День пятый, 19 июня. Расставание.
Утром, как обычно, вышли не рано. Снова подъем на водораздел. Долго и нудно продирались сквозь заросли карликовой ивы, березы, потом брели по россыпям курума. Поднявшись выше, на перевале между Моттевчахлем и г. 1014,3 разглядели домик-фургон, а рядом с ним дорогу, уходящую прямо в лоб на вершину 1014,3. Надо сказать, накануне вечером мы видели неясные очертания какого-то сооружения, а рядом с ним что-то похожее на палатку. Магнитогорцы? Проверять не стали, посчитали что проще спуститься к Тумпии.
Домик, как выяснилось, построен недавно, буквально месяц - два назад. Сколочен по местным меркам добротно - неплохое пристанище на ночь, с дровами только здесь проблема да и воду еще поискать надо. Внутри своеобразный интерьер: куча больших кастрюль и сковородок, брезент, куски сушеной оленины на стене. Интересно, кто строил это жилище и кто тут кантовался?
После короткого передыха штурмуем по дороге тысячник 1014,3 м. На вершине снова небольшой привал, пьем чай. Огляделись по сторонам и впервые, далеко на северо-западе, увидели цель нашего путешествия - плато Маньпупунер. Надо сказать, что в тот момент особого оптимизма это нам не внушило. "Пупы" показались нам очень далеким ориентиром, маленьким островком среди бескрайнего моря тайги и горных вершин.
Пошли дальше, миновали перевал Маньская-Сульпа, снова подъем в гору. Жарко, впервые за поход у нас кончилась вода и по пути не было источника чтобы пополнить запасы. Впрочем, по расчетам, до ближайшего родника и хорошего места для обеда оставалось недолго.
Вскоре отец нашел рога оленя, половину, но новую. Надо сказать, что отец всю дорогу шел и собирал рога, везло ему на это дело. К тому моменту у нас уже имелись 2 старых маленьких рожка, а тут еще новые, большие... Спрятали все это дело в ближайших кустах и пошли дальше, и вскоре вышли к "большой куче щебенки". Всякий путешественник, который ни разу до этого не был в этих местах, но изучавший материалы отчетов, сразу узнает это удивительное геологическое образование. Так и мы, только завидев вдали "кучу" - сразу поняли, что это.
Почти сразу за "кучей", у подножья г. Яныгхачечахль - Сарай - еще один замечательный ориентир. "Самое северное строение Свердловской области" представляет из себя довольно ветхое сооружение. Покосившийся каркас, кругом щели, особенно с северной стороны, из-за постоянных ветров. Дверь наполовину сломана, внутри пола нет, грязно, зато есть печка-"буржуйка". Неподалеку протекает небольшой ручеек. Конечно, в теплую солнечную погоду ночевать в Сарае мы вряд ли стали бы, но в холод и ненастье это очень неплохое убежище (в чем мы на обратном пути и убедились).
Пообедав и немного отдохнув, идем дальше. По тропе, с запада обходим г. Яныгхачечахль. На вершине сходится граница трех регионов: Свердловской области, Республики Коми и ХМАО. Покорять гору некогда и неохота тратить силы (а точнее, просто неохота). Решаем, может заскочим на обратном пути. Хотя в глубине души я понимаю, что на обратном пути мы точно никуда не полезем.
Идем около часа, вечереет. Погода, по обыкновению, начала портиться. Мы с отцом прошли чуть вперед, остановились, ждем немного отставших Андрея и Наталью. Они нас догоняют и сообщают неприятную новость: они вдвоем приняли решение возвращаться назад. Точнее Наташа решила дальше не идти, а Андрей отправить ее назад одну никак не мог. До Перевала, где есть люди, полтора - два дня пути. Впрочем, решение обоюдное, они договорились обид друг на друга не держать. Нам было жаль с ними расставаться, все-таки шли вместе от самой Ауспии, сдружились. Но ничего не поделаешь, нам нужно идти дальше. Андрей отдал нам свои карты километровки, в дальнейшем мы ими и пользовались, мои генштабовские от сырости расклеились, я их не правильно сделал. Оставил он нам и трекинговые палки, тоже очень нужная вещь в таком походе, оказывается. Обсудили оснащенность снаряжением, наличие продуктов; к вероятной автономности мы были готовы. Договорились в будущем обязательно сходить еще в поход, сфоткались на память, пожелали друг другу удачи и разошлись...
А погода между тем продолжала портиться. Натянуло облачности, заморосил дождь. Андрей С Натальей, наверно, заночуют в Сарае, а я хотел добраться и встать на ночь на р. Щеголихинской...
Шли по дороге часа полтора, пока на хребте где-то в районе высоты 860,2 м., не потеряли тропу. Следы на курумнике теряются, расходятся. Пока на ветру и под проливным дождем бегали - окончательно промокли. Дождь и не думает прекращаться. Время уже почти ночь, нужно как-то организовывать ночлег, срочно нужен большой костер... Почти бегом спускаемся на северо-восток, к лесу. Уже без разницы куда, лишь бы быстрей лес и дрова. Со склона повсюду бегут ручьи, один сплошной поток воды. Дрова вроде уже есть, но где здесь ставить палатку? Наконец, обнаруживаем вполне подходящий островок, хватит места и под палатку, и под костер. И ветра здесь почти нет, вот только дождь все тот же...
С костром пришлось немного повозиться, все сырое, из гнилого хвороста воду хоть выжимай. Через некоторое время большой костер разожгли, палатку поставили, дров заготовили достаточно. Но самое главное, дождь постепенно начал стихать. Значит, не все так плохо.