Существуют ли границы в борьбе за наше общее благо?
Сигаретные прилавки завалены леденящими душу картинками. И страшно: а вдруг пропагандисты здорового образа жизни разместят в супермаркетах у касс что-нибудь натуральное – в формалине или даже и без него? Заимствуют опыт Петровской Кунсткамеры? От некрофильской анти-табачной кампании на пачках веет густым Средневековьем. Мертвые младенцы многомиллионными тиражами – вот она, черная вакханалия, прикрывающаяся добрым лозунгом «Курить – здоровью вредить». Скосишь глаза на пачку и готов: заикание, или давление поднялось. А сколько депрессий может начаться от такой пропаганды? Трупы в нашей культуре ведь не выставляют напоказ, им оказывают уважение – гуманистическое, религиозное, светское – на любой вкус. В нашей культуре, даже массовой, низовой, даже желтой телевизионной до такого цинизма не доходят, а тут высокие сигаретные бренды!
Мертвые дети для нас – это не язык ни рекламы, ни антирекламы. Особенно в сфере товаров массового спроса. Как и синие юноши на столе в прозекторской. Кощунство это – такая коммуникация, к тому же имени юноши никто не знает и есть подозрение, что умер он совсем не от курения. Впрочем, созерцать рыхлую воспаленную десну, разрушенную пародонтозом, не менее отвратительно. Пародонтоз разве бывает только у курильщиков? А убитые кариесом зубы разве не удел сладкоежек? Но почему этих фотографий нет на конфетах и орешках, почему сыр и масло не украшают изображения атеросклеротических сосудов с холестериновыми бляшками, почему вместо этикеток на пиве не нарисован пивной живот и мутная моча?
Жить вредно, а врать стыдно. Стыдно, объявляя топ-менеджерские вакансии, не указывать, что от стресса человек болеет инфарктом, инсультом, импотенцией. Стыдно не информировать пассажиров самолета, что без необходимости лучше не есть на борту – перепады давления к этому не располагают, да и подавиться можно легко. Стыдно на пляжах не размещать фото рака кожи, как и на одежде, содержащей синтетику. И так далее. До бесконечности.