Когда мы считаем себя некрасивыми и когда мы чувствуем себя некрасивыми, это очень редко имеет отношение к объективной стороне вопроса. Чаще всего это так называемые ошибки мышления.
Состояние, которое при этом формируется, в клинической психологии и психиатрии называется«синдром телесной дисморфии». Очень высокоумное название, которое всего-навсего означает, что человеку категорически не нравится свое тело, это может быть никак не связано с объективной привлекательностью этого тела. И сейчас вы скажете: «Ну как же не связано с объективной привлекательностью? Я на 10 килограмм больше, чем это нужно!».
Кому нужно? Кто сказал, что плюс 10 – это некрасиво? Где эти универсальные стандарты красоты? Вы когда-нибудь видели статую Венеры в Ираклионском археологическом музее? Это женщина с маленькой грудью, не такой уж узкой талией и с очень женским и женственным мягким животом. Причем подразумевается, что Венера – богиня, которая не рожала детей. Так выглядит женщина, которая имела детей – и при этом она прекрасна! У нее нет ни рук, ни ног, ни головы, но этот корпус – он совершенен в своей красоте. Кто сказал, что этот образец красоты – это не красота? С точки зрения современных канонов красоты, которым, как мы знаем, соответствует кукла Барби – та самая, которая не смогла бы пройти двух шагов, потому что у нее чрезмерно длинные и узкие ноги, и которая не смогла бы иметь нормальные печень и нормальный кишечник, потому что у нее слишком маленький живот, то есть она абсолютно нежизнеспособное существо. Так вот, чтобы соответствовать этому канону красоты, Венере Ираклионской нужно было бы сделать пластику груди (увеличение грудных желез с помощью имплантов), абдоминопластику (пластику живота), утяжку живота, убрать оттуда весь тот естественный жир, который там есть, и таким образом заузить талию и, вероятно, довольно много попотеть в спортзале. Но только Венера плевать хотела на эти стандарты. И она остается прекрасной!
Возвращаясь к дисморфии. Некоторый процент людей рождается на свет, будучи недовольным своим телом. Мы точно не знаем причин. Есть генетические, есть гормональные. Но мы точно знаем, что большую роль в этом играет культура. Культура, которая прессует нас: «Будь тоньше. Чем ты тоньше – тем красивее». А сейчас еще есть новый посыл: «Будь мускулистее. Чем ты мускулистее – тем красивее». Эти люди всегда недовольны собой, что бы с ними не происходило. И самое важное, если вы читая это понимаете, что вы действительно можете отнести себя к группе таких людей, то это излечимо, и очень важно признать в начале процесса, что это расстройство. Как только вы говорите себе: «Хорошо, я смотрю на себя в зеркало и вижу уродину с огромным жирным животом, с целлюлитными ляжками, с короткими кривыми ногами, с большим или непропорциональным носом, или с неправильной талией, или с неправильной грудью» – то я сразу себе говорю: «Конечно, я так вижу, потому что у меня есть такое расстройство». Некоторые люди близоруки, я, например. Я близорука. Я пока не ношу очки, но близорукость моя уже наступила. Что поделать, возраст. И я понимаю, что у меня такая особенность. И если я покупаю в аптеке лекарство для дома или, например,витаминки, я не могу прочитать инструкцию, не могу прочитать маленькие буковки, я должна кого-то попросить мне помочь. Если вы не можете увидеть в своем теле красоту, то этому можно помочь. Вам нужна помощь. Это не значит, что это объективно. И когда вы говорите себе: «Хорошо, у меня есть это противное расстройство мышления, я думаю себя некрасивой, и меня тошнит, когда мне говорят «прими себя», — все в порядке, у вас есть это расстройство мышления, и с ним можно справиться.