперимент: учащимся и учителям сказали, что некоторые испытуемые "талантливее", хотя они были выбраны случайно.
За 8 недель эти учащиеся начали вести себя так, будто действительно превосходят остальных быстрее принимали решения, реже сомневались, а их результаты выросли почти на четверть!
Этот эксперимент признан жестоким и знаете почему? Потому что оставшаяся часть группы пострадала, приняв на себя, что они не окей!
Потом в Цюрихе, спустя годы, повторили этот эксперимент на взрослых: группе сказали, что они "покажут лучшие результаты", потому что в их личности "есть скрытый когнитивный ресурс".
Тесты были идентичны прошлым, но через 40 минут мозг этих людей стал выдавать решения на 89% быстрее.
Исследователи сказали: "Мы не повышали их способности.
Мы ИЗМЕНИЛИ ИХ ОЖИДАНИЕ ОТ САМИХ СЕБЯ."
Один участник признался, что впервые за годы почувствовал ясность:
"Я просто думал, что смогу - и смог."
Розенталь объяснял: человек действует НЕ от способностей, а ОТ ТОГО, ЧТО считает ВОЗМОЖНЫМ.
Ну и конечно, есть и самый мрачный вывод эксперимента:
эффект Розенталя работает и в обратную сторону.
Если человеку внушают, что он "ошибочный", "сложный" , "неудачный", "какой-то НЕДО", то мозг начинает ПОДВЕРЖДАТЬ этот сценарий, как будто проверяет гипотезу, заданную кем-то в детстве.
Нейрофизиологи прям показали мрт, что негативные ожидания окружающих снижают скорость нейронной активности!
На конференции в Гарварде ученые сказали:
"Мы становимся теми, кем нас считают, если вовремя не понимаем, что это не наш голос!"
Когда человек меняет НЕ мотивацию, а ПРОГНОЗ О СЕБЕ (например: "Я та - которая точно сможет!") , психика перестраивается МГНОВЕННО как будто в неё загрузили новую инструкцию движения и нажали кнопку ВКЛ.
***
***
Был такой эксперимент "Монстр".
Или как здоровым детям подарили пожизненное пожизненную психологическую травму...
Представьте себе детский дом.
1939 год.
Группа учёных приходит к детям, чтобы провести эксперимент, типа для лечения заикания.
Но на самом деле это один из самых чудовищных экспериментов в психологии о силе внушения, который потом долгое время скрывали.
Его жертвами стали 22 сироты. Но самая страшная участь постигла тех, кто был абсолютно здоров.
Что сделали с детьми?
Их разделили на две группы. Первой, где дети и так заикались, старались помочь: хвалили, поддерживали. А вот вторую группу - детей с чистой, нормальной речью - ждал ад.
Им систематически, изо дня в день, внушали:
- Ты говоришь неправильно
- Смотри, ты опять запнулся! Тебе вообще лучше молчать!
- Ты должен постоянно контролировать свою речь. С тобой что-то не так.
Представьте этот ужас. Ребёнок, который вчера свободно болтал с друзьями, сегодня слышит от авторитетного взрослого, что его речь - это ужас, что он дефективный, неправильный до такой степени, что лучше помалкивать.
Ему по сути приказывают бояться каждого своего слова!
Конечно гипотеза подтвердилась. Под давлением постоянной критики и внушения у абсолютно здоровых детей развилось настоящее заикание, тревожность, глубокая психологическая травма, они стали меньше общаться со сверстниками, стали замкнутыми.
Они научились молчать, прятать свои эмоции, избегать контактов и это всё из-за слов, которые им говорили.
Что это вообще было? Триумф науки или преступление?
Этот эксперимент, позже названный "Monster Study" ("Исследование-Монстр"), никогда не публиковался официально.
Почему? Потому что сами авторы понимали его чудовищность!
Они взяли самых беззащитных - детей, у которых не было родителей, чтобы их защитить.
Они использовали их как расходный материал, чтобы подтвердить теорию. Даже мурашки от этого!
Университет, причастный к эксперименту, спустя десятилетия принёс извинения и даже вроде выплатил компенсацию этим уже взрослым детям.
Но разве можно извинениями стереть пожизненную неуверенность в себе, подаренную в детстве?
На самом деле, этот эксперимент – жёсткое, даже жестокое, напоминание для всех:
СЛОВА КАЛЕЧАТ!
Вот прям в прямом смысле слова!
И все словесные ярлыки, которые вешали в детстве или вешают сейчас они никуда мимо ушей не пролетают, они остаются внутри УСТАНОВКАМИ, которые определяют судьбу!
Поэтому если кто-то что-то навнушал ребёнку, важно это из себя вытащить, не оставлять это дальше гнить в себе!
И это кстати особенно относится к тем, кто не может сказать "нет" и проглатывают всё, что им говорят, они самые уязвимые!
***