То, что с сигарет нельзя «обдолбаться», не должно вводить нас в заблуждение. Этот факт влияет только на легальный статус табака — можно курить дома и на работе, за рулем, на улице, в ресторане и где угодно. Если бы с какого-нибудь «Мальборо» сносило как с «белого китайца», у него и юридический статус был бы соответствующий. Но, как понимаете, рецепторы не в курсе положений Уголовного кодекса Российской Федерации.
Для выставления зависимости от химического вещества надо набрать три и более признаков из следующих семи:
1) изменение толерантности и реактивности (есть);
2) синдром отмены (есть);
3) регулярное и неконтролируемое употребление (есть);
4) патологическое влечение и/или неудачные попытки прекратить или сократить прием (есть);
5) большая часть времени, сил и средств тратится на поиск и употребление (нет);
6) социальная дезадаптация (нет);
7) продолжение употребления, несмотря на осознаваемый вред (есть).
Таким образом, табакокурение набирает пять баллов из семи. Как уже говорилось, особенностью этой наркомании является отсутствие всяких пряников и наличие только кнута. Потому что эйфории-то в употреблении нет, а вот дисфории в абстиненции сколько угодно.
Для эпизодически употребляющих вероятность формирования зависимости в течение года более 30% — выше, чем у героина, выше, чем у кокаина, и выше, чем у алкоголя.
Стойкая трехлетняя ремиссия получается только у 5% самостоятельно бросающих и у 21% тех, кто бросает с медицинской и психологической помощью.
Что интересно, примерно такие же цифры — 5% самостоятельно и 20–25% с внешней помощью — называют в разных руководствах по всем нарушениям, связанным с отсутствием контроля над импульсивным поведением (не только при аддикциях, но и, например, при расстройствах пищевого поведения).
Еще занимательный факт.
В отличие от марихуаны, на табак никто не пытается повесить шизофрению. Но подавляющее большинство шизофреников курит (от 77% до 89%, по разным оценкам).
Судя по всему, таким образом они пытаются сгладить внутреннее напряжение. Другое объяснение состоит в том, что все шизофреники принимают нейролептики. Все нейролептики в большей или меньшей степени могут вызывать неприятные побочные эффекты, связанные как раз с блокадой ацетилхолиновых рецепторов, и, видимо, никотин несколько облегчает проявления нейролепсии.
Кроме того, никотин снижает массу тела. За счет постоянной активации катехоламинов он ускоряет метаболизм, ускоряет липолиз (разрушение жировой ткани), повышает утилизацию глюкозы тканями. Курящий человек весит в среднем на 4–5 кг меньше некурящего.