История группы Браво берет отсчет с осени 1983 года, когда студент 1-го курса Московского Института Инженеров Железнодорожного Транспорта
Евгений Хавтан приехал на прослушивание к музыкантам группы Постскриптум, возглавляемой тогда Гариком Сукачевым. Музыканты "Постскриптума" не произвели на Хавтана никакого впечатления, так же как и он на них. Единственным, кто понравился ему тогда, был барабанщик Павел Кузин, который уже тогда стучал "достаточно резво и технично".
Но "союз" все-таки состоялся, и, как выяснилось позже, не последнюю роль в этом сыграли "фирменные" примочки и гитара Хавтана. Евгений попытался увести команду от избранного ей музыкального стиля, который представлял собой смесь арт-рока и хард-рока, в сторону чего-то, на его взгляд, более прогрессивного. Кроме того, новому гитаристу не понравился басист, и в скором времени Сергея Бритченкова (автора текста композиции Верю я) сменил приведенный Хавтаном бас-гитарист Карен Саркисов.
Некоторое время обновленный коллектив:
Гарик Сукачев
Евгений Хавтан
Павел Кузин
Карен Саркисов
играл музыку в стиле new wave, песни из репертуара группы Secret Service, Police и композиции Гарика. Но поскольку выступления проходили на танцах в клубе завода "Мосэнерготехпром", где у музыкантов была база, приходилось разбавлять программу песнями итальянской эстрады. Такая ситуация не устраивала никого, и после одного из концертов, сидя на кухне Кузина, Павел и Евгений решили, что с Сукачевым им не по пути. В то же время Гарик пришел к аналогичному выводу, поэтому по обоюдному согласию музыканты расстались.
Процесс создания новой команды начался с поисков саксофониста, потому что играть new wave без саксофона, по мнению Хавтана, было нельзя. В подмосковном Железнодорожном был найден Александр Степаненко, игравший в местном банкетном зале. Потом появилась
Жанна Агузарова: однажды в Жениной квартире раздался ночной звонок, и девушка на другом конце провода заявила, что она хочет петь и ищет ансамбль. "До этого про нее мне рассказывали такие альтернативщики, как "Мухоморы", которых КГБ уже пытался посадить в тюрьму, и они чудом еще не сели к тому времени. Они мне сказали, что есть девушка такая, и я уже был готов к этому звонку. Она приехала и покорила всех нас", - вспоминает лидер группы "Браво", которая начинала в следующем составе:
Евгений Хавтан - руководитель, гитарист, композитор
Иванна Андерс она же
Жанна Агузарова - вокал
Андрей Конусов - бас-гитара
Павел Кузин - ударные
Александр Степаненко - саксофон
Кстати, название группы придумала подруга Жанны. После одного из посещений Большого театра девушка подумала, что традиционные театральные крики "Браво" - неплохое имя для коллектива. Музыканты согласились, что ее предложение лучше придуманных ими вариантов - "Твист", "Шейк" или "КВН".
Первой песней ансамбля стала композиция Кошки, которую Женя наиграл Жанне на гитаре, а спустя несколько дней вокалистка принесла для нее стихотворение Уильяма Дж. Смита. По признанию Евгения тогда Жанна обладала редким даром находить очень удачные стихи для песен. Принесенная ею поэзия и музыка Хавтана составили основу первой 20-минутной записи, которая появилась на кассетах в 1984 году.
"Мы играли концерты, и я уже чувствовал, что за нами следят, - рассказывает
Евгений Хавтан. - Чтобы увековечить наше творчество, еще не зная, что с нами произойдет, мы на нашей репетиционной базе с помощью первых распространителей магнитоальбомов Виктора Алисова и Юрия Севостьянова сделали эту запись, которая на сегодняшний день является для меня эталонной по энергетике, по настроению, по количеству искренности и по количеству лажи - там все соответствует представлению о том, какой должна быть первая запись у группы". Эта сессия знаменита тем, что бас-гитарист Андреи Конусов, которому во время домашней ссоры супруга прищемила палец, играл на своем инструменте фактически тремя пальцами.
Через несколько недель после записи, 18 марта 1984 года (эту дату "Браво" считает своим официальным днем рождения), в
ДК "Мосэнерготехпром" состоялся печально известный концерт группы, главными действующими лицами которого стали сотрудники правоохранительных органов, а финальная кода прозвучала в местном отделении милиции, где музыканты писали объяснительные записки по поводу того, кто организовывал их выступление и как и где распространялись билеты. Посадить всех участников ансамбля не смогли, поскольку отсутствовал состав преступления. Больше всех досталось
Жанне Агузаровой, у которой были проблемы с московской пропиской и паспортом, - ее арестовали и несколько месяцев она провела в следственном изоляторе, а "Браво" попало в известный "черный список" запрещенных команд, в котором занимало третью или четвертую строчку - после Аквариума с Алисой.
Тем не менее, в период отсутствия Жанны группа продолжала репетиции. Однако, не веря в возможность дальнейшей работы "Браво", музыканты стали покидать команду. Бас-гитарист Андрей Конусов ушел в Карнавал, где тоже играл неделю и потом навсегда покончил с карьерой бас-гитариста. Вместо него в "Браво" пришел Тимур Муртазаев, игравший на контрабасе. Заканчивавшего Гнесинку Александра Степаненко, которому была просто необходима концертная практика, пригласил в Динамик Владимир Кузьмин. Ушедшего саксофониста сменил Игорь Андреев. В "переходный" период вместо Агузаровой, писавшей письма с просьбами ее дождаться, пел Сергей Рыженко ("Футбол", "Последний шанс", Машина времени). Дебют ансамбля в новом составе состоялся на дне рождения у Александра Липницкого, который отмечался на его даче и где в числе гостей присутствовали музыканты групп Кино, Аквариум и Звуки Му. Все они приняли участие в праздничном концерте, через два дня после которого
Евгений Хавтан был отчислен из МИИТа.
Чтобы КГБ удобнее было контролировать творчество молодежи, в 1985 году в Москве была создана творческая лаборатория рок-музыки, куда пригласили и "Браво". Вернулась
Жанна Агузарова, ансамбль получил статус любительского коллектива, им заинтересовалась Алла Пугачева, пригласившая ребят принять участие в концерте "Счет 904" который состоялся в 1986 году после трагедии в Чернобыле. После телетрансляции этого концерта, в котором прозвучала песня "Верю я", "Браво" открылась дорога на телевидение. Та же Пугачева представила артистов в программе "Музыкальный ринг". По рекомендации Жанны в группу пришел ксилофонист и клавишник Павел Марказьян. Тогда же "Браво" пригласили на "Рок-панораму-86", которая прошла в Центральном Доме Туриста. Признанные мэтры рок-музыки - Александр Градский, Машина времени и Автограф - были против участия в фестивале непрофессиональной команды. Однако ребята так отчаянно и лихо отыграли свои песни, что получили сразу две награды - приз зрительских симпатий и приз за лучшую шоу-программу.
Тогдашние акулы зарождавшегося отечественного шоу-бизнеса не могли остаться безучастными к судьбе молодого коллектива. Валерий Гольденберг пригласил "Браво" на работу в Московскую областную филармонию, и уже в статусе филармонических тружеников музыканты приняли участие в фестивале "Литуаника-86", где их программа также была признана лучшей. Считающая, что "Браво" ещё рано быть профессионалами,
Жанна Агузарова после очередного скандала покинула группу. Место у микрофона заняла Анна Салмина, спевшая суперхит "Король Оранжевое лето", ставший по опросу "Звуковой дорожки" "МК" самой популярной композицией 1986 года. После Салминой в группе недолго проработала Татьяна Рузаева, а потом
Жанна Агузарова решила вернуться в "Браво". В 1987 году фирма "Мелодия" выпустила пластинку "Браво", которая была продана в количестве 5 млн. копий - именно за такой тираж
Евгению Хавтану был перечислен гонорар в 260 рублей. Выступление коллектива на "Рок-панораме-87" не было таким успешным, как годом раньше, потому что громко заявила о себе Бригада С, а из Свердловска покорять Москву приехал Наутилус Помпилиус.
В 1988 году
Жанна Агузарова вновь ушла из группы, чтобы заняться сольной карьерой. "Браво" устроило прослушивание новых вокалистов, в числе которых были и Роберт Ленц с Евгением Осиным. Последний приходил на каждую репетицию, умоляя взять его кем угодно, - хоть барабанщиком, хоть гитаристом. В конце концов, его настойчивость победила - в 1989 году он был взят в группу в качестве солиста. Вместе с Осиным коллектив записал несколько вещей, которые никогда и нигде не были изданы, однако, две песни - "Мне грустно и легко" и "Добрый вечер, Москва" - обрели всесоюзную известность. Годом позже в "Браво" вместо ушедшего Евгения Осина пела Ирина Епифанова. По иронии судьбы о ее работе в "Браво" также напоминают две композиции - "Джамайка" и "Красный свет". В том же 1990 году
Евгений Хавтан пригласил в коллектив
Валерия Сюткина. Одним из главных условий его работы в группе была смена прически - Хавтан уговорил Валерия постричь длинные волосы. Одним из первых совместных произведений стала песня Вася, которая дала старт очередному витку популярности "Браво" - это был второй ренессанс ансамбля, считает его руководитель. Первый концерт с фронтменом Сюткиным состоялся 25 августа 1990 в городе