Коронавирус в вопросах и ответах:
Q: Почему коронавирус — это действительно опасно?
A: Тому есть несколько причин:
1. По статистике ВОЗ, сезонный грипп за год уносит от 350 до 650 тысяч жизней. Коронавирус, конечно, не бубонная чума и не испанка, но летальность у него в несколько раз выше гриппа. По одним данным в 4 раза, по другим в 30. Но нам достаточно одного слова: "выше". Даже если вчетверо, это уже миллионы трупов ежегодно.
2. У коронавируса пока не выявлена сезонность — в жарком Сингапуре он чувствует себя не хуже, чем в прохладной Италии. А значит, можно ожидать, что вместо характерного для гриппа весеннего и осеннего нарастания-спада, будет нарастание-нарастание-нарастание.
3. Процент смертей, с которым мы имеем дело сейчас — это "не смогли спасти в больнице". Как только койкоместа и аппараты ИВЛ кончатся, все "тяжелые" случаи автоматически переедут в "летальные".
4. Пока не изучены осложнения. У гриппа например они есть: целый букет, и очень мерзкий. А у коронавируса? Пока не знаем. Но можно ожидать самой разной дряни.
Q: За счёт чего опасен COVID-19?
A: У него почти идеальный баланс заразности и летальности. Атипичная пневмония например была гораздо летальнее — и поэтому сдохла сама: слишком быстро убивала своих носителей. А сезонная простуда распространяется отлично, но не убивает.
Коронавирус — между ними. В той идеальной точке, в которой он уже смертелен, но ещё не так сильно, чтобы эпидемия затухла в зародыше. Другими словами — если бы мы с вами хотели придумать такой вирус, который убьёт как можно больше людей на планете, это было бы что-то типа COVID-19.
Q: В чем сейчас основная стратегия врачей?
A: Замедлить эпидемию и выиграть время.
Q: А какой смысл замедлять? Всё равно ведь все переболеют!
A: Смысл огромный.
Во-первых, при более медленном распространении люди будут попадать в больницы один за другим. По очереди, а не всей толпой — а значит, "тяжелым" пациентам хватит коек, аппаратуры и внимания персонала. Кому не хватит, те умрут.
Во-вторых, идёт поиск вакцины. Сколько времени потребуется, чтобы создать её и наладить производство — неизвестно. Также может оказаться, что вакцину создать невозможно, но кроме вакцины могут быть и другие препараты, воздействующие на вирус. Над ними тоже работают. И важно сберечь пожилых до момента, когда они смогут привиться.
В-третьих, с наступлением лета картина может измениться. Да, в тепле коронавирус чувствует себя неплохо, но есть ещё и ультрафиолет. Он убивает всё к чёртовой матери, и потенциально может хотя бы замедлить эпидемию.
В-четвёртых, вирус мутирует...
Q: Но ведь "мутирует" — это наоборот плохо!
A: Нет. Это отлично. Нынешнее соотношение летальности вируса — близко к идеальному. В какую бы сторону ни мутировал коронавирус, это сделает его безопаснее.
Если он облюбует бронхи — станет заразнее и перестанет убивать. Если предпочтёт лёгкие, будет гораздо смертельнее, убьёт кучку народу и вместе с ними сдохнет сам. Кроме того, сама эволюционная стратегия подталкивает любой вирус к тому, чтобы не убивать своего носителя. Так что мутации — благо. Рано или поздно они сделают COVID-19 ещё одним скучным вирусом на нашей планете. Либо убьют его. А до тех пор нам надо постараться не переболеть, не нажить осложнений и сберечь стариков.
Q: Что делать?
A: Сидеть дома. Реально. Без паники, просто спокойно сидеть дома. Не ездить на метро, не ходить по офлайн-магазинам, брать работу на дом.
Если всё же свербит куда-то выйти, прогулка по улице почти безопасна. Тем более в парке или у моря. Самые опасные — это места со стоячим воздухом, теплые, влажные, многолюдные, куда один кашлянул, а тысяча вдохнула.
Разумеется, самоизоляцию реально могут позволить себе не все. Но каждый человек, который изолировался, замедляет распространение эпидемии. Если вам не позарез — сидите дома: этим вы обезопасите тех, кому позарез.
Q: Но мне же 25 лет, а не 70! Чего мне-то изолироваться?
A: Затем, чтобы не быть разносчиком. Отдельным счастливчикам, кстати, удавалось и в 20 умереть от коронавируса, но ключевое — это не помогать вирусу добраться до пожилых людей. Ваше тело для этого подходит идеально. Если едете в метро, знайте: вы курьер по доставке смерти. Без всякого преувеличения.
Q: Я не общаюсь с пожилыми людьми! Родителям звоню по скайпу, продукты им заказываю с доставкой, даже с бабушками в подъезде больше не здороваюсь! Хотя бы в таком случае я могу не изолироваться?
A: Кратко: нет. Вы можете передавать вирус не напрямую. Даже если вы бессимптомный носитель, по статистике вы поделитесь инфекцией с 2-3 людьми. А удачно прокатившись на метро — с парой десятков. Каждый из них передаст ещё паре-тройке человек. Те дальше по цепочке.
Это как дерево с веточками. Каждая веточка — зараженный носитель. Каждый листик — труп старика.
Q: Но ведь это касается только случая, когда я болен. Здоровому-то можно!
A: Вы не знаете, здоровы вы или больны. Инкубационный период — две недели, и в это время вирус уже заразен. Также он может течь бессимптомно и дальше.
Q: Да брось, вероятность же мизерная! В моей стране заражено 30 тысяч человек максимум, умерло меньше тысячи. На много миллионов! Вероятность, что я заразен, исчезающе мала.
A: Вот и нет. Мне попадалась очень неплохая математическая модель, доказывающая, что на каждый смертельный случай приходится как минимум 800 бессимптомных носителей. Чисто по статистике. Так что если в вашей стране умерло 1000 человек, смело умножайте на 800. Вот примерно столько людей прямо сейчас ходит с вирусом. И вы в их числе (по крайней мере, именно из этого стоит исходить, оценивая свою опасность в отношении других людей).
Кроме того, в отдельных странах (в России например) тестов практически нет. Провериться на вирус негде: ни платно, ни бесплатно. Легкие случаи диагностируются как ОРВИ, тяжелые как "двусторонняя пневмония", смерти — вообще как угодно. Реальная распространённость вируса может оказаться в десятки, если не в сотни раз выше — недавно, к примеру, COVID-19 обнаружили у двух россиян, прилетевших в Израиль. Они никогда не были ни в Китае, ни даже в Италии.
Q: Звучит страшно.
A: На самом деле, всё может и не так страшно. Либо будет вакцина, либо солнечный ультрафиолет прибьет вирус, а если ни то и ни другое, то рано или поздно COVID-19 мутирует в какую-то фигню и мы о нём забудем. Главное, дожить, досидеть и не наделать до тех пор глупостей, о которых потом придётся жалеть.
Q: Чем я могу помочь?
A: Для начала изолируйтесь. Гулять в парке или вдоль моря скорее можно, а помещения и общественный транспорт — табу. Кроме того:
- Обеспечьте продуктами и развлечениями своих стариков. Звоните им чаще. Закажите доставку продуктов и лекарств им на дом. Уговорами и шантажом убедите их отказаться от привычных ритуалов (пожилым это тяжело), чтоб не ездили на трамвайчике в гастроном. Вот реально чтоб не ездили.
- Возьмите себе за правило протирать антисептиком дверную ручку в подъезде и кнопки в лифте. Без фанатизма, просто если выходите, протрите. Это ведь несложно. Остальные этого не сделают, и даже не узнают, что вы, возможно, их спасли.