ОХОТА ЗА ТЕНЬЮ.
(очередной мистический опус)
Повествование сие вряд ли можно отнести к разряду рассказов. Более того, оно, пожалуй, тяжело для понимания и даже прочтения, но с точки зрения того, как эта "охота" меня изменила, описывает одно из самых моих радикальных преобразований, с которым мало сравняться мантры или путешествия в прошлые жизни.
(очередной мистический опус)
Повествование сие вряд ли можно отнести к разряду рассказов. Более того, оно, пожалуй, тяжело для понимания и даже прочтения, но с точки зрения того, как эта "охота" меня изменила, описывает одно из самых моих радикальных преобразований, с которым мало сравняться мантры или путешествия в прошлые жизни.
Два человека оказали на меня влияние в этом деле. Один (К.Г.Юнг) выступал скорее теоретическим вдохновителем, а второй - Диана Хамильтон, как говорится "пнула под зад".
Авторство самого понятия Тень, о которой и пойдет речь в этом повествовании, принадлежит Юнгу (а впоследствии используется всей юнгианской психологией).
В своей Красной книге он писал:"
«То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа,
это несомненно большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех,
самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг,
которого я хочу любить, что тогда?»
Немного позднее, ему приснился сон и послуживший началом работы с Тенями.
«Я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал меня, и ободрил.
В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру.
В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть. И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной, и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по пятам.
И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек»
Справедливости ради следует сказать, что чисто абстрактные рассуждения Юнга и его последователей особого влияния на меня не оказали, пока мне не суждено было встретиться с Дианой.
И хотя наша встреча была виртуальной, а общение исключительно в сети, значение его в моей жизни переоценить трудно. Дианочка не просто удивительный человек, она - учитель Дзен (США), разрабатывавшая лет 10-12 назад практику работы с Тенью для Интегрального Института. И, хотя наши пути-дороги в понимании мироздания разошлись, моя благодарность к ней до сих пор живет в моем сердце.
И, после такого благодарственного вступления, все равно потребуется небольшое повествование о Тени. Что она из себя представляет? В чем ее опасность для отношений? Можно ли понять имеете вы дело тенью или нет? Как Тень проявляется?
Во-первых, стоит указать на то, что понятия Тени и, как следствие, работы с ней нет ни в одной древней традиции. Ни христианство, ни буддизм, ни мусульманство, ничего подобного не знали. Это - одно из значимых достижений современности. Поэтому, как бы усиленно человек не медитировал, как бы тщательно не молился, как только он выйдет из уединения и столкнется с "миром", так сразу наружу могут повылезать все его старые реакции.
Тень имеет диалогическую природу. Ее нет, когда вы наедине с самим собой. Внутри самого себя может быть полный покой, умиротворение, тихая радость. Но, как только вы вступите в отношения с кем-то, то последуют эмоциональные реакции, не зависящие от сознания. Способов взаимодействия со своими собственными эмоциями очень много. Тень - всего лишь один из возможных вариантов. И, к сожалению, не самый здоровый, особенно в зрелом возрасте.
Нужно также понимать, что очень трудно определить есть ли у кого-либо теневые реакции или нет. Единственное, что возможно наверняка - понять есть ли они у самого себя и устранить их. Все остальное - предположения и не более того.
Итак, Тени возникают возникают в отношениях, могут продолжаться какое-то время после них, пока эмоции не пойдут на спад.
Тень - наша "уникальная" способность переживать свои эмоции как чужие. Когда мы не в состоянии или не способны пережить эмоцию, мы разотождествляемся с ней. И наделяем ею кого-либо или что-либо.
Примеры:
1. Человек не в состоянии пережить злость. Он превращает ее из "я-злой" в "он-они-она - злые". Это - защитный механизм, не более того. Ну, не в состоянии он принять, что злой. Мама с папой так воспитали. Нельзя быть злым. Зло у него уходит в тень. Оно больше не его. Зато весь мир (или кто-то конкретно) начинают быть злыми и строить козни.
2. Человек не способен принять раздражительность в себе. Это - пример из моей собственной жизни. Мое собственное раздражение я загнал в Тень. И раздражительной стала жена. Вернее я ее стал воспринимать как раздражительную истеричку. Еще бы внутри моего сознания я был спокоен! А вот она - раздражена. Главное, отличие Тени в том, что это самое "ее раздражение" я переживал внутри своего сознания. Это - один из маркеров тени. Мы не способны переживать чужие эмоции!!! Мы способны о них догадываться, интонации в речи, по мимике лица, по положению тела. Но, не переживать их вместе с человеком.
Теперь представьте в каких сложных отношениях можно оказаться, если повстречаешься с Тенью. Ни доказать, ни убедить ни в чем не возможно.
Тень сужает собственное сознание человека, делая его более закрытым от мира. Чем больше эмоций в Тени, тем труднее коммуникация.
Что с этим можно и нужно делать?
- если есть достаточный уровень самосознания, позволяющий наблюдать за эмоциями, то можно отследить, какие эмоции в сознании проходят под "он-она-оно" и перевсти их в "я". Вернуть их себе. Научиться их проживать заново, но уже как свои собственные.
2. Более трудный вариант и более запутанный. Если что-либо эмоционально воспринимется в третьем лице (он-она-оно) то
а) определить есть такое или нет;
б) вступить во внутренний разговор.
(Чтобы было понятнее объясню на примере из моего прошлого. Начав наблюдать за Тенями, обнаружил, что у меня США в Тени. Еще бы советсткое прошлое с его "империей зла" давало о себе знать. Я вообще не мог вопринять Штаты как страну. Ну, разве что как место проживания каких то ущербных, злых, гомо и лесби, наводненной преступниками... Диалог был прост.
- Америка ты чего такая плохая?
- Чего это я плохая, я разная и во мне есть все.
- дык преступность у вас!
- не больше чем у Вас! ...
... и в таком же духе дальше.
в) вернуть чувство себе. Пережить все в "я", а в не в "она".
В итоге "злость" на Штаты оказалась моей собственной злостью, умело переведенной на целую страну еще во времена СССР. Сейчас зачастую точно также поступают с целыми странами и народами. Очень выгодно. Моя злость на себя и свою страну гораздо опаснее, чем на "врага". Эффект был сразу. У меня появилась масса друзей в Штатах. И первое время моему удивлению не было предела, насколько отзывчивы и добры те люди, к которым я обращался по самым разным вопросам.
P.S. Послесловие к "Охоте за тенями".
Ни в коем случае не следует думать, что Тени - это единственный из возможных вариантов нашего обращения с эмоциями. Далеко не единственный. Их десятки. И каждый требовал бы своего рассмотрения для того, чтобы получить более полную картину...
Авторство самого понятия Тень, о которой и пойдет речь в этом повествовании, принадлежит Юнгу (а впоследствии используется всей юнгианской психологией).
«То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа,
это несомненно большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех,
самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг,
которого я хочу любить, что тогда?»
Немного позднее, ему приснился сон и послуживший началом работы с Тенями.
«Я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал меня, и ободрил.
В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру.
В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть. И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной, и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по пятам.
И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек»
Справедливости ради следует сказать, что чисто абстрактные рассуждения Юнга и его последователей особого влияния на меня не оказали, пока мне не суждено было встретиться с Дианой.
И хотя наша встреча была виртуальной, а общение исключительно в сети, значение его в моей жизни переоценить трудно. Дианочка не просто удивительный человек, она - учитель Дзен (США), разрабатывавшая лет 10-12 назад практику работы с Тенью для Интегрального Института. И, хотя наши пути-дороги в понимании мироздания разошлись, моя благодарность к ней до сих пор живет в моем сердце.
И, после такого благодарственного вступления, все равно потребуется небольшое повествование о Тени. Что она из себя представляет? В чем ее опасность для отношений? Можно ли понять имеете вы дело тенью или нет? Как Тень проявляется?
Во-первых, стоит указать на то, что понятия Тени и, как следствие, работы с ней нет ни в одной древней традиции. Ни христианство, ни буддизм, ни мусульманство, ничего подобного не знали. Это - одно из значимых достижений современности. Поэтому, как бы усиленно человек не медитировал, как бы тщательно не молился, как только он выйдет из уединения и столкнется с "миром", так сразу наружу могут повылезать все его старые реакции.
Тень имеет диалогическую природу. Ее нет, когда вы наедине с самим собой. Внутри самого себя может быть полный покой, умиротворение, тихая радость. Но, как только вы вступите в отношения с кем-то, то последуют эмоциональные реакции, не зависящие от сознания. Способов взаимодействия со своими собственными эмоциями очень много. Тень - всего лишь один из возможных вариантов. И, к сожалению, не самый здоровый, особенно в зрелом возрасте.
Нужно также понимать, что очень трудно определить есть ли у кого-либо теневые реакции или нет. Единственное, что возможно наверняка - понять есть ли они у самого себя и устранить их. Все остальное - предположения и не более того.
Итак, Тени возникают возникают в отношениях, могут продолжаться какое-то время после них, пока эмоции не пойдут на спад.
Тень - наша "уникальная" способность переживать свои эмоции как чужие. Когда мы не в состоянии или не способны пережить эмоцию, мы разотождествляемся с ней. И наделяем ею кого-либо или что-либо.
Примеры:
1. Человек не в состоянии пережить злость. Он превращает ее из "я-злой" в "он-они-она - злые". Это - защитный механизм, не более того. Ну, не в состоянии он принять, что злой. Мама с папой так воспитали. Нельзя быть злым. Зло у него уходит в тень. Оно больше не его. Зато весь мир (или кто-то конкретно) начинают быть злыми и строить козни.
2. Человек не способен принять раздражительность в себе. Это - пример из моей собственной жизни. Мое собственное раздражение я загнал в Тень. И раздражительной стала жена. Вернее я ее стал воспринимать как раздражительную истеричку. Еще бы внутри моего сознания я был спокоен! А вот она - раздражена. Главное, отличие Тени в том, что это самое "ее раздражение" я переживал внутри своего сознания. Это - один из маркеров тени. Мы не способны переживать чужие эмоции!!! Мы способны о них догадываться, интонации в речи, по мимике лица, по положению тела. Но, не переживать их вместе с человеком.
Теперь представьте в каких сложных отношениях можно оказаться, если повстречаешься с Тенью. Ни доказать, ни убедить ни в чем не возможно.
Тень сужает собственное сознание человека, делая его более закрытым от мира. Чем больше эмоций в Тени, тем труднее коммуникация.
Что с этим можно и нужно делать?
- если есть достаточный уровень самосознания, позволяющий наблюдать за эмоциями, то можно отследить, какие эмоции в сознании проходят под "он-она-оно" и перевсти их в "я". Вернуть их себе. Научиться их проживать заново, но уже как свои собственные.
2. Более трудный вариант и более запутанный. Если что-либо эмоционально воспринимется в третьем лице (он-она-оно) то
а) определить есть такое или нет;
б) вступить во внутренний разговор.
(Чтобы было понятнее объясню на примере из моего прошлого. Начав наблюдать за Тенями, обнаружил, что у меня США в Тени. Еще бы советсткое прошлое с его "империей зла" давало о себе знать. Я вообще не мог вопринять Штаты как страну. Ну, разве что как место проживания каких то ущербных, злых, гомо и лесби, наводненной преступниками... Диалог был прост.
- Америка ты чего такая плохая?
- Чего это я плохая, я разная и во мне есть все.
- дык преступность у вас!
- не больше чем у Вас! ...
... и в таком же духе дальше.
в) вернуть чувство себе. Пережить все в "я", а в не в "она".
В итоге "злость" на Штаты оказалась моей собственной злостью, умело переведенной на целую страну еще во времена СССР. Сейчас зачастую точно также поступают с целыми странами и народами. Очень выгодно. Моя злость на себя и свою страну гораздо опаснее, чем на "врага". Эффект был сразу. У меня появилась масса друзей в Штатах. И первое время моему удивлению не было предела, насколько отзывчивы и добры те люди, к которым я обращался по самым разным вопросам.
P.S. Послесловие к "Охоте за тенями".
Ни в коем случае не следует думать, что Тени - это единственный из возможных вариантов нашего обращения с эмоциями. Далеко не единственный. Их десятки. И каждый требовал бы своего рассмотрения для того, чтобы получить более полную картину...


всем спокойной ночи 


Завтра буду переустанавливать..
Главное - не курить, а где, с кем, второстепенно...
Рука не поднимется