Про студентку.
На втором курсе появился переходной предмет, из тех, что пару раз в неделю, в течение двух месяцев,но вела его профессор, с кучей регалий, в солидном возрасте, с не менее солидным видом: укладка на манер Марии-Антуанетты, жесты, взгляд, речевые обороты. Вообщем, внушала уважение и трепет, а еще желание не остаться в памяти, как неуч, т. к. на гос.экзаменах она будет...
И вот день зачета, наша группа разместилась на кафедре ( не нашли свободную аудиторию), все шло как обычно и ничего, как говорится, не предвещало. Задание было легким, а желание покурить сильным- и вот первая прошусь отстреляться, моргаю подруге чтоб за мной шла сразу. Подхожу к столу, отдаю листок, бегло просмотрев его, эта королева его отдает, со словами " Можете забрать. Посидите." Не буду мучить подробностями как все члены группы, на моих глазах, спокойно сдавали и уходили, а с каждым следующим уходом в голове всплывал вопрос " А что собственно такое? ". Подруга моя, конечно, из солидарности осталась и сдавала последней, о чем в последствии не жалела.
Меня пригласили учтиво присесть рядом, листок с работой машинально ушел в стопку, где лежали все работы нашей группы, в это время подруга собирала вещи, но увидев с какой грацией "Мария-Антуанетта" поправила прическу, решила не спешить. В следующие несколько минут мы стали свидетелями как вырывается боль, хранившееся несколько лет в душе у доброго и мудрого человека
" Когда-то, далекой весной 96 года, я писала докторскую диссертацию у себя дома, на третьем этаже по ....адресу. " В моей голове всплывает эта весна и адрес до боли знаком,конечно, это "хрущевка" возле школы, где мы курили на переменах и после уроков.
" Так вот.." Пауза и пронзительный взгляд, ждущий эффекта, но все еще есть надежда, что обойдется...
" Это была серьезная и тяжелая работа для меня. В тот период я потеряла мужа, а сын с внуками уехал в другую страну, в командировку. Только сосредоточусь и тут как тут, у меня под открытыми окнами старшеклассники курят и громко матерятся, обсуждая все на свете. Как же я просила их быть потише и не курить!" Вспоминаю ее, мне становится стыдно и хочется закурить. Конечно, никто из нас не хамил этой женщине в окне, но и не слушал.
Мы молчим: я никогда не любила оправдываться, а она сказала все что хотела.
Через какое-то время продолжает, но голос и интонация поменялись, стали отечески спокойными:
" Можно зачетку. Вот так бывает. Не думала, что встречу вас у себя на лекциях."
Она вела несколько серьезных предметов и принимала госы, а моя подруга писала под ее руководством дипломную работу. Толковый препод и с добрым сердцем.
А работа нашлась, рано я обрадовалась.