Николаев как город возник благодаря кораблестроению. Вначале он строился как кораблестроительная верфь. На протяжении XIX века Николаев был центром кораблестроения на
Чёрном море, а также центром управления
Черноморским флотом
Первые известные поселения на берегах рек Южный Буг и Ингул появились около 20 тысяч лет назад. В эпоху поздней
бронзы (XII—XIII века до н. э.) на месте современного Николаева в период около 300-от лет существовало укреплённое городище
киммерийцев, единственный известный порт на севере Чёрного Моря, периода
Троянской войны, в историографии получившее название «
Дикий Сад». Находки остатков древнего водопровода, относящиеся ко времени существования
Ольвии и её Хоры, свидетельствуют об урбанистическом поселении эллинского периода. Территория города была заселена постоянно с начала нашей эры. Уже в период монгольского нашествия есть данные о разорении женского монастыря расположенного на территории нынешнего посёлка Октябрьский.
В I половине XVIII века большая часть Южного Прибужья оставалась слабозаселенной. Толчком для дальнейшего заселения края стал выход Российской империи, в результате
русско-турецких войн, к Чёрному морю — по
Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года земли между реками
Днепр и
Южный Буг отошли к России.
Получив территорию между
Днепром и
Южным Бугом получив право беспрепятственного плавания по
Азовскому и
Чёрному морям,
Российская империя приступила к созданию флота.
В 1783 году санкт-петербургский купец австриец Франц Фабре, пожелавший завести сельско-хозяйственное имение в
Херсонском уезде, получил разрешение генерал-губернатора
Новороссии князя
Григория Потёмкина. В 1784 году ему было отмежовано 500 десятин земли «при реках Буге и устье Ингула». Также Фабре попросил отмежевать ему ещё дополнительно 1000 десятин земли, то есть всего 1500 десятин, и получил разрешение
Екатерины II. Таким образом Фаброва дача охватывала весь Николаевский полуостров: жилые и хозяйственные постройки находились в основном на реке
Ингул у Казачьего перевоза (современный
Ингульский мост), на Виноградной косе (современные территории водной станции
Черноморского судостроительного завода и
яхт-клуба), на мысе у впадения Ингула в
Бугский лиман (Мыс пороховых погребов) и на Осницкой косе (современные
Лески); пахотные земли располагались в восточной стороне полуострова. Однако в 1787 году по распоряжению Потёмкина все эти земли были отобраны у Фабре в казну.
Основание города
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.jpg/320px-XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0.jpg)
Вид Николаева в конце XVIII века. Гравюра
Рождение города связано со строительством первой верфи.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4c/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%E2%80%94_%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg/320px-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%E2%80%94_%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg)
Картина «Вид города Николаева»
Фёдора Алексеева, 1799,
Государственная Третьяковская галерея
В ордере № 1065 полковнику
Фалееву от 27 августа 1789 года князь
Потёмкин дал будущему городу название Николаев:
«Фаборову дачу именовать Спасское, а Витовку Богоявленское, новозаводскую верфь на Ингуле город Николаев». Считается, что название Николаев дано Потёмкиным в память о
взятии российскими войсками под его предводительством турецкой крепости
Очаков 6 (17) декабря 1788 года — в
День Святого Николая.
Первым кораблём, построенным в Николаеве, стал фрегат «
Святой Николай». Судно заложили на стапелях
Николаевского адмиралтейства 6 января 1790 года и спустили на воду 25 августа того же года.
В 1791 году в Николаеве было лишь 26 дворов и 147 жителей. Но уже по состоянию на 1792 год в городе было 1566 жителей, 185 магазинов, лавок и погребов, были открыты
торговые ряды.
[
В 1796 году из
Херсона в Николаев было переведено Черноморское адмиралтейское управление.
В 1798 году в городе было учреждено училище корабельной архитектуры.
В нашем городе 3 судостроительных завода, со стапеле которых сошел не один десяток судов для покупателей во всем мире.
Наш город гордо называется "город Корабелов" (правда сейчас заводы стоят - власть бездействует...).
Со всего мира приезжают студенты учится премудростям кораблестроения в наш Университет кораблестроения (я тоже так училась, правда на факультете экономики). Наши специалисты работают во всем мире - принимают с распростертыми объятиями!
Еще Николаев называют "город Невест", за большое количество красивых девушек.
Славой «города невест» Николаев обязан своей истории. Так уж получилось, что с самого основания города его основными жителями были мужчины. Из-за хронической нехватки женщин женились даже на совсем еще юных особах, но все равно большинство мужчин были холостяками. А учитывая, что и прибыли они в город не по своему желанию, а по приказу Потемкина, то случалось, что такие «жители поневоле» просто сбегали от неустроенной жизни строящегося Николаева.
Чтобы удержать строителей города и верфи – князь Потемкин распорядился массово привозить девушек и женщин из близлежащих деревень и городов. Причем в невесты выбирали самых красивых представительниц женского пола. После того как молодые разбивались на пары, их массово женили, оттого и получил название Николаев — «города невест».
Сложно жить в городе где каждая вторая - красавица; мужчины наши избалованы очень (это так, лирическое отступление
![unsure :unsure: :unsure:](/styles/smilies/unsure.gif)
)