Мы часто страдаем от страстного желания или стремления чем-то обладать.
Эта эмоция является следствием неуправляемого ощущения «счастья», испытываемого в отношении желанного объекта. Когда подобные эмоции рождаются в уме, необходимо приступить к проверке и ясно осознать, что на самом деле происходит. Очень важно выяснить, почему эти радостные эмоции влекут за собой тревожные переживания – страсть и желание. Когда же вы чем-то расстроены, постарайтесь найти ответ на вопрос, почему это состояние мгновенно порождает раздражение и враждебность. Порой вы пребываете в апатии, когда ничто вас не радует и не огорчает. Это нейтральное ощущение зачастую затуманивает ум и погружает вас в состояние вялого неведения, при котором вы не желаете утруждать себя даже простым осмыслением объекта. Эти три вида реакции на ваши переживания не всегда грубы и очевидны; нередко они столь утончённы, что становятся едва различимыми. Мы, люди, всегда находимся в их власти, хотя в большинстве случаев этого не замечаем. Поэтому, если вы стремитесь к тренировке ума, вам следует, оттачивая свою мудрость, уделять больше внимания тому, что на самом деле происходит внутри вас. Когда вы хорошенько разглядите основное свойство своих эмоций и поймёте, как они функционируют, то откроете для себя нечто весьма интересное. Позволю себе утверждать, что корень всех проблем психики следует искать в ощущениях. Когда возникает приятное ощущение, оно тут же заставляет ваш безвольный ум судорожно метаться туда-сюда. Когда наступает черёд неприятного ощущения то, опять же, поскольку ваш ум неуправляем, проблемы не заставят себя ждать. Даже нейтральные ощущения, о которых нельзя сказать, что они приятны или неприятны, в конце концов приводят к проблемам и страданию. Отказываясь исследовать подлинное положение вещей, вы предпочитаете игнорировать те факторы, что на самом деле породили эти мимолётные переживания. Такое бегство от реальности является самой сутью неведения и полностью противоречит развитию освобождающей мудрости.
Тхубтен Сопа Ринпоче (1946), известный как — наставник тибетского буддизма.