К родным пенатам. Пенаты - эт домашние такие.. типа домовых, очень древние. Жилище, в случае отъезда хозяев, не покидают.. Эт я ерудицией блистаю, успешно? ))
За ерудицию-5 баллов. За сочувствие-низкий поклон
Домашний алтарь в руинах
Геркуланумa. Вероятно, служил для подношений
Пенатaм и
Ларaм.
Пена́ты (
лат. Di Penates, Penates) — в
древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага (
dii familiares), а затем и всего
римского народа (
Penates Publici Populi Romani). Каждая семья имела обычно двух Пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи
[1].
Государственным культом Пенатов — как представителей общественного благополучия — ведал
верховный жрец, приносивший им жертвы в храме
Весты[2]. Оба культа были взаимосвязаны; не только у
латинов, но вообще у всех
италиков каждый город имел свою Весту и своих Пенатов. В
Элее находился храм Пенатов, по легенде, привезённых
Энеем из
Трои; его украшали статуи двух юношей с копьями
[3].
Считается, что слово
penates происходит от
penus (кладовой), где хранились съестные припасы.
Цицерон писал, что оно «произведено либо от
penus — ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (
penitus), и по этой причине поэты называют их также
Penetrales (Проникающие)»
[4].
Фест указывал, что слово
penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями»
[5]. Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников»
Арнобия[6] и в «Сатурналиях»
Макробия[7]. Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой».
В значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам». Ошибочно употрeблять выражение «вернуться в пенаты».
ещё в паре с ними лары были
Ла́ры (
лат. lares) — по верованиям
древних римлян божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью.
Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к
рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря ларов и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа ларов.
Виды ларов:
- Lares Compitales — компитальных ларов почитали на перекрёстках как покровителей соседской общины и добрососедских отношений. На перекрёстках сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрёстку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений ларам как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с хтонической Ларентой-Ларундой, Манией и иногда отождествлявшейся с ней матерью ларов, получавшей в виде жертвы бобовую кашу.
- Lares Domestici — дома
- Lares Familiares — семьи
- Lares Patrii — отцовские, возможно, отождествлялись с духами предков
- Lares Permarini — моря
- Lares Praestitis — государства
- Lares Privati — частные (в противовес общественным Lares Publici)
- Lares Rurales — земли
- Lares Viales — путешественников
Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним и компитальным ларам.
Компиталии, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара —
Сервием Туллием. Коллегии плебеев и рабов обслуживали культ компитальных ларов.
Август в
12 до н. э. реформировал культ ларов, образовав его коллегии из рабов, отпущенников и
плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего
гения. Однако в домах и имениях лары продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские лары в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители).
В провинциях лары отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают ларов с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.