10 Шаг звучит «Мы продолжали делать личную инвентаризацию и когда были не правы, сразу признавали это».
Каждый шаг из двенадцати должен работать в моей жизни каждый день. Я делаю шаги с 4 по 9 не для того, чтобы «пройти по программе» или «сдать шаги» спонсору. В опыте действий по шагам совсем другой смысл. В каждом шаге мне даётся «простой набор духовных средств» для использования в дальнейшей жизни. Десятый шаг говорит мне, что теперь я должен использовать приобретённый опыт в шагах с 4 по 9 в ежедневной жизни. Они должны быть приняты как образ жизни или, если хотите, «образец по которому жить». В предыдущих шагах я учился, как говорит Чак Ч. В «Новых очках»,- «определять, узнавать и избавляться». Именно этот принцип становится основой нового способа жизни и жизненной философии.
Я делал шаги с 4 по 9 чтобы научиться избавляться от того, что «заслоняло меня от сияния духа», что отделяло меня от Бога, от людей и самого себя — от проявлений своего эгоизма. Десятый шаг говорит о том, что я должен продолжать делать это каждый день. Именно эти действия способны «изменить реальность внутри обезумевшего». Либо я буду делать это и будет опыт избавления от навязчивой идеи о выпивке, либо не буду и у меня тоже появится опыт нового употребления.
Коротко смысл 10 шага в том, чтобы продолжать убирать всё, что мешает контакту с Высшей силой и ввести в жизнь и постоянно практиковать то, что этот контакт обеспечивает.
«Продолжали», «Всю оставшуюся жизнь», и «Немедленно» -вот ключевые слова к пониманию 10 шага. Делать это сегодня, завтра и всегда.
Десятый шаг состоит из двух частей:
I. Наблюдения за собой и действий при проявлениях эгоизма.
II. Внесении идеи Божьей воли в свою жизнь.
III. Наблюдения и действия.
В книге написано:
Так мы подходим к Десятому шагу, который предлагает продолжатьпроверку нашей жизни с нравственных позиций, делать личную инвентаризацию и продолжать исправлять те новые ошибки, которые мы делаем на своем пути. Мы стали жить по-новому, когда разобрались с прегрешениями нашего прошлого. Мы вошли в мир Духа. Наша следующая задача — расти в понимании и повышать действенность наших усилий. Это не приходит за один день. Нужно продолжать это делать всю оставшуюся жизнь. Продолжайте наблюдать за эгоизмом, нечестностью, злобой и страхом. Когда они появятся, мы сразу же просим Бога избавить нас от них. Мы немедленно обсуждаем это с кем-нибудь. Если мы обидели кого-либо, то немедленно приносим извинения, возмещаем ущерб. Затем мы сознательно поворачиваем наши мысли к кому-то, кому мы можем помочь. Любовь к другим и терпимость – это наше кредо».
Цель всей программы научить меня новому образу жизни, который обеспечит мне контакт и понимание Высшей силы и даст саму силу. Здесь написано, я стал «жить по новому» с того момента, когда стал разбираться с «прегрешениями прошлого». То есть возмещать ущерб по 9 шагу. То есть, выполнив шаги с 4 по 9 я прошёл курс обучения новому способу жизни и должен был его усвоить. Я вошел в мир Духа. Теперь моя задача придерживаться этих принципов в дальнейшей жизни и расти в их понимании и эффективности (как это работает) на опыте.
Далее даётся чёткая инструкция для жизни на каждый день. С этого момента, если что-то беспокоит меня,- значит что-то не так во мне. Если раньше я занимался обвинением других, самооправданием и самообманом, то теперь, я честно должен увидеть в чём я не прав, не принимая во внимание поведение других людей вообще.
Первое действие 10 шага основано на опыте 4 шага.
Я должен продолжать постоянно наблюдать за своим эгоизмом, а он проявляется в основном: раздражением, злобой, страхом, нечестностью, корыстью, ленью, высокомерием, жалостью к себе и неудовлетворённостью жизнью. Если я позволю этому овладеть мной, то стану бесполезным для выполнения Воли Высшей силы — быть полезным другим и уже никому не смогу помочь.
Эти вещи постоянно присутствовали в моей прошлой жизни, и я никак не мог с ними справиться. Но теперь у меня есть «простой набор духовных средств».
Второе действие предполагает наличие опыта 6 и 7 шага
Выход в том, что как только я увижу их в себе, я должен обрести готовность избавиться от них, установить контакт с Высшей силой с помощью молитвы и попросить избавить меня от этого. Многое отработано ещё и в 4 шаге и есть опыт применения молитв по обиде, страхам, ненормального потребительского отношения к людям.
Следующее действие относится к полученному опыту 5 шага:
Я немедленно, сразу же обсуждаю ситуацию с другим человеком. (обычно со спонсором и ли человеком, которому доверяю). Я должен честно изложить проблему, не пытаясь исказить факты и оправдать себя.
Затем идёт действие из опыта 9 шага.
Если я обидел кого-нибудь, то сразу приношу извинения, если нанёс ущерб-немедленно возмещаю.
Затем действие по 12 шагу, главному духовному принципу программы по стремлению к бескорыстной помощи другим во всех своих делах.
Если ситуация всё ещё беспокоит меня, то применяю средство, которое «помогает там, где ничто другое не помогает». Сознательно начинаю думать о том, что я прямо сейчас могу сделать для других? Кому я могу помочь? И иду помогать другим.
Помогать другим — это выполнение Божьей воли в моей жизни. Когда я делаю это — он заботится обо мне и решает мои проблемы.
10 шаг предлагает мне практиковать Любовь и терпимость - как кредо в жизни. Я не смог бы этого понять, если бы не этап наблюдений из 4 шага, который дал мне понимание того, что я, люди и этот мир духовно-больны и часто мы не ведаем, что творим. Я не смог бы даже приблизиться к пониманию, если бы не получил от Высшей силы дар понимания и прощения людей из моего списка на этапе молитв 4 шага.
В книге написано:
«И еще — мы перестали бороться с чем-либо или с кем-либо, даже с алкоголем. Ибо к этому времени к нам уже вернулось здравомыслие. Алкоголь редко будет интересовать нас. Если возникнет искушение, мы отшатнемся от него как от огня. Мы будем подходить к жизни с разумных и реалистических позиций. У нас само собой появится новое отношение к алкоголю, которое не потребует от нас специальных усилий. Оно просто придет. В этом заключено чудо. Мы больше не боремся и не избегаем соблазнов. Мы ощущаем себя как бы вне сферы действия этих проблем и чувствуем безопасность и защиту. Мы больше не даем зароков, проблема ушла сама. Она больше не существует для нас. В нас нет самоуверенности, но нет и страха. Таков наш опыт. Таково наше состояние до тех пор, пока мы поддерживаем хорошую духовную форму».
Здесь описаны «обещания» а точнее результаты, которые я должен получить от такого способа жизни. Если я их не получил, то скорее всего какой-то из предыдущих шагов не срабатывает и надо обсудить со спонсором.
Когда-то, во втором шаге, я решил поверить, что сила более могущественная может вернуть мне здравомыслие. И вот, «возврат здравомыслия» или избавление от навязчивой идеи о выпивке приходит ко мне как результат такого способа жизни или каждодневных действий.
Я принимаю то, что не в силах изменить и перестаю бороться с такими же, как я, духовно-больными людьми. Мне больше не нужно бороться с алкоголем — проблема ушла сама. Как интересно всё получилось: я делал шаги и пока учился жизни по этой программе и применению принципов, без всяких моих усилий был избавлен от алкоголизма. У всех у нас есть проблемы. Когда я начинал усваивать программу, у меня были проблемы одиночества, отсутствия работы, денег, секса, и многое другое. Проблемы требовали решения. Решал ли я эти проблемы? Нет. Чудо состоит в том, что в этой программе жизни проблемы не решают — от них избавляются. Пока я учился, как перестать постоянно думать о себе и быть полезным другим во всех своих делах, как перестать быть по жизни эгоистичным козлом и делал действия в этом направлении — Бог решил эти проблемы. Для проверки правильности обучения жизни по программе я задаю себе вопрос:
« Получил ли я результат в виде избавления от навязчивого влечения и нового отношения к алкоголю, чувствую ли я себя в безопасности и под защитой, проблема ушла сама?» Да, я имею такой опыт. И книга говорит, что так будет и далее, пока я буду жить по этим принципам. Следующая моя задача — делиться этим опытом с другими.
Теперь я должен усвоить навыки этой программы как способ жизни и постоянно использовать. Это называется поддерживать «хорошую духовную форму», которая является гарантией трезвости.
В книге написано:
«Очень легко забросив всю духовную Программу действий, мы, так сказать, почием на лаврах. Тогда нас ждет впереди беда, потому что алкоголь — коварный враг. Мы не излечились от алкоголизма. Просто каждый день нам дается отсрочка приговора при условии поддержания нашего духовного состояния.»
Очень хорошо дал пояснение к этой части Коля Голубей, применив анологию с больным, который поначалу тщательно выполнял рекомендации врача по лечению и реабилитации и ему стало легче от этих действий:
«После того как больному становится все лучше и лучше, то к нему постепенно начинают приходить мысли на счет компромисса: сделать диету проще, делать меньше упражнений, не ходить на осмотр к врачу. Не сразу, но шаг за шагом в его здоровье начинают происходить незаметные изменения, которые через неделю, две, месяц, два – приводят его к новому приступу.
После того как алкоголику становится все лучше и лучше в результате действий, которые он делает, то к нему постепенно начинают приходить мысли на счет компромисса: меньше ходить на группы, не делать шаги, не звонить спонсору, а может и вообще спонсор не нужен, не брать подспонсорных. И что происходит? Не сразу, но шаг за шагом в его мышлении начинают происходить незаметные изменения, которые через неделю, две, месяц, два – приводят его к новому запою.
Срыв – это процесс компромиссов.»
Итак, моя задача — усвоить и поддерживать такой образ жизни, делиться с другими. В награду — опыт избавления от алкоголизма и заботы Высшей силы, решение всех моих проблем.
II. Внесение идеи Божьей воли.
В книге написано:
« Каждый день мы должны вносить во все наши действия идею Божьей воли. “Как мне служить тебе? Да исполнится воля Твоя (не моя)”. Примерно с такими мыслями мы должны жить изо дня в день. С такими мыслями можно полагаться на свою волю. Это и есть ее разумное использование.»
Поддерживать такой способ жизни для меня не вопрос личной склонности, а вопрос личной безопасности. Речь идёт о моей жизни. Пока я так живу — мне даётся отсрочка приговора. Мне нужно постоянно вносить идею Божьей воли во все свои дела.
А что это значит, вносить идею, выполнять волю Высшей силы? Это значить стремится быть полезным другим во всех своих делах, учиться жить по принципам честности, терпимости, бескорыстия и любви, а всё остальное доверить Высшей силе. С такими мыслями я могу полагаться на свою волю. 10 шаг помогает мне придерживаться и возвращаться в русло Божьей воли каждый раз, когда проявляется мой эгоизм.
В книге написано:
«Немало было сказано о том, что Бог дает нам силу, вдохновение и цель в жизни, ибо он обладает всеобъемлющим знанием и силой. Если мы прилежно следовали всем Его указаниям, то вскоре мы начали ощущать как Его Дух вливается в нас. В какой-то мере мы осознали Бога. Мы стали развивать в себе это жизненно важное шестое чувство. Но мы не должны останавливаться на этом. Мы должны двигаться дальше, то есть совершать поступки, и это означает больше действий.»
Это опять результаты опыта действий по этой части 10 шага. Здесь сказано о том, что если я буду делать это, то получу вдохновение и цель в жизни, я начну в какой-то мере осознавать Бога и ощущать, как его Дух вливается в меня. Возникает «Бог, как я его понимаю» и это не относится к пониманию моего ума или знаний о нём. Это категория опыта и приходит как результат жизни по этим принципам. Сначала «в какой-то мере», затем это жизненно-важное чувство будет расти как результат моих действий. У Чака на этот процесс ушло 6-7 лет. И хотя никто из нас толком не может определить или рассказать, что такое понимание Бога, я определил бы это как определённое состояние. Раньше я имел состояние перманентного беспокойства, раздражения и неудовлетворённости, теперь всё чаще имею состояние довольства жизнью, радости и счастья и именно из этого состояния я в какой-то мере начинаю понимать, о чём толковали ребята, написавшие большую книгу.
Итак, духовные инструменты или «простой набор духовных средств» 10 шага, постоянное применение которых позволяют жить в «мире Духа», это :
1. Наблюдать за собой с целью вовремя обнаруживать проявления эгоизма
2. Сразу же просить Бога избавить (признать перед собой и Богом)
3. Обсудить с другим. (признать перед собой, Богом и другим человеком)
4. Немедленно возмещать ущерб
5. Поворачивать мысли к тем, кому я могу помочь.
6. Прекратить бороться с кем-либо или чем-либо. (Усвоить принципы: «Живи и давай жить другим» «Принимать людей и вещи такими, какие они есть, так как я не в силах это изменить» )
7. Любовь и терпимость к другим использовать как принцип жизни.
8. Внесение идеи Божьей воли во все свои дела.
Всем, желающим пожить в «мире Духа», я рекомендую освоить эти инструменты в шагах с 4 по 9 и использовать их каждый день своей новой жизни. Аминь!