Ещё немного психологии от Елены Стрельниковой.
Про баланс между возможным и невозможным, одолимым и неодолимым.
Автор_ка: Анна Федосова
"ФРУСТРАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОДОЛИМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Хочу я, например, выйти замуж за N.
А N., например, против того, чтобы я выходила за него замуж.
Я могу начать менять себя - худеть к лету, чтобы стать "лучше". Учить языки и пытаться стать похожей на тех, кто, как мне известно (или кажется), привлекает N. Обесценивать и аннигилировать тех, кто привлекает N. и тех, кто ему нравится.
Могу начать менять N. - убеждением и принуждением. Переселиться на его придверный коврик и оттуда стучать. Ждать, что передумает - даже если он женится на другой, и вести об этом появятся в Инстаграме.
Или поверить, что N. вряд ли передумает и заняться другими делами.
Для того, чтобы поверить, нужно немногое -умение услышать N. и готовность пережить отказ или отвержение. И все сопровождающие это событие чувства. Боль, например. Печаль, тоску, бессилие, злость. Кому-то предстоит иметь дело с униженностью. Отвращением и стыдом. А кому-то - с облегчением от наступившей ясности. И ощущением свободы.
И здесь важно, считаю ли я то, что N. мне отказал, неодолимым или одолимым обстоятельством.
Есть другие обстоятельства.
Какие-то из них характеризуются внезапностью и недолгим течением события (смерть, катастрофа - техногенная или природная), но долгими последствиями.Работой горя. Если отрицать факт, то все может затянуться на долгие годы.
Какие-то обстоятельства (войны, болезни) могут не иметь обозримых границ и влечь за собой ряд ограничений и невозможностей.
Если воспринимать существующие ограничения и невозможности, как одолимые, то можно оказаться на придверном коврике. Требуя немедленного взлета самолета в нужную страну. Или отмены ограничений, наступивших вследствие болезни - "я не буду пить эти лекарства и выздоровею сам по себе" или "вы все врети!".
Для того, чтобы принять во внимание ограничения и невозможности, необходима решимость пережить ужас, оплакать прежние возможности, побыть на серой равнине неопределенности (иногда неизвестно, куда качнет и когда прийдет - и прийдет ли день, когда все закончится). И жить дальше с учетом настоящих условий.
Пребывание в плену или в тюрьме может кому-то казаться одолимым обстоятельством. И кто-то бежал из Алькатраса. Другие не бежали.
Перед побегом хорошо бы разведать, что за предеоами Алькатраса не находится еще больший Алькатрас.
Кто-то бежал из семьи, где тяжело дышать и страшно выйти из комнаты. Другие оставались в таких семьях, больше боясь неизвестности впереди, широкого осуждения, или у них не было никакого ресурса для самостоятельной жизни.
Один идет на Пти-Дрю и Килиманджаро, еще-кто-то идет на Говерлу, а иной - на второй этаж. Выше ему подняться будет сложно, хотя в молодости он покорял горы Тянь-Шаня.
Это - хорошее обращение с собственными (индивидуальными) ограничениями. Здоровое. Такое же, как и понимание того, что выше головы прыгнуть самостоятельно, без помощи всяких приспособлений, невозможно.
Если полететь во Францию и добраться до Пти-Дрю невозможно (закрыта граница, нет денег, не тот сезон), то человек может устроить демонстрацию протеста и требовать открыть границу, подать трап и пустить его на гору. Если ему недоступны печаль и злость, и он не способен быть в бессилии. И призывает на помощь всемогущество, игнорируя контекст (фон). То есть его фигура тотально отменяет фон.
Я не говорю о всеобъемлющем бессилии. А о бессилии по ЭТОМУ поводу. Не по всем. Жизнь не должна рушиться из-за того, что Пти-Дрю недоступна.
Доступны многие другие горы, холмы, глубины, широты.
Книги и фильмы, разные занятия. Сады и реки. Дети и взрослые. Снега и солнечные дни.
В ожидании улучшения или прекращения ситуации можно заниматься разным - от отрицания до принятия.
Все люди - разные. И воспринимать каждый момент жизни могут совершенно по-своему. Считая одно и то же приемлемым или неприемлемым, одолимым или неодолимым.
Баланс между возможным и невозможным обеспечивается не только при помощи головы.
А еще и при помощи исследования этих возможностей и невозможностей, путем сосредоточения на собственных переживаниях и челночного движения от изменчивых условий среды к этим переживаниям, и опять к условиям среды. Это я о тестировании реальности.
Не сидеть на коврике.
Как-то одна маленькая девочка захотела срочно, там и тогда, кататься на американских горках для детей чуть старше.
Ее не пустили, сказав: "Когда вырастешь сантиметров на двадцать, приходи".
Сначала у нее появились слезы, потом она разозлилась и сказала: " Я прийду, когда вырасту". И убежала оттуда. (фантазирую, что, будь она взрослой, она бы еще и факи тыкала - мысленно или наяву).
Выглядело это душераздирающе. И вдохновенно.
Потом росла. Не специально для этого. Занимаясь разным.
Потом пришла.
И каталась."