Пустошь — это песчаная холмистая равнина, поросшие вереском холмы, участки леса и болота. Одна долина сменяет другую, овечьи стада перемещаются примерно с той же скоростью, как и плывущие над головою облака. Возникает чувство, что к всевышнему или в сказку попал. Но, довольно романтики!
По научному определению пустошь является биогеоценозом, то есть постоянно изменяющимся комплексом различных природных компонентов, связанных между собой. «Участники» этого совместного существования — растения, животные и микроорганизмы, атмосфера, солнечная энергия, почва и вода. Резкие изменения, вызванные внутренними противоречиями компонентов, природными катаклизмами, или вмешательством человека, ведут к метаболизму — превращению одного биогеоценоза в другой. Так на месте леса возникает пустошь, которая когда-нибудь снова зарастёт. Сначала на пустом пространстве появляется кустарник — вереск или черничник, а потом вырастает лес. Изучением таких экосистем занимается специальная наука — биогеоценология, основоположником которой в 40-ые годы стал советский ученый профессор Виктор Николаевич Сукачёв. Люнебургская пустошь — это вовсе не природный, а искусственно созданный ландшафт. И без вмешательства человека эта постоянно изменяющаяся экосистема вернулась бы к первоначальному состоянию — снова заросла лесом. В 19 веке с появлением минеральных удобрений огромные пространства пустоши превратились в поля, а на месте уничтоженных буковых лесов, дубовых и березовых рощ был посажен быстрорастущий, обещавший высокий доход хвойный лес. То же самое здесь наблюдали во время Второй мировой войны, когда на уход за пустошью не хватало средств. Тогда снова вырос лес, но уже не естественный — лиственный, как 2000 лет назад, а хвойный. Лиственные леса в окрестностях Люнебурга были уничтожены в конце 18 века — лес был необходим для печей солеварен крупнейшего в средневековой Европе Люнебургского месторождения. Так и сошел лес — на дрова, ведь для производства 25 тысяч тонн соли в варницах ежегодно сжигали 70 тысяч кубометров леса. Об этом можно узнать в люнебургском Музее соли. Но уничтожение леса – не единственная причина возникновения пустоши. По одной из научных теорий главную роль в её появлении сыграли овцы, которые паслись на бедных подзолистых почвах, поросших вереском, ещё до начала разработки соляных копей в 10-м веке.
Чтобы пустошь снова не заросла и верещатник обновлялся, там должны пастить овцы! Для этого выведена особая порода — вересковые овцы – Heideschnukel.
Неприхотливые животные объедают высохшие верхние ветви вереска и выдергивают молодые деревца. Вересковые овцы необыкновенно милы своими острыми мордочками и черными головами, закрученными рожками и длинным мехом, который делает их чем-то похожими на афганских борзых. Люнебургский овечий сыр считается деликатесом, а из шерсти и изготовляются ковры.