Новые знания 2# Стодневка по фотографии

  • Автор темы Автор темы ЯНаталИЯ
  • Дата начала Дата начала
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Приветствую ребята!

Напоминаю, что до 9-го июля (не позднее воскресенья!) нужно выложить отчетные фотографии по теме "Репортаж" в Конкурсный альбом. Не волнуйтесь и не переживайте, у вас все получится, мы в вас искренне верим и очень ждем ваши работы!
Итак, 11 неделя, 11-я тема. Готовы?

БАЛАНС
Задание по теме:

Учимся равновесию в фотографии. Баланс на фотографии можно достичь с помощью цвета(на контрасте теплого и холодного, светлого или темного), тона, фактуры, или размещения рядом нескольких предметов разного размера.

Материалы по теме:
Баланс в фотографии для начинающих

Этот материал показался мне довольно интересным, но и несколько расплывчатым, особенно в начале. Не стоит воспринимать его раскладывая на части. Нужно попытаться осознать его целиком. В целом речь идет об давно известных вещах, но предлагается немного другой подход: взглянуть с обратной стороны, положить фундамент под известные вещи, и на основе него уже воспринимать, например, понятие симметрии.
Некоторые термины, возможно, выбраны не совсем удачно. Это сделано для уменьшения двусмысленности. Например термин «баланс» можно было бы заменить словом равновесие, но показалось, что оно имеет более широкий спектр значений.
С оригиналом на английском за авторством Альфонсо Эс можно ознакомиться здесь.


Когда люди смотрят на фотографию они сразу ощущают некоторое неудобство, если со снимком что-то не так. Они не понимают в чем именно проблема, но чувствуют неприятие.

Человек с художественным образованием сразу понимает в чем дело. Это являение называется просто — баланс.



Ниже речь пойдет о более глубоких вещах, чем базовые правила композиции и симметрии.


Как достичь баланса в снимке?
Чтобы этого достичь, необходимо объединить в рамках кадра все элементы — цвета, формаы, лини, чтобы получилась визуальная гармония. У большинства художников и опытных фотографов это получается естественным образом. Как и во многих других областях, люди любят придавать этому мистическое значение и называть это даром.

Это не так. Если один человек что-то может сделать, то и у другого получится. Сначала нужно будет делать определенное усилие, но по мере знакомства с освновными приниципами такое умение войдет в привычку.

На самом деле, цель очень простая. Нужно сделать снимок, в котором визуальный баланс создает гармонию.

Чтобы это получилось, нужно начать с основы изображения, со структуры кадра.

«Ни один объект не воспринимается изолированным. Наблюдение чего-либо предполагает определение его места в пространстве, ощущение его размеров, расстояния, яркости относительно окружения».
Рудольф Арнхейм

Любая фотография естественным образом помещается в структуру ее рамок. Это четыре линии и четыре угла.



Внутри этих границ тоже есть структура. Поместите объект строго по центру и вы выравните объект в структуре кадра.



Дополнительно можно посмотреть на простую симметричную разбивку кадра. То есть сначала площадь делится пополам вертикально и горизонтально, а потом каждая половина тоже делится надвое. Диагонали также проходят через центры.



Как можно заметить, невидимая вроде бы вещь — граница кадра, имеет большое значение в структуре изображения. Внимание естестественным образом притягивается к ней.

Размещение объекта в центре, или в других точках, где пересекаются естественные линии снимка, создают ощущение стабильности и равновесия.

«В целом, любое расположение которое совпадает с точкой в структуре каркаса изображения вносит элемент стабильности, который, коечно может быть нетрализован другими факторами».
Рудольф Арнхейм

Чтобы создать хорошую фотографию, недостаточно использовать только структуру основанную на рамках кадра. Для этого есть несколько других сильных способов.

Низ и верх
Посмотрите на фотографию, которая расположена ниже. Не обращайте внимание на то, что она перевернута. Есть ли ощущение чего-то неправильного?



В чем может быть проблема?

Закон гравитации
Все люди с самого рождения приучены к закону гравитации. Более тяжелые объекты покоятся на земле или на других объектах, более легкие могут летать в воздухе. Когда мы подпрыгиваем, то сразу же падаем вниз.

Из этого можно сделать определенные выводы:

  • Объекты в нижней трети изображения имеют больший визуальный вес;
  • Объекты в верхней трети изображения имеют меньший визуальный вес.

Если человек пытается взмыть в ввысь и нарушить закон тяготения, то быстро понимает, что это невозможно. То же самое происходит с фотографией.

Посмотрите на фотографию расположенную ниже. В таким виде она кажется намного приятнее?



Такой простой опыт позволяет наглядно показать, что такое баланс.

«Если попросить кого-нибудь поделить напополам вертикальную линию без возможности ее измерить, то почти всегда отметка будет выше центра. Если линия разделена ровно по центру, то убедится, что верхняя половина не длиннее нижней не так уж просто. Это значит, что при необходимости сделать две части похожими, придется верхнюю укоротить относительно нижней».
Герберт Лангфельд

Не надо бороться с гравитацией. Нужно ею пользоваться.

Правое и левое
Посмотрите на фотографию расположенную ниже. Обратите внимание как появлятеся ощущение скорости лошадей.



Теперь то же изображение, но повернутое по горизонтали. Может показаться, что лошади стали более вялыми, хотя это та же самая фотография.



Разница в правом и левом размещении основана на культурных привычках. Мы привыкли читать слева направо, поэтому движение вправо воспринимается более быстрым и легким. А влево — трудным.

«Когда два одинаковых объекта находятся не левой и правой половинах поля зрения, то объект справа кажется больше. Для их визуального уравнивания нужно увеличить левый объект».
Рудольф Арнхейм

Основываясь на знаниях о восприятии объектов в зависимости от их расположения на снимке, можно добавлять или уменьшать их визуальный вес, перемещая эти объекты в пределах кадра.

Баланс создается психологическим восприятием
Рекцией зрителя на фотографию можно управлять просто используя расположение объекта в пределах кадра.

Выше кратко была рассмотрена структура кадра. Но в фотографии есть кое-что большее чем простая геометрия.

Есть объекты, линии, цвета, форма. Все это привносит свои ощущения в фотографию. Взаимодействие этих вещей в кадре в конечном счете влияет на баланс фотографии.

Если кадр построен так, что вес, направление и взаимодействие элементов идеально сочетаются, то фотография будет сбалансированной.

«Если говорить проще, то баланс достигается двумя силами одинаковой мощности, которые двигаются в противоположных направлениях».
Рудольф Арнхейм

И наоборот, если хотя бы один элемент немного смещен, то возникает ощущение напряженности и отсутствия равновесия. Человек, который видит такую фотографию сразу это чувствует. Возможно, не каждый сможет описать это чувство и чем оно вызвано, но ощущение визуальной дисгармонии будет обязательно.

Чтобы лучше понять, как достигается баланс, посмотрим на три самых мощных визуальных характеристики.

Визуальный вес
Каждый объект на фотографии имеет свой визуальный вес, который складывается из света, размера, расположения в кадре и пространстве вокруг объекта.

При размещении объекта в рамках структуры кадра, которая описывалась выше, чем больше смещен объект от центра, тем больше визуальный вес он имеет.

Обратите внимание на черепаху, которая будучи размещена вне центра приобретает больший визуальный вес. Кроме этого она смещена влево, это тоже важно.



При размещении объекта в основных точках стуктуры кадра он приобретает больший визуальный вес. Если же его сместить, то визуальный вес снижается.

Пространственная гулбина тоже влияет на визуальный вес объекта. Чем больше глубина изображения, чем больше ощущение веса будет у зрителя.

Понятие глубины означает как далеко объект находится от переднего плана и как близко он будет к фону. В математике для обозначения глубины используется ось Z.



Дополнительные вещи, которые влияют на вес:

Размер
Чем больше объект или область изображения, тем больший визуальный вес он/она будет иметь.



Сравним две разных фотографии с деревом. Обратите внимание на пространство вокруг дерева на верхней и нижней фотографии. На первом снимке вокруг дерева много большого пространства, что создает ощущение малого визуального веса у дерева. С меньшим визуальным весом фотография меньше рассказывает о дереве и больше о пространстве вокруг дерева. Основа этого пространства, на кадре распложенным выше, склон холма.

На нижнем изображении вокруг дерева остается меньше пространства. В результате дерево получается больший визуальный вес. Поэтому дерео получает большее внимание зрителя, чем на первой фотографии.




Такая разница в весе создает совершенно другое восприятие. Поэтому нужно быть внимательным при выборе сколько пустого пространства оставить вокруг объекта.

Цвет и свет
Более светлые объекты ощущяются более тяжелыми по сравнению с более темными.



Изоляция
Полностью изолированные объекты будут казаться тяжелее, чем те же объекты с перегруженным фоном.



Форма


Геометрически простые формы кажутся более тяжелыми, чем сложные.



Визуальное направление
В дополнение к размеру объекта, его форма тоже оказывает существенное влияние на общую напряженность внутри фотографии.

Формы объектов, включающие в себя прямые и изогнутые линии, действуют для зрителя как невидимые стрелки, за которыми движется взгляд. Чем больший вес объекта или области, тем большей силой визуального направления он обладает.

Посмотрите на фотографию мальчика. Плечи и линии контура головы создают диагональные линии, которые указывают прямо на глаза мальчика. Кроме этого, нос и выражение лица посредством бровей тоже направляют взгляд к глазам.




Специальное пояснение

Структура лица устроена так, чтобы привлечь внимание к глазам. Человеческое лицо тоже имеет «рамку» как у фотографии, только овальной формы. В этих границах глаза расположены в наиболее удачном месте. Фотограф на снимке выше просто удачно поделился наблюдением этого природного явления.

На изображении ниже, взгляд зрителя привлекается к яркой центральной части.



При съемке нужно обращать внимание на линии и их визуальный вес. Нужно постараться, чтобы напряженность этих линий была уравновешена по отношению к структуре фотографии и другим объектам.

Узнавание и эмоциональные триггеры
Последняя вещь в этом кратком изложении теории баланса, является самым мощным инструментом.

Форма объектов, направление, их положение в кадре, все это создает визуальную силу, но не может сравнится с визуальной силой, который вызывает эмоциональный отклик.

«Восприятие может зависеть от желаний и страхов зрителя. Было бы интересно выяснить, меняется ли воспринимаемый баланс введением очень желаемых объектов или, наоборот, пугающих, вызывающих неприязнь».
Рудольф Арнхейм

Если объект на изображении вызывает у зрителя страх, любовь или ненависть, то инстинктивно ему придается больший вес.



Эксперименты с балансом
Каждый большой объект искусства, фотография или картина, ощущается равновесным и сбалансированным. Даже если на снимке есть хаотичные элементы, вся напряженность все равно реализуется определенной структурой кадра.

Делать сбалансированные фотографии легко, если нужно изобразить один предмет на простом фоне, или используя малую глубину резкости. Действительно сложной задачей является съемка нескольких объектов или использование большой глубины резкости.

Основой успеха в этих ситуациях будет умение пользоваться основными принципами баланса, которые были здесь описаны. Со временем, чем чаще вы будете экспериментировать с этими принципами, тем более простым и интуитивным станет получение хороших фотографий.

Что вы чувствуете смотря в видискатель? Какова ваша первая реакция? Попробуйте посмотреть на этот кадр, будто вы в первый раз открыли глаза.

Баланс это ощущение на эмоциональном уровне.

«Человек или животное воспринимает не только расположение объектов, цвета и формы. Прежде всего ощущается взаимодействие направленных сил. Эти силы не добавляет сам зритель. Скорее всего они присущи всем составляющим: форме, размеру, цвету и расположению. Поэтому они обладают притяжением и направлением. Это что-то вроде психологической силы».
Рудольф Арнхейм
Удачи вам, ребята :)
Спасибо!
 
Ни одного репортажа у нас...:)
я лично готова была выложить прям вечером уже фото, (как только вышла тема) но у нас был постоянно дождь, а мне так не охота было идти....к эти воротам, вот вчера был опять дождь и я на опережение с дождиком быстро все это сфоткала....., как и новая тема БАЛАНС....у меня уже есть......в голове четкое фото, могу прям сегодня уже выложить.....:p....хотя опять будет дождь....:thumbdown:, хоть не ливень.....
 
Приветствую ребята!

Напоминаю, что до 9-го июля (не позднее воскресенья!) нужно выложить отчетные фотографии по теме "Репортаж" в Конкурсный альбом. Не волнуйтесь и не переживайте, у вас все получится, мы в вас искренне верим и очень ждем ваши работы!
Итак, 11 неделя, 11-я тема. Готовы?

БАЛАНС
Задание по теме:

Учимся равновесию в фотографии. Баланс на фотографии можно достичь с помощью цвета(на контрасте теплого и холодного, светлого или темного), тона, фактуры, или размещения рядом нескольких предметов разного размера.

Материалы по теме:
Баланс в фотографии для начинающих

Этот материал показался мне довольно интересным, но и несколько расплывчатым, особенно в начале. Не стоит воспринимать его раскладывая на части. Нужно попытаться осознать его целиком. В целом речь идет об давно известных вещах, но предлагается немного другой подход: взглянуть с обратной стороны, положить фундамент под известные вещи, и на основе него уже воспринимать, например, понятие симметрии.
Некоторые термины, возможно, выбраны не совсем удачно. Это сделано для уменьшения двусмысленности. Например термин «баланс» можно было бы заменить словом равновесие, но показалось, что оно имеет более широкий спектр значений.
С оригиналом на английском за авторством Альфонсо Эс можно ознакомиться здесь.


Когда люди смотрят на фотографию они сразу ощущают некоторое неудобство, если со снимком что-то не так. Они не понимают в чем именно проблема, но чувствуют неприятие.

Человек с художественным образованием сразу понимает в чем дело. Это являение называется просто — баланс.



Ниже речь пойдет о более глубоких вещах, чем базовые правила композиции и симметрии.


Как достичь баланса в снимке?
Чтобы этого достичь, необходимо объединить в рамках кадра все элементы — цвета, формаы, лини, чтобы получилась визуальная гармония. У большинства художников и опытных фотографов это получается естественным образом. Как и во многих других областях, люди любят придавать этому мистическое значение и называть это даром.

Это не так. Если один человек что-то может сделать, то и у другого получится. Сначала нужно будет делать определенное усилие, но по мере знакомства с освновными приниципами такое умение войдет в привычку.

На самом деле, цель очень простая. Нужно сделать снимок, в котором визуальный баланс создает гармонию.

Чтобы это получилось, нужно начать с основы изображения, со структуры кадра.

«Ни один объект не воспринимается изолированным. Наблюдение чего-либо предполагает определение его места в пространстве, ощущение его размеров, расстояния, яркости относительно окружения».
Рудольф Арнхейм

Любая фотография естественным образом помещается в структуру ее рамок. Это четыре линии и четыре угла.



Внутри этих границ тоже есть структура. Поместите объект строго по центру и вы выравните объект в структуре кадра.



Дополнительно можно посмотреть на простую симметричную разбивку кадра. То есть сначала площадь делится пополам вертикально и горизонтально, а потом каждая половина тоже делится надвое. Диагонали также проходят через центры.



Как можно заметить, невидимая вроде бы вещь — граница кадра, имеет большое значение в структуре изображения. Внимание естестественным образом притягивается к ней.

Размещение объекта в центре, или в других точках, где пересекаются естественные линии снимка, создают ощущение стабильности и равновесия.

«В целом, любое расположение которое совпадает с точкой в структуре каркаса изображения вносит элемент стабильности, который, коечно может быть нетрализован другими факторами».
Рудольф Арнхейм

Чтобы создать хорошую фотографию, недостаточно использовать только структуру основанную на рамках кадра. Для этого есть несколько других сильных способов.

Низ и верх
Посмотрите на фотографию, которая расположена ниже. Не обращайте внимание на то, что она перевернута. Есть ли ощущение чего-то неправильного?



В чем может быть проблема?

Закон гравитации
Все люди с самого рождения приучены к закону гравитации. Более тяжелые объекты покоятся на земле или на других объектах, более легкие могут летать в воздухе. Когда мы подпрыгиваем, то сразу же падаем вниз.

Из этого можно сделать определенные выводы:

  • Объекты в нижней трети изображения имеют больший визуальный вес;
  • Объекты в верхней трети изображения имеют меньший визуальный вес.

Если человек пытается взмыть в ввысь и нарушить закон тяготения, то быстро понимает, что это невозможно. То же самое происходит с фотографией.

Посмотрите на фотографию расположенную ниже. В таким виде она кажется намного приятнее?



Такой простой опыт позволяет наглядно показать, что такое баланс.

«Если попросить кого-нибудь поделить напополам вертикальную линию без возможности ее измерить, то почти всегда отметка будет выше центра. Если линия разделена ровно по центру, то убедится, что верхняя половина не длиннее нижней не так уж просто. Это значит, что при необходимости сделать две части похожими, придется верхнюю укоротить относительно нижней».
Герберт Лангфельд

Не надо бороться с гравитацией. Нужно ею пользоваться.

Правое и левое
Посмотрите на фотографию расположенную ниже. Обратите внимание как появлятеся ощущение скорости лошадей.



Теперь то же изображение, но повернутое по горизонтали. Может показаться, что лошади стали более вялыми, хотя это та же самая фотография.



Разница в правом и левом размещении основана на культурных привычках. Мы привыкли читать слева направо, поэтому движение вправо воспринимается более быстрым и легким. А влево — трудным.

«Когда два одинаковых объекта находятся не левой и правой половинах поля зрения, то объект справа кажется больше. Для их визуального уравнивания нужно увеличить левый объект».
Рудольф Арнхейм

Основываясь на знаниях о восприятии объектов в зависимости от их расположения на снимке, можно добавлять или уменьшать их визуальный вес, перемещая эти объекты в пределах кадра.

Баланс создается психологическим восприятием
Рекцией зрителя на фотографию можно управлять просто используя расположение объекта в пределах кадра.

Выше кратко была рассмотрена структура кадра. Но в фотографии есть кое-что большее чем простая геометрия.

Есть объекты, линии, цвета, форма. Все это привносит свои ощущения в фотографию. Взаимодействие этих вещей в кадре в конечном счете влияет на баланс фотографии.

Если кадр построен так, что вес, направление и взаимодействие элементов идеально сочетаются, то фотография будет сбалансированной.

«Если говорить проще, то баланс достигается двумя силами одинаковой мощности, которые двигаются в противоположных направлениях».
Рудольф Арнхейм

И наоборот, если хотя бы один элемент немного смещен, то возникает ощущение напряженности и отсутствия равновесия. Человек, который видит такую фотографию сразу это чувствует. Возможно, не каждый сможет описать это чувство и чем оно вызвано, но ощущение визуальной дисгармонии будет обязательно.

Чтобы лучше понять, как достигается баланс, посмотрим на три самых мощных визуальных характеристики.

Визуальный вес
Каждый объект на фотографии имеет свой визуальный вес, который складывается из света, размера, расположения в кадре и пространстве вокруг объекта.

При размещении объекта в рамках структуры кадра, которая описывалась выше, чем больше смещен объект от центра, тем больше визуальный вес он имеет.

Обратите внимание на черепаху, которая будучи размещена вне центра приобретает больший визуальный вес. Кроме этого она смещена влево, это тоже важно.



При размещении объекта в основных точках стуктуры кадра он приобретает больший визуальный вес. Если же его сместить, то визуальный вес снижается.

Пространственная гулбина тоже влияет на визуальный вес объекта. Чем больше глубина изображения, чем больше ощущение веса будет у зрителя.

Понятие глубины означает как далеко объект находится от переднего плана и как близко он будет к фону. В математике для обозначения глубины используется ось Z.



Дополнительные вещи, которые влияют на вес:

Размер
Чем больше объект или область изображения, тем больший визуальный вес он/она будет иметь.



Сравним две разных фотографии с деревом. Обратите внимание на пространство вокруг дерева на верхней и нижней фотографии. На первом снимке вокруг дерева много большого пространства, что создает ощущение малого визуального веса у дерева. С меньшим визуальным весом фотография меньше рассказывает о дереве и больше о пространстве вокруг дерева. Основа этого пространства, на кадре распложенным выше, склон холма.

На нижнем изображении вокруг дерева остается меньше пространства. В результате дерево получается больший визуальный вес. Поэтому дерео получает большее внимание зрителя, чем на первой фотографии.




Такая разница в весе создает совершенно другое восприятие. Поэтому нужно быть внимательным при выборе сколько пустого пространства оставить вокруг объекта.

Цвет и свет
Более светлые объекты ощущяются более тяжелыми по сравнению с более темными.



Изоляция
Полностью изолированные объекты будут казаться тяжелее, чем те же объекты с перегруженным фоном.



Форма


Геометрически простые формы кажутся более тяжелыми, чем сложные.



Визуальное направление
В дополнение к размеру объекта, его форма тоже оказывает существенное влияние на общую напряженность внутри фотографии.

Формы объектов, включающие в себя прямые и изогнутые линии, действуют для зрителя как невидимые стрелки, за которыми движется взгляд. Чем больший вес объекта или области, тем большей силой визуального направления он обладает.

Посмотрите на фотографию мальчика. Плечи и линии контура головы создают диагональные линии, которые указывают прямо на глаза мальчика. Кроме этого, нос и выражение лица посредством бровей тоже направляют взгляд к глазам.




Специальное пояснение

Структура лица устроена так, чтобы привлечь внимание к глазам. Человеческое лицо тоже имеет «рамку» как у фотографии, только овальной формы. В этих границах глаза расположены в наиболее удачном месте. Фотограф на снимке выше просто удачно поделился наблюдением этого природного явления.

На изображении ниже, взгляд зрителя привлекается к яркой центральной части.



При съемке нужно обращать внимание на линии и их визуальный вес. Нужно постараться, чтобы напряженность этих линий была уравновешена по отношению к структуре фотографии и другим объектам.

Узнавание и эмоциональные триггеры
Последняя вещь в этом кратком изложении теории баланса, является самым мощным инструментом.

Форма объектов, направление, их положение в кадре, все это создает визуальную силу, но не может сравнится с визуальной силой, который вызывает эмоциональный отклик.

«Восприятие может зависеть от желаний и страхов зрителя. Было бы интересно выяснить, меняется ли воспринимаемый баланс введением очень желаемых объектов или, наоборот, пугающих, вызывающих неприязнь».
Рудольф Арнхейм

Если объект на изображении вызывает у зрителя страх, любовь или ненависть, то инстинктивно ему придается больший вес.



Эксперименты с балансом
Каждый большой объект искусства, фотография или картина, ощущается равновесным и сбалансированным. Даже если на снимке есть хаотичные элементы, вся напряженность все равно реализуется определенной структурой кадра.

Делать сбалансированные фотографии легко, если нужно изобразить один предмет на простом фоне, или используя малую глубину резкости. Действительно сложной задачей является съемка нескольких объектов или использование большой глубины резкости.

Основой успеха в этих ситуациях будет умение пользоваться основными принципами баланса, которые были здесь описаны. Со временем, чем чаще вы будете экспериментировать с этими принципами, тем более простым и интуитивным станет получение хороших фотографий.

Что вы чувствуете смотря в видискатель? Какова ваша первая реакция? Попробуйте посмотреть на этот кадр, будто вы в первый раз открыли глаза.

Баланс это ощущение на эмоциональном уровне.

«Человек или животное воспринимает не только расположение объектов, цвета и формы. Прежде всего ощущается взаимодействие направленных сил. Эти силы не добавляет сам зритель. Скорее всего они присущи всем составляющим: форме, размеру, цвету и расположению. Поэтому они обладают притяжением и направлением. Это что-то вроде психологической силы».
Рудольф Арнхейм
Удачи вам, ребята :)
Наташа, спасибо большое! Очень интересная тема!
 
Спасибо,,,,но я наверно сойду с дистанции, для меня это всё уже сложно, я с портретом сотню фото сделал,,,, репортаж ещё в проекте,,тут уже баланс,,, не у мня мозги кипят,,,,я уж просто стрекозок пофотаю,, ну было очень увлекательно,,,но я ещё не созрел наверное для серьёзных фото
Приветствую ребята!

Напоминаю, что до 9-го июля (не позднее воскресенья!) нужно выложить отчетные фотографии по теме "Репортаж" в Конкурсный альбом. Не волнуйтесь и не переживайте, у вас все получится, мы в вас искренне верим и очень ждем ваши работы!
Итак, 11 неделя, 11-я тема. Готовы?

БАЛАНС
Задание по теме:

Учимся равновесию в фотографии. Баланс на фотографии можно достичь с помощью цвета(на контрасте теплого и холодного, светлого или темного), тона, фактуры, или размещения рядом нескольких предметов разного размера.

Материалы по теме:
Баланс в фотографии для начинающих

Этот материал показался мне довольно интересным, но и несколько расплывчатым, особенно в начале. Не стоит воспринимать его раскладывая на части. Нужно попытаться осознать его целиком. В целом речь идет об давно известных вещах, но предлагается немного другой подход: взглянуть с обратной стороны, положить фундамент под известные вещи, и на основе него уже воспринимать, например, понятие симметрии.
Некоторые термины, возможно, выбраны не совсем удачно. Это сделано для уменьшения двусмысленности. Например термин «баланс» можно было бы заменить словом равновесие, но показалось, что оно имеет более широкий спектр значений.
С оригиналом на английском за авторством Альфонсо Эс можно ознакомиться здесь.


Когда люди смотрят на фотографию они сразу ощущают некоторое неудобство, если со снимком что-то не так. Они не понимают в чем именно проблема, но чувствуют неприятие.

Человек с художественным образованием сразу понимает в чем дело. Это являение называется просто — баланс.



Ниже речь пойдет о более глубоких вещах, чем базовые правила композиции и симметрии.


Как достичь баланса в снимке?
Чтобы этого достичь, необходимо объединить в рамках кадра все элементы — цвета, формаы, лини, чтобы получилась визуальная гармония. У большинства художников и опытных фотографов это получается естественным образом. Как и во многих других областях, люди любят придавать этому мистическое значение и называть это даром.

Это не так. Если один человек что-то может сделать, то и у другого получится. Сначала нужно будет делать определенное усилие, но по мере знакомства с освновными приниципами такое умение войдет в привычку.

На самом деле, цель очень простая. Нужно сделать снимок, в котором визуальный баланс создает гармонию.

Чтобы это получилось, нужно начать с основы изображения, со структуры кадра.

«Ни один объект не воспринимается изолированным. Наблюдение чего-либо предполагает определение его места в пространстве, ощущение его размеров, расстояния, яркости относительно окружения».
Рудольф Арнхейм

Любая фотография естественным образом помещается в структуру ее рамок. Это четыре линии и четыре угла.



Внутри этих границ тоже есть структура. Поместите объект строго по центру и вы выравните объект в структуре кадра.



Дополнительно можно посмотреть на простую симметричную разбивку кадра. То есть сначала площадь делится пополам вертикально и горизонтально, а потом каждая половина тоже делится надвое. Диагонали также проходят через центры.



Как можно заметить, невидимая вроде бы вещь — граница кадра, имеет большое значение в структуре изображения. Внимание естестественным образом притягивается к ней.

Размещение объекта в центре, или в других точках, где пересекаются естественные линии снимка, создают ощущение стабильности и равновесия.

«В целом, любое расположение которое совпадает с точкой в структуре каркаса изображения вносит элемент стабильности, который, коечно может быть нетрализован другими факторами».
Рудольф Арнхейм

Чтобы создать хорошую фотографию, недостаточно использовать только структуру основанную на рамках кадра. Для этого есть несколько других сильных способов.

Низ и верх
Посмотрите на фотографию, которая расположена ниже. Не обращайте внимание на то, что она перевернута. Есть ли ощущение чего-то неправильного?



В чем может быть проблема?

Закон гравитации
Все люди с самого рождения приучены к закону гравитации. Более тяжелые объекты покоятся на земле или на других объектах, более легкие могут летать в воздухе. Когда мы подпрыгиваем, то сразу же падаем вниз.

Из этого можно сделать определенные выводы:

  • Объекты в нижней трети изображения имеют больший визуальный вес;
  • Объекты в верхней трети изображения имеют меньший визуальный вес.

Если человек пытается взмыть в ввысь и нарушить закон тяготения, то быстро понимает, что это невозможно. То же самое происходит с фотографией.

Посмотрите на фотографию расположенную ниже. В таким виде она кажется намного приятнее?



Такой простой опыт позволяет наглядно показать, что такое баланс.

«Если попросить кого-нибудь поделить напополам вертикальную линию без возможности ее измерить, то почти всегда отметка будет выше центра. Если линия разделена ровно по центру, то убедится, что верхняя половина не длиннее нижней не так уж просто. Это значит, что при необходимости сделать две части похожими, придется верхнюю укоротить относительно нижней».
Герберт Лангфельд

Не надо бороться с гравитацией. Нужно ею пользоваться.

Правое и левое
Посмотрите на фотографию расположенную ниже. Обратите внимание как появлятеся ощущение скорости лошадей.



Теперь то же изображение, но повернутое по горизонтали. Может показаться, что лошади стали более вялыми, хотя это та же самая фотография.



Разница в правом и левом размещении основана на культурных привычках. Мы привыкли читать слева направо, поэтому движение вправо воспринимается более быстрым и легким. А влево — трудным.

«Когда два одинаковых объекта находятся не левой и правой половинах поля зрения, то объект справа кажется больше. Для их визуального уравнивания нужно увеличить левый объект».
Рудольф Арнхейм

Основываясь на знаниях о восприятии объектов в зависимости от их расположения на снимке, можно добавлять или уменьшать их визуальный вес, перемещая эти объекты в пределах кадра.

Баланс создается психологическим восприятием
Рекцией зрителя на фотографию можно управлять просто используя расположение объекта в пределах кадра.

Выше кратко была рассмотрена структура кадра. Но в фотографии есть кое-что большее чем простая геометрия.

Есть объекты, линии, цвета, форма. Все это привносит свои ощущения в фотографию. Взаимодействие этих вещей в кадре в конечном счете влияет на баланс фотографии.

Если кадр построен так, что вес, направление и взаимодействие элементов идеально сочетаются, то фотография будет сбалансированной.

«Если говорить проще, то баланс достигается двумя силами одинаковой мощности, которые двигаются в противоположных направлениях».
Рудольф Арнхейм

И наоборот, если хотя бы один элемент немного смещен, то возникает ощущение напряженности и отсутствия равновесия. Человек, который видит такую фотографию сразу это чувствует. Возможно, не каждый сможет описать это чувство и чем оно вызвано, но ощущение визуальной дисгармонии будет обязательно.

Чтобы лучше понять, как достигается баланс, посмотрим на три самых мощных визуальных характеристики.

Визуальный вес
Каждый объект на фотографии имеет свой визуальный вес, который складывается из света, размера, расположения в кадре и пространстве вокруг объекта.

При размещении объекта в рамках структуры кадра, которая описывалась выше, чем больше смещен объект от центра, тем больше визуальный вес он имеет.

Обратите внимание на черепаху, которая будучи размещена вне центра приобретает больший визуальный вес. Кроме этого она смещена влево, это тоже важно.



При размещении объекта в основных точках стуктуры кадра он приобретает больший визуальный вес. Если же его сместить, то визуальный вес снижается.

Пространственная гулбина тоже влияет на визуальный вес объекта. Чем больше глубина изображения, чем больше ощущение веса будет у зрителя.

Понятие глубины означает как далеко объект находится от переднего плана и как близко он будет к фону. В математике для обозначения глубины используется ось Z.



Дополнительные вещи, которые влияют на вес:

Размер
Чем больше объект или область изображения, тем больший визуальный вес он/она будет иметь.



Сравним две разных фотографии с деревом. Обратите внимание на пространство вокруг дерева на верхней и нижней фотографии. На первом снимке вокруг дерева много большого пространства, что создает ощущение малого визуального веса у дерева. С меньшим визуальным весом фотография меньше рассказывает о дереве и больше о пространстве вокруг дерева. Основа этого пространства, на кадре распложенным выше, склон холма.

На нижнем изображении вокруг дерева остается меньше пространства. В результате дерево получается больший визуальный вес. Поэтому дерео получает большее внимание зрителя, чем на первой фотографии.




Такая разница в весе создает совершенно другое восприятие. Поэтому нужно быть внимательным при выборе сколько пустого пространства оставить вокруг объекта.

Цвет и свет
Более светлые объекты ощущяются более тяжелыми по сравнению с более темными.



Изоляция
Полностью изолированные объекты будут казаться тяжелее, чем те же объекты с перегруженным фоном.



Форма


Геометрически простые формы кажутся более тяжелыми, чем сложные.



Визуальное направление
В дополнение к размеру объекта, его форма тоже оказывает существенное влияние на общую напряженность внутри фотографии.

Формы объектов, включающие в себя прямые и изогнутые линии, действуют для зрителя как невидимые стрелки, за которыми движется взгляд. Чем больший вес объекта или области, тем большей силой визуального направления он обладает.

Посмотрите на фотографию мальчика. Плечи и линии контура головы создают диагональные линии, которые указывают прямо на глаза мальчика. Кроме этого, нос и выражение лица посредством бровей тоже направляют взгляд к глазам.




Специальное пояснение

Структура лица устроена так, чтобы привлечь внимание к глазам. Человеческое лицо тоже имеет «рамку» как у фотографии, только овальной формы. В этих границах глаза расположены в наиболее удачном месте. Фотограф на снимке выше просто удачно поделился наблюдением этого природного явления.

На изображении ниже, взгляд зрителя привлекается к яркой центральной части.



При съемке нужно обращать внимание на линии и их визуальный вес. Нужно постараться, чтобы напряженность этих линий была уравновешена по отношению к структуре фотографии и другим объектам.

Узнавание и эмоциональные триггеры
Последняя вещь в этом кратком изложении теории баланса, является самым мощным инструментом.

Форма объектов, направление, их положение в кадре, все это создает визуальную силу, но не может сравнится с визуальной силой, который вызывает эмоциональный отклик.

«Восприятие может зависеть от желаний и страхов зрителя. Было бы интересно выяснить, меняется ли воспринимаемый баланс введением очень желаемых объектов или, наоборот, пугающих, вызывающих неприязнь».
Рудольф Арнхейм

Если объект на изображении вызывает у зрителя страх, любовь или ненависть, то инстинктивно ему придается больший вес.



Эксперименты с балансом
Каждый большой объект искусства, фотография или картина, ощущается равновесным и сбалансированным. Даже если на снимке есть хаотичные элементы, вся напряженность все равно реализуется определенной структурой кадра.

Делать сбалансированные фотографии легко, если нужно изобразить один предмет на простом фоне, или используя малую глубину резкости. Действительно сложной задачей является съемка нескольких объектов или использование большой глубины резкости.

Основой успеха в этих ситуациях будет умение пользоваться основными принципами баланса, которые были здесь описаны. Со временем, чем чаще вы будете экспериментировать с этими принципами, тем более простым и интуитивным станет получение хороших фотографий.

Что вы чувствуете смотря в видискатель? Какова ваша первая реакция? Попробуйте посмотреть на этот кадр, будто вы в первый раз открыли глаза.

Баланс это ощущение на эмоциональном уровне.

«Человек или животное воспринимает не только расположение объектов, цвета и формы. Прежде всего ощущается взаимодействие направленных сил. Эти силы не добавляет сам зритель. Скорее всего они присущи всем составляющим: форме, размеру, цвету и расположению. Поэтому они обладают притяжением и направлением. Это что-то вроде психологической силы».
Рудольф Арнхейм
Удачи вам, ребята :)
 
но я ещё не созрел наверное для серьёзных фото
Клевый, не смеши...а........ты видел мои фото, ни одной моей фотки, по сути, нет серьезной....ты чего.....
да есть только одна фотка....которая мне нравится....у самой себя....это гитара.....она вообще супер, я бы себе за неё дала бы первое место.....:thumbsup::rofl:...., остальное так.....философия сплошная.....и просто изображение....., на глянец не тянет.....))....
Хотя я тебя очень даже понимаю, что ты имеешь в виду, ну в таком случае, я вообще не должна принимать участие в этой стодневке.....:thumbdown:..да-да....именно так (раньше)....я относилась ко всему....это идеализм....:cool:
 
Спасибо,,,,но я наверно сойду с дистанции, для меня это всё уже сложно, я с портретом сотню фото сделал,,,, репортаж ещё в проекте,,тут уже баланс,,, не у мня мозги кипят,,,,я уж просто стрекозок пофотаю,, ну было очень увлекательно,,,но я ещё не созрел наверное для серьёзных фото
Дим, ну ты чего???? Осталось совсем немного... У меня тоже мозг закипел, но это же не значит, что мы должны сразу и все выполнить!!! Пусть немного, но что-то в голове останется после того, как попробуем на практике;) Не уходи, пожалуйста:kiss:
 
ну и чем не репортаж?....стрекоза...да....и кстати, на заднем плане четкое дерево...трехмерка и четырехмерка стрекоза (движение=время) поэтому она размытая (ибо в движухе)....
два измерения....я бы назвала репортаж.....
 
я лично готова была выложить прям вечером уже фото, (как только вышла тема) но у нас был постоянно дождь, а мне так не охота было идти....к эти воротам, вот вчера был опять дождь и я на опережение с дождиком быстро все это сфоткала....., как и новая тема БАЛАНС....у меня уже есть......в голове четкое фото, могу прям сегодня уже выложить.....:p....хотя опять будет дождь....:thumbdown:, хоть не ливень.....
У меня тоже пару фоток для репортажа тянут на "баланс":)
Но репортаж ещё завтра попробую поснимать , а там решу:)
 
Спасибо,,,,но я наверно сойду с дистанции, для меня это всё уже сложно, я с портретом сотню фото сделал,,,, репортаж ещё в проекте,,тут уже баланс,,, не у мня мозги кипят,,,,я уж просто стрекозок пофотаю,, ну было очень увлекательно,,,но я ещё не созрел наверное для серьёзных фото
Дим, прекрати так себя вести!:)
Вместе мы сила!
Я тему баланс восприняла так: баланс есть вообще во всех наших конкурсных работах:)
Фотография - творческий раздел искусства, поэтому фотографируем всё что нравится.Мы же художники, мы так видим;)
 
ну и чем не репортаж?....стрекоза...да....и кстати, на заднем плане четкое дерево...трехмерка и четырехмерка стрекоза (движение=время) поэтому она размытая (ибо в движухе)....
два измерения....я бы назвала репортаж.....
IMG_20170701_083134.jpg
IMG_20170701_083115.jpg
какая лучше тогда
 
последняя, там стрекоза четкая, видать жужжать престала крыльями)))...замерла.....
очень красивое фото, и философская, муравьи и стрекозы.....мы люди по жизни...либо муравьи, либо стрекозы....человек - стрекоза.....:D:p:cool:
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Сейчас в теме:

Похожие темы

Назад
Сверху Снизу