9 СОВЕТОВ ПО РЕПОРТАЖНОЙ СЪЕМКЕ
1. "Познакомьтесь" с героем вашего кадра. Не стоит сразу включать камеру – установите контакт с моделью, проявите человеческое уважение, улыбнитесь и поздоровайтесь, а не ведите себя как любопытный турист с фотоаппаратом на шее. Иногда достаточно минуты, чтобы установить контакт и завоевать доверие человека.
2. Найдите оригинальную точку съемки. Если вы на улице – обратите внимание на то, как стоят дома, и как все складывается в кадре. Возможно, лучше снять улицу с балкона или террасы какого-нибудь здания. Я никогда не стесняюсь просить разрешения у людей на съемку с балкона их квартиры или дома. Когда ты объясняешь людям, что тебе нужно, они почти всегда идут навстречу.
3. Очень важно быть наблюдательным. Когда я снимаю репортаж, я обращаю внимание на все: на архитектуру, на прохожих, на события. При этом, лучше всего работать в одиночку: разговор с другим человеком или посторонние мысли в голове могут отвлечь от этой наблюдательности.
4. Будьте на равных с героями своих фотографий. Не будьте высокомерны и проявляйте дружелюбие. Прохожие должны быть для вас, в первую очередь, людьми, а не объектом съемки. Люди сразу это чувствуют и начинают открываться, им интересно с вами сотрудничать. Не помешает и хорошее чувство юмора.
5. Если вас что-то заинтересовало – жмите на спуск. Не нужно думать во время съемки – мир постоянно меняется, не упускайте момент, он исчезнет в долю секунды. А измерить художественную ценность вы всегда успеете после съемки.
6. На улицах чужой страны хорошо всегда быть рядом с человеком, который знает ее язык и культуру и в любой момент может предостеречь вас от неправильных действий и поведения. Фотографу, в свою очередь, нужно проявлять уважение к чужой культуре и не быть настойчивым.
7. Хорошая фотография – это фотография, которую помнят годами. Композиция, игра цвета и света тоже важны, но важнее всего то, чему вы научились, глядя на эту фотографию. Если она изменила ваше мнение о мире, значит это – хорошая фотография.
8. Самое главное качество фотографа – любопытство. Поиски хорошего кадра похожи на приключение. В них нет никакого секрета – нужно идти туда, куда вас ведут ноги. Чтобы встретиться с удачей, нужно, в первую очередь, проявить интерес к происходящему на улице и смотреть по сторонам.
9. Не всем людям нравится, когда их фотографируют,
камера часто становится причиной конфликта. Репортажному фотографу не избежать таких ситуаций. В первую очередь, нужно извиниться перед человеком, чтобы свести негативные эмоции на «нет» и показать, что вы настроены положительно. Но лучше всего заранее проявлять осторожность и следить за обстановкой – не поднимать камеру там, где ей могут быть не рады.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Репортаж – это образное и вдумчивое повествование о событии. Равно как и литературный рассказ, оно может быть написано интересно, красивым языком, с использованием метафор и сравнений, а может быть плоским, линейным и безвкусным.
Евгений Кириченко. Свадебные эмоции
Экспозиция и смена планов
Согласно правилам жанра, любое повествование должно начинаться с экспозиции. Нет, не с количества света, определяемым выдержкой и диафрагмой. А четким описанием места события. Точно, как в сказке – «в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», с первых кадров делового репортажа зрителю должно быть понятно, о каком «царстве-государстве» идет речь, где происходили представленные события.
После экспозиции идет укрупнение планов, знакомство с героями, их средой обитания – «…жили-были старик со старухой». И далее, не забывайте постоянно менять планы: общий – средний – крупный – деталь. Будьте внимательны и наблюдательны, умейте подмечать то, чего не видят непосредственные участники событий, увлеченные самопиаром или эмоциями от происходящего.
Стив МакКари
Событие и эмоция как повод для кадра
Снимая средние планы, постоянно ищите выразительные, эмоциональные моменты взаимодействия героев. Даже если ваши герои отвернулись друг от друга, или спят на докладе – это тоже элемент взаимодействия. Не забывайте: мы всегда снимаем реакцию человека на окружающее пространство. Главное – научиться «вкусно» подавать эту реакцию.
Тем не менее, яркая эмоция, взаимодействие – это лишь повод нажать на кнопку спуска затвора. Репортер должен уметь предугадывать события. Компоновку кадра, ракурс, пространство и даже цветовое исполнение необходимо увидеть априори, за мгновение до события. В этом и состоит искусство репортера – чувствовать пространство, прогнозировать действия. Это приходит с опытом, путем постоянного анализа собственных кадров и лучших репортажных фотографий.
Стив МакКари
Несколько слов о технике
Фиксируя важные события, репортер не имеет права на ошибку. Дубли в репортаже невозможны. Все оправдания, типа «сел аккумулятор, переполнена карта памяти, не успел сменить объектив» несерьезны. Поэтому к технике предъявляются повышенные требования: высокая надежность и стабильность в работе; большой ресурс затвора; пылевлагозащищенность и морозоустойчивость; быстрый, точный и цепкий автофокус; кнопочно-колесный доступ к большинству функций съемки с исключением случайных нажатий. Отсюда столь высока цена на профессиональную репортерскую технику.
Основное правило репортажного фотографа звучит так: все свое ношу с собой. То есть никогда не оставляйте свою технику, даже под присмотром хороших, но случайных знакомых, и даже идя в туалет или на перекур. Во-первых, увлекшись процессом съемки, вы, скорее всего, на короткое время забудете о дорогом объективе, в суете оставленном на скамейке или подоконнике. Во-вторых, не ровен час знакомый, не обремененный особой ответственностью, отвлечется и вашу технику попросту могут «увести» или случайно разбить, и вы вместо небольшой прибыли будете иметь существенный урон.
Отсюда вывод: используйте удобные сумки, фотографические портупеи с навесными чехлами для объективов, вспышек и аксессуаров. В рюкзак можно сложить технику, которая не пригодится в ближайшее время (хотя сам по себе он неудобен для репортажей).
И последнее. Работа на важном репортаже с ассистентами – это разделение ответственности, это всегда психологически легче, чем работать в одиночку: можно поделиться планами, ракурсами, помогать в освещении объекта. Делитесь ответственностью, возьмите на съемку друга, обретайте опыт.
Удачи!