Так получилось, что минувшие праздники я встречал в больнице - Новый год и Рождество в реанимации, Старый Новый год в отделении. Но не будем о грустном: у меня было время познакомится с интересной историей больницы в которой я лечился.
Итак,
Городская клиническая больница № 23 им. И.В. Давыдовского — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение города Москвы, расположенное на Таганке, на Швивой горке, на территории бывшей усадьбы Баташева (Яузская улица, 11).
Посмотреть вложение 548870
Предки первого владельца этой усадьбы
Ивана Родионовича Баташева были в дореволюционной России известными деятелями металлургической отрасли. Именно из их чугуна делались пушки и ядра для нашей армии в период Екатерининский войн. На их заводах были отлиты для Москвы: чугунная ограда и ворота Александровского сада, квадрига с Аполлоном на Большом театре, фигуры на Триумфальной арке, детали ограды старого Зоопарка, многочисленные ступени и другие чугунные изделия в московских храмах.
Ивана Родионовича Баташев
Посмотреть вложение 548881
В 1783 году Баташевы получили долгожданное «первобытное, благородное дворянское звание».
В 1796 году богатый Иван Родионович начинает строить эту роскошную усадьбу на берегу реки Яузы. Для этого он покупает несколько участков из шести переулков и тупиков и его участок становится самым большим для Москвы того времени. До сих пор доподлинно не установлено имя автора проекта усадьбы. Одно время предполагали, что его выполнил и прислал из Парижа известный французский архитектор Шарль де Вальи (Девальи или де Вайи), у которого учился наш знаменитый зодчий В.Баженов. Сейчас считается, что проект выполнил Родион Казаков, ученик М.Ф. Казакова. Доподлинно известно, что практическое строительство усадебных строений вел крепостной Баташева М.П. Кисельников или И. Кисельников, построивший Баташеву главный усадебный дом в Выксе, в котором сейчас расположен великолепный музей. Иван Родионович был человеком патриотичным – нередко вместо заграничных специалистов он предпочитал потратить деньги на обучение за рубежом своих талантливых крепостных, а затем воспользоваться их работой. Тем не менее, в 1802 году усадьба получилась настолько роскошной, что в ней предпочли остановиться знатные иностранцы.
Про эту усадьбу принято говорить, что она — самое богатое приданное на свадьбу дочери. Однако это и так, и одновременно не верно. У Ивана Родионовича от первого брака с Дарьей Илларионовной Лугининой родился сын Иван Иванович. Он служил в артиллерийском корпусе при императрице Екатерине Второй, женился на свояченице барона Миллера-Закомельского из рода Резвых, вышел в отставку в звании майора и начал заниматься заводскими делами. Иван Иванович имел хорошее образование и доброе сердце, но заболел чахоткой, вынужден был отойти от вредного производства и умер. Вскоре умерла и его супруга, молодая невестка Ивана Родионовича.
От второго брака с Елизаветой Осиповной, дочерью московского купца Осипа Яковлевича сына Москвина, у Баташева детей не было. От сына Ивана и невестки остались малолетние внуки Дарья и Дмитрий, которых стал воспитывать дед и его вторая супруга. Дмитрий умер в 19 лет, прямых продолжателей рода Ивана Родионовича не осталось и дедушка в Дашеньке души не чаял – она стала его единственной наследницей. Дашенька не была красавицей, однако была очень миловидна, наивна и добра душой. И надо же было деду не уследить за 14 летней внучкой. Именно в этом возрасте Дарья Баташева в 1807 году выйдет замуж за гусара и будущего героя войны 1812 года Дмитрия Дмитриевича Шепелева.
Дарья Баташева
Посмотреть вложение 548890
Дедушка не стал противиться браку, хотя несколько недолюбливал зятя за излишнюю расточительность. Пышная свадьба состоялась в этой роскошной московской усадьбе. Через год после свадьбы в 1808 году у молодой пары родился первенец Иван. Зимой молодые жили в московской усадьбе, давали приемы и устраивали балы. В обществе недолюбливали Дарью Баташеву, считали ее глуповатой выскочкой, богатой «дурочкой» и даже сочиняли бульварные куплеты, в которых досталось от завистливой публики не только ей, но и её мужу Шепелеву, прославленному участнику войны с Наполеоном:
Дольше взоры поражает
Блеск каменьев дорогих
Шепелева то блистает
В пышных утварях своих
Муж гусар её в мундире
Себе в голову задрал
Что красавца, как он, в мире
Ещё редко кто видал
Усы мерой в поларшина
Отрастил всем напоказ
Шепелев в глазах у нас
Дмитрий Дмитриевич Шепелев
Посмотреть вложение 548894
В 1812 году, когда в Москву вошла армия Наполеона, в покинутом хозяином доме устроил свою резиденцию маршал Иоахим Мюрат. Вероятно, благодаря этому, усадьба хотя и сильно пострадала, но пережила пожар, уничтоживший все окрестности. На восстановление усадьбы и соседней церкви Симеона Столпника Иван Родионович потратил огромную по тем временам сумму в 300 000 рублей.
Маршал Мюрат
Посмотреть вложение 548898
Затем усадьбой владела дочь Шепелевых — Анна с мужем — князем Л. Г. Голицыным, а после их смерти усадьбу, уже у праправнуков первого владельца, выкупил город и в 1878 г. после переустройства, проведённого архитектором А. А. Мейнгардом, там была открыта
Яузская городская больница для чернорабочих (позже просто Яузская больница).
Здание баташевского дворца начали превращать в больницу, этим занимался главный врач Н. А. Берензон. Несмотря на «рабочий» характер, Яузская больница вскоре стала выдающейся московской клиникой. Другой ее главврач, хирург Ф. И. Березкин, сумел обеспечить больницу столь передовыми операционными, что их предоставляли для приезжавших в Москву западных медицинских светил.
04 февраля 1905 года сюда привезли смертельно раненого кучера убитого князя Сергея Александровича Романова — Андрея Васильевича Рудинкина.
Посмотреть вложение 548907
На следующий день вдова С.А.Романова великая княгиня Елизавета Федоровна навестила его в больнице. Она поехала в светлом платье, чтобы скрыть от него убийство князя, «так как доктора сказали, что лучше пока его не волновать. Андрей Рудинкин трогательно, забывая сильные боли, расспрашивал Великую Княгиню о Великом Князе, и она настолько мужественно брала все на себя, что не выдала своего горя и волнения». От радости физически крепкий Андрей даже немного пошел на поправку и газета «Русское слово» за 6 февраля 1905 года сообщала: «
Пострадавший от взрыва кучер Его Императорского высочества Великого Князя Сергея Александровича Андрей Рудинкин чувствует себя значительно лучше. Вчера в Яузской больнице его посетило очень много лиц — родственники, сослуживцы, знакомые». Но через три дня после взрыва Андрей Алексеевич скончался, и великая княгиня Елизавета Федоровна со свитой присутствовала на отпевании и затем шла за гробом пешком от Яузской больницы до Павелецкого вокзала, ведя под руку его вдову». Родимкин был погребен на своей малой родине в районе Ступино.
Фото из журнала «Искры» №29 за 1912 год
Посмотреть вложение 548933
После революции 1917 года больница получила название «имени Всемедикосантруда», затем более упрощённое «больница имени Медсантруд» или просто «Медсантруд»
Посмотреть вложение 548908
В 1920-х годах больница была ведомственной для ГПУ,
на территории усадьбы осуществлялись расстрелы и захоронения (есть сведения, что в 1921—1926 годах здесь было захоронено около тысячи человек). Известно, что это были молодые люди, до 35 лет, большинство с высшим образованием: дворяне, царские офицеры, профессора, литераторы, священники, музейные работники и несколько иностранцев. В 1999 году на территории больницы был установлен камень с мемориальной доской в память жертв политических репрессий 1921-26 годов, похороненных в больничном парке.
Посмотреть вложение 548912
Тем не менее, врачи больницы продолжали дело служения людям. Здесь лечили и сыпнотифозных в годы гражданской войны, а во время Великой Отечественной войны тут действовал хирургический госпиталь:
в 1943 году именно в нем впервые в СССР начали применять пенициллин для лечения больных.
Сейчас базе больницы функционируют лечебные и диагностические, вспомогательные отделения, аптека, компьютерная служба, административные и хозяйственные подразделения, служба гражданской обороны. Больница осуществляет прием больных по следующим профилям: терапия, неврология, общая хирургия, гнойная хирургия, торакальная хирургия, гинекология, ревматология, пульмонология.
Больница является одной из клинических баз Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.
Северная сторона. Слева бывший северный вход, справа — больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», построенный в 1898-1899 гг., архитектором Н. В. Розовым.
Посмотреть вложение 548923
В помещении бывшей церкви сейчас проходят лекции для студентов медицинского университета имени И.М. Сеченова, для которых эта больница является учебно-практической базой. В помещение храма ряды старых стульев, а алтарь загорожен экраном, на котором показывают слайды.
Ну а вот и ворота со львами на которых я с грустью смотрел из окна реанимации: московский ампир во всей своей красе.
Посмотреть вложение 548930
Не болейте, берегите себя!
Посмотреть вложение 548932