Духовные советы бросающему курить

10829
7

В православном сознании как совершенно очевидное содержится понятие о несовместимости табакокурения и христианства. Дух Истины, живущий в Церкви, свидетельствует и научает об этом. Однако человек, не вполне еще воцерковившийся, бывает склонен прислушиваться к нашептыванию лукавых помыслов, «оправдывающих» табакокурение при посредстве трех распространенных предрассудков.

Духовные советы бросающему курить

Первый: «Все курят, и ничего». Второй: «Подумаешь, мелочь: ведь не смертный же грех». Третий: «Да это просто человеческая немощь и к духовности отношения не имеет».

В опровержение этой троекратной лжи призовем свидетельства церковного опыта, изучим мнения
Святых Отцов и пастырей Церкви, ознакомимся с историей.

Курение - страсть духовная

Преподобный Амвросий Оптинский

«Пишете, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией: только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска, опять нападет - опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

«Духовный смысл курения и всех мелких "оправдываемых" противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих "нервов", как говорят иногда, не вполне сознавая, что нервы - плотское зеркало души). "Успокаивание» это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения духа. Это успокоение - мираж. Сейчас - пока есть тело - его надо возобновлять постоянно. После это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души".

Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать, куря папиросу. Перед входом в храм Божий откидывается папироса... Но храм Божий ведь - это мы. Кто хочет каждую минуту быть храмом Божиим, откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое нечистое чувство.

...Останется вне Царствия Божия и его законов тот, кто сам, по тем или иным соображениям, «разрешит» себе мелкие грехи. Такой человек, «усыпляющий» свою совесть, делается неспособен переступить грань подлинной жизни духа. Он остается всегда подобен юноше, подходящему ко Христу и сейчас же отходящему от Него с печалию или даже иногда без печали, а просто, чтобы... «покурить»!

Преподобный Силуан Афонский

В 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде железной дороги он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни, хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе жизни...»

И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: "Отче наш"». На это купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан в ответ заметил: «И так всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

Старец Паисий Святогорец

Однажды посетил старца отец, у которого была очень больна дочь, и просил его молитв. Отец Паисий сказал: «Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере, оставь курение, сделай хоть это себе понуждение». И тот с готовностью оставил сигареты и зажигалку прямо на стасидии в церкви у старца.

Святой Никодим Святогорец

«Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм приличия и благовоспитанности, то пусть послушают хотя бы современных этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения, справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и благовоспитанность? Видел ли кто-нибудь разумное живое существо, которое курило бы трубку, наполненную дымящейся и дурно пахнущей травой, и испускало бы целые облака зловонного табачного дыма, как если бы это была горящая печь? В таком виде человек уподобляется дракону, а этот мифический зверь аллегорически изображает диавола.

Курение - страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное, можно сказать, что курение - некий антипод молитвы. Молитва называется у Святых Отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы - курение благовонного фимиама - весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана употреблению зловонного диавольского зелья».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Вместо благоухания кадила в храмах мир изобрел свое благоухание - табачное - и усердно окуривает себя им с жадностью, почти ест и глотает его, и дышит им, и коптит им свои внутренности и жилища свои, производит отвращение к благоуханию кадила, отчего многие даже в храм боятся приходить».

Преподобный Лев Оптинский

…Однажды среди присутствовавших был человек, который сознался, что не исполнил старческое приказание. Он не бросил курение, как приказал ему старец. Отец Лев грозно приказал вывести этого человека из келии.

Свидетельство автора статьи: личный опыт избавления от табакокурения

В то время автор, недавно крестившийся студент, умеренно покуривал и вовсе не собирался оставлять это «невинное удовольствие, к духовности отношения не имеющее». Ведь главное - знать меру, не так ли? А суждения о том, что курение - грех, «каждение бесам», «бесов ладан», относил к суеверному фанатизму отдельных не очень грамотных верующих.

Однажды, гуляя по улицам Москвы, вздумалось ему зайти в Донской монастырь. Сигаретка, дополнявшая удовольствие прогулки, перед святыми вратами была культурно выброшена в урну. Первое, что подобает сделать паломнику, - это войти в храм и поклониться святыням. И вот, перекрестившись, он собрался было уже приложиться к храмовой иконе, которая по обычаю стоит на аналое посреди собора, как вдруг ум пронзает мысль... Мысль эта была о том, что лобзание иконы после сигареты, обкуренными устами есть мистическое поругание святыни. Сразу и без доказательств стало понятно, что табакокурение и святыня в принципе несовместимы, что курение богопротивно.

Лукавить и оправдываться перед ней стало просто немыслимо: своей бытийной реальностью она мгновенно обезценила все «за» курения, обозначив дилемму: либо с Богом, либо с табаком. На этом табакокурение для автора закончилось раз и навсегда. Потом были и искушения, и приражения «переубеждающих» бесовских помыслов, и «до свиданья» компаньонам-курильщикам, и удивительно яркие сны о «сладостном» куреве (замечательно, что даже во сне совесть отзывалась на эти сюжеты очень остро, как на тяжелое грехопадение). Но по мере воцерковления все расточилось и исчезло, «яко исчезает дым» (Пс. 67. 2).

Как не обмануться, бросая курить

В стремлении освободиться от курения человек рискует попасть в сети лукавого, скрытые на путях освобождения от никотинозависимости. Особенно если выбирает один из трех окольных путей, каковые суть: медицинский, аутотренинг и кодирование.

Первый, медицинский, в принципе может быть приемлем для христианина, как и вообще всякое врачебное искусство. Но само по себе врачевство телесное не достаточно для излечения порока, который имеет корни в духовной сфере. Поэтому необходимо дополнить медицинские средства духовными, и тогда будет успех. А положившись на одну лишь медицину, есть опасность забыть о духовной брани и тем загнать болезнь вглубь, предоставив разрастаться далее и давать метастазы.

Оздоровление тела без исцеления души - один из наиболее почитаемых идолов апостасийной «церкви комфортопоклонников», и христианину не годится даже косвенно причащаться такому идолопоклонству. Раз болезнь духовная, то и врачевства против нее должны быть духовные, вроде предложенных преподобным Амвросием. А медикаментозные и психотерапевтические средства годятся только для поддержки, если «больной» уж очень малодушествует.

Еще менее медицинского пригоден для христианина путь аутотренинга, или самовнушения. Здесь предполагается одоление навязчивой привычки собственным волевым усилием. Тем самым человек вступает в единоличную, без помощи Божией, борьбу с волей демонской, намного более сильной и лукавой, нежели человеческая. Самонадеянность - совсем негодное оружие для борьбы с бесами, и выбирает этот «картонный меч» наивный «воин» даже не сам, а, скорее, по внушению тех же бесов, готовящих ему посрамление.

Иногда, правда, демоны применяют другую хитрость: имитируя свое поражение, ослабляют табачные узы, и гордый «победитель-с-картонным-мечом» начинает усердно рекламировать «спасительный» метод аутотренинга тем курильщикам, для которых покаяние есть что-то непонятное, неприятное и ненадежное. При помощи этого маневра демоны развивают в человеке страшную, сверхобычную гордость, делая его душу мертвой для покаяния и уподобляя человека первому гордецу - сатане - гораздо более существенно, нежели посредством табакокурения. Вдобавок пожинается жатва душ, совращенных со стези покаяния пропагандой «самоспасательной» методики.

Третий способ, кодирование, есть прямое обращение к бесам. В то время как аутотренинг имеет под собой хоть какую-то научную почву, кодирование пользуется наукообразием только для маскировки своей сути. Прежде чем получить «установку», якобы подавляющую влечение к табаку, курильщику следовало бы задуматься. По замыслу Творца, человек как личность императивно владеет своей природой, и личная воля должна доминировать над влечениями - как плотскими, так и психическими. Грехопадение перевернуло эту иерархию, и теперь всевозможные безпорядочные влечения управляют человеком, как известные Лебедь, Рак и Щука. Только через покаяние и обращение ко Христу и только силой Его благодати можно исправить падшую природу, восстановив богоданный порядок.

Кодирование же, не меняя в целом ситуации, предлагает, так сказать, «впрячь в телегу» еще некую силу, обещая, что с ее установкой «воз» успешно будет «сдвинут с места». Кодировщик-гипнотизер (кодирование, по сути, все тот же давно известный и разоблаченный гипноз), наводя для отвода глаз псевдонаучную «тень на плетень», обычными колдовскими методами «припрягает» к и без того демонизированному телу курильщика еще одного (а то и не одного) сильнейшего демона, и «воз» начинает с ускорением катиться в преисподнюю: курильщик из просто курильщика становится бесноватым!

Чтобы расстаться со страстью к табакокурению и избежать упомянутых сетей лукавого, необходимо обратиться к врачевствам, предлагаемым Господом Иисусом Христом в Его Святой Церкви. В первую очередь - к Таинству покаяния. Если положено такое начало, то, вооружившись твердой решимостью и упованием на помощь Божию, следует понудить себя - и бросать курево, не смущаясь трудностью борьбы, присущей всякому христианскому подвигу, потому что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11. 12).

«Старец (Амвросий) услыхал от одной духовной дочери признание:
- Батюшка! Я курю, и это меня мучит.
- Ну, - ответил ей старец, - это беда невелика, коль можешь бросить.
- В том-то, - говорит, - и горе, что бросить не могу!
- Тогда это грех, - сказал старец, - и в нем надо каяться, и надо от него отстать».

Духовные советы бросающему курить

В заключение предлагаем несколько советов, основанных на опыте борьбы кающихся курильщиков со своим недугом и согласных с общим опытом христианского подвижничества.

Первый совет

Без Христа - вся затея пуста!
Бросать курить надо только ради Христа, осознавая табакокурение как грех, прогневляющий Самого Господа. В противном случае, когда примешивается иная мотивация, например: «для здоровья», «для экономии», или что «так принято», или чтобы «произвести впечатление», тогда отказ от курения бывает очень ненадежным.

Бесы, эти опытнейшие совратители, могут легко опровергнуть любую эгоистическую мотивацию и, выбрав удобный момент, убеждают курильщика в необоснованности его решения оставить сигареты: «Вот видишь, ты был не прав - на эти вещи можно взглянуть совсем по-другому, так что не смущайся, закуривай!» Несчастный, сбитый с толку, закуривает - и совершает повторный грех (а рецидив судится строже).

Поэтому сколько бы ни было побудительных причин бросить курево, бросать надо ради Христа. По слову святого Серафима Саровского: «Лишь только ради Христа делаемое дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же, не ради Христа делаемое, - хотя бы и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает"».

Второй совет

Бросать надо сразу. Только такое покаяние приемлется Богом и привлекает благодатную помощь Божию.
А идея о том, что можно бросить, уменьшая понемногу количество употребляемого курева, не что иное, как бесовское лукавство, прикрывающее самонадеянность и неверие в силу Божией помощи.

Действительно, осознавший греховность табакокурения человек, позволяющий себе изредка «побаловаться» табаком, совершает уже сознательный грех, так что эта редкая сигаретка вменяется ему в большее осуждение, нежели «запойное» курение до осознания греха.

Демоны могут отстать от такого прельщенного, имитируя действенность лукавой «эволюционной» методики, но нераскаянность его крепко держит душу на привязи, так что бесы легко могут вновь заставить его закурить после сколь угодно длительного воздержания.

Третий совет

Если не хватает решимости бросить сразу, то ни в коем случае нельзя отчаиваться. Наоборот, следует помышлять, что через замедление помощи Подвигоположник Христос побуждает человека на подвиг. Посильный подвиг, совершаемый с верой, несомненно, привлечет помощь Божию. Что же в силах предпринять курильщик против своего порока?

Во-первых, установить себе правило ежедневно, утром и вечером, молиться конкретно об избавлении от этого порока. Это может быть самая краткая простая молитва своими словами, но от сердца.

Во-вторых, воздержаться от курева в установленные Церковью постные дни, среду и пятницу (а по силе - и в большие посты). Обязательно воздержание от курева в течение нескольких дней перед Святым Причащением. Такой пост, посвященный Богу, имеет великую силу, по сказанному: «Сей род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21).

В-третьих, искренне, без самооправдания, каяться в каждой выкуренной сигарете (причем сразу же). И потом исповедать курение как грех в Таинстве исповеди, также исповедать свое нерадение в борьбе с курением.

В-четвертых, продумать здравую тактику уклонения от лиц, мест, обстоятельств, которые соблазняют на курево. От чего-то придется отказаться, но духовная свобода того стоит.

Четвертый совет

Не бойся умереть - бойся погибнуть!
Не стоит смущаться восстанием страстей и демонских нападений, которые последуют вслед за отказом от курения. Правильнее считать это положительным опытом, попускаемым Господом для укрепления решимости противостоять греху, по слову святого апостола Павла:

«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12. 4-6).

Пятый совет

Не болезнь болит, а больной болеет.
Следует ясно осознавать, что мучения бросившего курильщика вызываются не столько абстиненцией или психическим дискомфортом, сколько непосредственным прессингом (давлением) бесовской энергии на душу.

Это распознается по характерным признакам: например, уму представляются картины, прельстительно изображающие курение табака, причем их яркость и «грамотность» с точки зрения режиссуры таковы, что приписать собственной фантазии человека их невозможно. Или натиск очень отчетливых словесных (вплоть до «голосов») помыслов, побуждающих закурить, причем даже совсем неопытная душа ощущает их как вторжение извне. Или, тоже характерный признак, восстание страстей, генетически никак не связанных с табакокурением, например, внезапная и безпричинная вражда со стороны кого-то из близких.

Естественно, что бесы страшно встревоживаются и озлобляются, видя человека освобождающимся из пут куревозависимости, и поэтому, пользуясь остатками своей власти, они прилагают чрезвычайные усилия удержать душу; и среди прочего, внушают мнение о невыносимой болезненности отказа от курева.

О греховности культа табакокурения свидетельствуют Святые Отцы, свидетельствуют пастыри церковные, свидетельствуют многочисленные христиане, отвергшиеся с помощью Божией этого порока, свидетельствует - и это очень важно - совесть самого курильщика, когда дух покаяния развеет мрачную мглу бесовщины.

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12. 1-3).


Тогда проходите план отказа от курения.
С его помощью бросить будет гораздо проще.

Комментарии
Оставить комментарий





Нажимая кнопку "Отправить" я выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных.