День седьмой. Не пью. В теме Стодневки
@томаз задала вопрос, который натолкнул меня на мысли по поводу алкогольного лобби в литературе. Тезис "алкоголь и книги — лучшие друзья" никем не оспаривается. Пьют герои (часто отражая алкогольные предпочтения писателей), пьют сами писатели, пьют те, кто пишет книжные обзоры (книжки и винишко — с инстаграмной фоточкой обложки рядом с бокалом; и даже если это делается картинки ради, образ уже создан). И только редакторы сначала редактируют, а потом уже пьют — write drunk, edit sober! С возрастной маркировкой дело обстоит так: герои могут употреблять алкоголь, начиная с литературы 12+, но это должно осуждаться, как и в книгах 16+. Осуждаться — это приводить к плохим последствиям или служить негативной чертой отрицательного персонажа. В книгах 18+ допускается неосуждаемое употребление наркотиков и алкоголя.
Может ли трезвенник написать хороший худлит? Нет. Потому что для того, чтобы написать хороший худлит, нужно страдать — духовно и телесно. Хороший худлит пишется болью автора. Он пьет не потому, что слаб, а потому, что терзается неразрешимыми внутренними противоречиями. Еще существует идея, что разрешать их с помощью терапии категорически запрещено — писатель без внутренних конфликтов утрачивает потребность писать. Бедняге только и остается, что прикладывать к своим ранам бутылку. По законам профессии он должен прожить недолго, но ярко, и оставить потомкам бесценное наследие в виде Того Самого Романа, скончавшись, разумеется, в муках — так проще продать тираж. Даже если автор, в общем-то, не пьет, он оставит за собой репутацию ценителя "рюмки того" и "бокала этого", иначе относиться к его творчеству будут несерьезно, ведь по-настоящему стоящие идеи могут посещать только похмельный мозг, это известно всем.
Несколько в противовес тут идет (безусловно) великий Стивен Кинг с его самораскрытием на тему того, как далеко он зашел в увлечении алкоголем и наркотиками — роман "Куджо" был полностью написан в состоянии опьянения, и Кинг вообще не помнит, что его написал. Сейчас он освободился от всех зависимостей, включая курение, но для того, чтобы двинуть огромный, тяжелый, авторитетный, складывающийся веками стереотип о пьяном писателе, одного Кинга явно недостаточно.
И да, списки из разряда "Десять великих произведений, написанных в алкогольно-наркотическом угаре" все еще составляются и актуальны. А все мы хотим великое, невеликое нам не нужно.