Выражение «кузькина мать» привлекла к себе значительное внимание 12 октября 1960 года после выступления Н. С. Хрущёва в ООН. Переводчик выполнил буквальный перевод — «Kuz’kina mother», который привёл слушателей в замешательство.
Смысл фразы был совершенно непонятен, и от этого угроза приобрела совершенно зловещий характер. В дальнейшем выражение Кузькина мать американцы стали применять к русской бомбе, созданной к осени 1961 г. Однако наука выступила против испытания бомбы такой мощности. Ученые объясняли партийцам и генералам, что им трудно спрогнозировать последствия такого взрыва. Некоторые утверждали, что он запустит термоядерную реакцию в воде, которая содержит некоторое количество дейтерия, и тогда планету разорвет на куски
взрыв океанов.
30 октября 1961 года переоборудованный бомбардировщик Ту-95В на высоте 10 500 метров сбросил АН602 над полигоном «Сухой Нос» на Новой Земле. Бомба опустилась на парашюте до 4000 метров и на этой высоте был осуществлен подрыв.
Взрыв был колоссальный. Огненный шар достиг радиуса примерно 4,6 километра; взрывная волна, отразившись от земли, смяла его основание и подбросила шар вверх. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров. Сейсмическая волна трижды обогнула земной шар. Свидетели почувствовали взрыв на расстоянии до тысячи километров, а звук от него услышали на острове Диксон, в 800 километрах от эпицентра.
Самая мощная водородная бомба не проломила земную кору, но бросила ее в дрожь, а взрывная волна обогнула планету несколько раз.
Вскоре мир понял, что такое «Kuz’kina mother».