Я Надежда
впереди то ли свет.. то ли тьма. завтра разберусь
Айт (по арабский «`ид») означает: повторение, польза. У мусульман есть два больших праздника. Это – `Ид Аль-Фитр (Праздник разговения) и `Ид Аль-Адха (Праздник жервоприношения). И по причине того, что эти два праздника повторяются каждый год, они и обозначаются как «`ид» (праздник).Привет! Расскажи, что это за праздник!? Первый раз слышу
«Курбан» означает: прибли-жение, близость. И из сочетания двух арабских слов, «`ид» и «курбан», и состоит название праздника, который мы называем «Курбан айт». Из сказанного нетрудно понять, что словосочетние «Курбан айт» означает: праздник приближения ко Всевышнему, посредством закалывания жертвен-ного животного.
Согласно источникам, заслужи-вающих доверия, пророку Ибрахиму (мир ему) восьмого числа месяца Зуль-Хиджи приснился сон, в котором он приносил в жертву своего сына Исмаила (мир ему). Проснувшись он стал раздумывать о том, что означает этот сон. Поэтому этот день, то есть восьмое число месяца Зуль-Хиджи, называется «яумут-таруийа» (день, когда ему приснился вещий сон).
На следующий день Ибрахиму (мир ему) приснился тот же сон. И тогда Ибрахим (мир ему) понял, что ни что иное, как приказ Всевышнего. По этой причине девятое число месяца Зуль-Хиджа называется «яумуль-арфа» (день познания истины). И на следующий день, то есть десятого числа месяца Зуль-Хиджи, пророк Ибрахим (мир ему) уведет своего сына Исмаила (мир ему), чтобы принести его в жертву. И этот день называется «яумун-нахр» (день закалывания). Впоследствии этот день был унаследован мусульманской уммой в качестве Курбан айта. И именно десятого числа месяца Зуль-Хиджы каждый мусульманин, которому предписа-но жертвоприношение, закалывает жертвенного животного.
Суть Курбан айта заключается в готовности подчинения воле Всевышнего Аллаха. То есть в закалывании жертвенного животного.
Празднование Курбан айта ум-мой Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) началось во втором году по хиджре.
В чем отличие праздника Курбан айт от других праздников, которые празднуются нами в настоящее время? Курбан айт – праздник, установленный самим Всевышним Создателем.
Пять дней месяца Зуль-Хиджы, с 9-го по 13-ое число, являются «айамут-ташрик» (днями ташрик). В эти дни, начиная с утреннего намаза 9-го Зуль-Хиджи до намаза аср 13-го Зуль-Хиджы, после каждой предписанной части (фарда) намаза, произносится такбир.
Что же касается возниковения названия «айамут-ташрик», то само слово «ташрик» означает: выставлять на солнце, вялить на солнце. Арабы имели привычку вялить мясо жертвенных животных на солнце. Впоследствии название этого действия сложилось в ка-честве названия дней, в которые после намаза произносится такбир.
В книгах по фикху очень подробно излагаются адабы (этические нормы) праздничных дней. Но сегодня мы решили рассказать лишь об этических нормах, касающихся Курбан айта.
1. Произношение такбира. Обычно под словом такбир подразумевается произношение слов «Аллаху акбар» (Аллах велик). Но в дни ташрик, которые непосредственно связаны с Курбан айтом, произносится особый вид такбира: Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха иллял-лаху уал-лаху акбар. Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд. Произношение этого такбира, который называет-ся «такбир ташрик», является мустахабом. То есь, поощряемым действием.
Относительно такбира в дни айта Всевышний сказал: «Поминайте Аллаха в установленные дни». («Аль-Бакара», 203-аят)
Абдуллах ибн Аббас, а также его ученик Икрима (да будет доволен ими Аллах), «установленные дни» дни разъясняли, как дни Курбан айта.
На основе этого аята ученые говорят, что в дни ташрик следует произносить такбир ташрик как можно чаще. То есть при каждом удобном случае. К примеру, по дороге в мечеть, возвращаясь домой и т.п.
После совершения предписанной части намаза с джамаатом произношение такбира ташрик обязательно. Если имам забыл произнести, муктади (человек из джамаата) может напомнить ему о такбире, произнеся его вслух. При этом следует быть внимательным, чтобы между приветствием намаза и произношением такбира не было совершено действие, делающего намаз недействительным.
2. Ночь айта следует проводить в поклонении. Под ночью айта подразумевается ночь с 9-го на 10-ое Зуль-Хиджи. Следует помнить, что айту присущи свои достоинства. Поэтому если не всю ночь, то хотя бы определенную часть ночи айта желательно провести за чтением Корана, совершением намаза, зикра и т.п. Ведь наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сердце того, кто ради лика Всевышнего проведет ночи двух айтов в поклонении, не умрет в тот день, когда другие сердца будут мертвы». («Сунану Ибн Маджа», 1782)
3. Совершение гусла (пол-ного омовения). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал гусл в день Праздника разговения и в день Курбан айта». («Сунану Ибн Маджа», 1315)
4. Частое применение ми-суака. Применение мисуака непосредственно перед намазом является сунной. И эта сунна касаема и айт намаза.
5. Принаряживание себя в честь айта. Это является сунной. Для айта желательно одеть самую красивую одежду. Облачаться в новую одежду является мустахабом. И это является признаком уважения к дню, который Всевышний Аллах определил для нас в качестве праздника.
Известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в пятницу, а также в дни айта, одевал хибару. Хибара – одежда в виде плаща, которая изготавливалась в Йемене. Во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Йемене было сильно развито текстильное производство. Поэтому одежда из Йемена очень ценилась.
Сподвижники (да будет доволен им Аллах), следуя сунне Послан-ника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), также одевали в честь айта самую красивую одежду.
Женщинам же, которые посе-щают айт намаз, следует одеваться как можно скромнее, чтобы не притягивать к себе взглядов мужчин.
6. Применение благовоний. Это тоже является сунной. Айт намаз является собранием джамаата. Поэтому применение благовоний при посещений больших собраний относится к исламской этике.
7. Не принимать пищу до совершения айт намаза. Эта сунна относится к Курбан айту. Так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день Курбан айта ничего не ел до совершения айт намаза. («Тухфату Аль-Ахуази») Суть такого действия в том, чтобы сначала поесть мяса жертвенного животного.
В некоторых местах существует обычай сначала испробовать определенную часть мяса жерт-венного животного. К примеру, печень или же почки. Это лишь обычай определенного народа. Шариат же не обязывает к этому.
8. Присутствие на айт намазе. Совершение айт намаза каждым мусульманином, которому пред-писан пятикратный намаз, является уаджибом. Поэтому здесь речь идет о тех, кому не предписано совершение намаза джамаатом. К примеру, дети, путники, женщины. И эта традиция существует со времен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
9. Стараться выходить на айт намаз как можно пораньше. Следует помнить, что чем раньше верующий приходит на намаз, тем больше ему записывается воздаяний. И это касается не только айт намаза, но ежедневной пятикратной молитвы.
10. Следует прийти на айт намаз по одной дороге, а возвращаться по другой, что также является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Суть этого в следующем:
– увеличение числа шагов, которые в Судный день будут свидетельствовать в пользу верующего;
– напомнить как можно многим людям, в том числе и иноверцам, об исламском празднике;
– поздравить как можно большее число мусульман с праздником и т.п.
12. Проявление радушия. К проявлению радушия можно отнести приветливое обращение с домочадцами, родственниками, прохожими. Раздача подарков, в особенности детям. Ведь это является одним из способов приобщения наших детей к религии. Раздача милостыни. И даже радушное приветствие брата по религии относится к садака. («Тухфату Аль-Ахуази», 1963)
13. Посещение, с целью поздравить с айтом, род-ственников, друзей, знакомых, соседей, ученых.
14. И наконец, самым главным признаком праздника Курбан айт является закалывание жертвенного животного. Каждый верующий, кому шариатом пред-писано совершение жертво-приношения, обязан заколоть жертвенное животное.
Теперь несколько слов о действиях, совершение которых является макрухом (нежелатель-ным) в дни айта:
1. Соблюдение поста. В день Курбан айта, а также в последующие три дня нельзя соблюдать пост. Так как Послан-ник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал поститься в эти дни.
2. Совершение в мечети нафиль намаза до и после айт намаза. Так как в день айта Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал лишь айт намаз. («Сунану Аби Дауд») Одна из причин такого запрета в том, что человек, совершающий намаз в мечети до и после айт намаза, будет доставлять неудобства для окружающих.
3. Совершение чего-либо гре-ховного. Если Ислам запрещает совершение греховного в обычные дни, что тогда говорить о совершении греховного в день айта?! Ученые говорят, что подобно тому, как в день айта воздаяния за благое деяние возрастает, увеличивается и тяжесть совершения греховного. К тому же совершение греховного в день айта может расцениваться как проявление неуважения к своей религии.
4. Превращение айт в день поминания усопших. Следует понять, что айт является праздником, а не днем облачения в траурную одежду.
В заключении хотелось бы добавить, что в Средней Азии любой праздник именуется «мейрам»-ом (или «байрам»-ом). Корнем этого слова является слово «базрам», что означает: день празднования и веселья. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наши прадеды называли Курбан айт мейрамом (байрамом).
С праздником вас, о мусульмане! И да сделает для нас Всевышний Аллах этот день благословенным и сниспошлет Свою милость на всю умму пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)! Аминь!