Почему россияне стали много курить?

4093

Для сдерживания роста эпидемии табакокурения в России необходимы меры государственного контроля в сфере табачной индустрии. В этом убеждены члены российской ассоциации “Здоровые регионы», в которую входят и ученые Тверской государственной медицинской академии.
Россия входит в число стран с самым высоким потреблением табака в мире. В нашей стране курят 65 — 70 процентов мужчин, 25 — 30 процентов женщин. В то же время в странах Европы происходит постепенное снижение распространения курения. В 2000 году в России потреблялось 2411 сигарет на человека в год, значительно меньше в Германии — 1553, во Франции — 1303, в Финляндии — 920.

Эпидемия табакокурения захлестнула Россию, она свирепствует и в Тверской области, — говорит Алексей Шабашов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общеврачебной практики ТГМА, председатель правления ассоциации “Здоровые регионы“, председатель координационного комитета Всероссийской коалиции “За присоединение России к Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака“. — При участии Тверской медакадемии и областного департамента здравоохранения проводились исследования распространенности табакокурения в нашем регионе. В 1998 году было выяснено, что курят 53 процента мужчин и 9 процентов женщин. По исследованию 2002 года, увеличилось число курящих мужчин — до 57 процентов, и особенно резко возросло количество курящих женщин — их стало более 20 процентов, причем это в основном молодые женщины.

Резкий взлет распространенности курения в России произошел в 1990-е годы, когда на смену государственной табачной монополии пришли транснациональные табачные компании, весьма изощренные в продвижении своей продукции.

— Табачная индустрия зависит от продаж сигарет, — поясняет Кирилл Данишевский, доктор философии, кандидат медицинских наук, доцент факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. Сеченова, председатель правления общества специалистов доказательной медицины. — Количество потребителей табака среди мужчин в России уже достаточно велико, а до 1990-х годов в Советском Союзе было менее 9 процентов курящих женщин. Поэтому маркетинговая политика табачных компаний все активнее направляется на женщин и подростков. Компании изощренно рекламируют свою продукцию, выпуская сигареты в изящных пачках, похожих на упаковку косметики, яркую одежду с надписями, размещают рекламу продукции в кинофильмах. Сталлоне получил полмиллиона долларов за курение сигарет определенной марки в роли Рэмбо. Герой с сигаретой в зубах сильно действует на подростков. Табачные компании финансировали и другие голливудские фильмы, например, “Кто подставил кролика Роджера“, “Белоснежка“, “Супермэн“. Ведется скрытая реклама в школах под видом акций по борьбе с курением. С детьми проводятся беседы, в которых утверждается, что курение — выбор взрослого человека. Подобное утверждение не остановит, а, скорее, подстегнет подростков. Известно, что почти все курильщики начинали курить в юном возрасте, чтобы быть похожими на взрослых. Табачные компании финансируют артистов, педагогов, управленцев. Они открыто не отрицают вред курения, но исподволь проводят мысль о том, что курить не так уж и опасно.

В 1990-е годы по экранам наших телевизоров скакал бравый ковбой и рекламировал сигареты. Причем актер, исполнявший роль ковбоя, к тому времени уже скончался от рака легкого. В своем последнем телеинтервью он просил прощения у людей, которые по его примеру начали курить. Но российский зритель этого не знал, как не знает многих других печальных фактов, показывающих чудовищный вред табакокурения.

От болезней, связанных с курением, в мире ежегодно умирает более 5 миллионов человек, в России — более 330 тысяч человек. Более 150 тысяч исследований однозначно доказали вред курения. Оно снижает продолжительность жизни минимум на десять лет, потому что почти все случаи рака легкого связаны с курением, риск ишемической болезни сердца у курильщиков повышается примерно в два раза, риск инсульта — в четыре раза. Табак убивает не только курящих, но и людей в их окружении, вынужденных дышать табачным дымом.

— Табачные компании, конечно, никого не хотят убивать, они просто ничего не могут с этим сделать, — говорит Кирилл Данишевский. — Табачные компании долго инвестировали в разработку более безопасных сигарет, но у них ничего не получилось. В то же время они вкладывали немалые средства в разработку сигарет, эффективно вызывающих зависимость, и здесь добились больших успехов. Вещества, усиливающие воздействие никотина на центральную нервную систему, активно применяются в производстве сигарет популярных марок. Например, при изготовлении сигарет “Мальборо“ в табак добавляют мочевину (аммиак), что оказывает воздействие на курильщиков: люди быстрее привыкают к никотину и к данной марке сигарет.

Надписи на упаковках “легкие“, “суперлегкие“ лишь создают иллюзию, что курение данных сигарет причиняет меньше вреда здоровью. Доказано, что в так называемых “легких“ сигаретах содержатся высокие дозы никотина, достаточные для быстрого появления сильной зависимости у курильщиков. На тот момент, когда человек чувствует последствия курения, он уже не может бросить курить, потому что никотиновая зависимость по силе сопоставима с героиновой. Бросают в течение года без поддержки примерно 5 процентов курящих.

Рост распространения табакокурения — одна из причин тех негативных демографических процессов, наблюдаемых в последние годы в России: роста заболеваемости и смертности среди трудоспособного населения. При этом действующее российское законодательство весьма лояльно к производителям, распространителям и потребителям табачной продукции. До сих пор нет полного запрета рекламы табачной продукции. Закон “Об ограничении курения табака“, который запрещает курить в ряде учреждений, имеет оговорку, что и там курить можно: “в специально отведенных местах для курения табака“. В России самые низкие акцизы на табак, самые дешевые сигареты в мире, поэтому они легко доступны детям.

При этом для экономики России табачная индустрия не настолько важна, как это хотят представить табачные компании. В России весь табак импортный, а производство табачной продукции более чем на 90 процентов принадлежит транснациональным компаниям, куда и утекают прибыли. России остаются небольшие налоговые сборы и все неприятности, которые связаны с табакокурением, — высокая заболеваемость, инвалидность, смертность. Члены ассоциации “Здоровые регионы» подсчитали: когда в России было зафиксировано 330 тысяч смертей от причин, связанных с табакокурением, в российский бюджет за счет сборов с табака поступило 17 миллиардов рублей. Таким образом, за одного убитого курением человека табачники заплатили национальному бюджету около 51 тысячи рублей. Это очень низкая цена за невосполнимый вред.

Наша страна до сих пор не присоединилась к Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. А между тем в странах, присоединившихся к Конвенции, существенно сократилось распространение курения табака среди населения и, что особенно важно, среди подростков, улучшились показатели здоровья населения. Страны получили экономическую выгоду от государственного контроля над табаком: более крупные налоговые поступления в бюджет и сокращение расходов на лечение серьезных заболеваний, вызываемых табакокурением.

Хотите бросить курить?


Тогда смело кликайте по кнопке ниже. Этот способ стоит того!

Комментарии
Оставить комментарий





ИГРА -Расшифровка-
05.12.2016 в 1:53 от Julia Jaunupe
Дневник Sergey`я
05.12.2016 в 1:49 от FedorNOsmoke
Мне был знак
05.12.2016 в 1:46 от Margo.
Приму в дар сигареты
05.12.2016 в 1:44 от FedorNOsmoke
Дневник для стодневки
05.12.2016 в 1:42 от Kosia
#12_1 Нирвана
05.12.2016 в 1:39 от Margo.
#13_3 Октябрята
05.12.2016 в 1:34 от Montana
[30] Правило Помодоро 4: 20 минут действуем!
05.12.2016 в 1:31 от BlackDove
Не получается бросить курить?
Получите бесплатную поддержку на 30 дней!

  • У вас все получится. Бросить курить действительно просто.
  • Не нужно никакой силы воли. Никаких зубодробительных мучений.
  • Розыгрыш 10 экземпляров "Настольной книги" раз в неделю.
  • Вы успешно бросите курить. Осталось сделать первый шаг
Первый шаг - это получение поддержки по почте!