Бонусное задание, выполняется по желанию
Сегодня речь пойдет о критике. Автор книге вообще отрицает такое понятие как конструктивная критика. Критика представляет собой указание человеку на его недостатки в неодобрительном тоне, конструктивное поведение - это строительство, а критика - разрушение. Поэтому невозможно быть вести себя конструктивно критикуя.
И многие словари (что стало удивительно даже для меня) трактуют критику примерно так же, как указание на недостатки, обсуждение с целью выявить недостатки.
Одна из трактовой критики, которую я нашла - это построение суждения о положительных и отрицательных качествах. Но как часто критикую, мы концентрируемся на достоинствах, а не только на недостатках?
Задание: Завязывайте с критикой
Момент 1. Если вы замыслили критику, ответьте себе на вопрос – а зачем? Особенно это касается каких-то разовый ситуаций, где вы наивно полагаете, что сейчас отчихвостите сотрудника магазина и он изменится. Не изменится. Про порывы критики мне очень понравилась описание хода мысли критикующего из видео, досмотреть до 1:50 будет достаточно:
Вообще раскручивайте цепочку «зачем?», задавая на каждый ответ вопрос зачем, можно прийти к выводу, что от вас так несправедливо ушел утром автобус, и вы решили восстановить баланс справедливости в мире, или вам сегодня хочется показать свою значимость и состоятельность. Или еще что ли, вариантов масса, а объект критики просто попался под горячую руку.
Момент 2: А вам нравится когда вас критикуют?
Сосредоточьтесь на том, чего хотите, а не на том, чего не хотите и говорите не о том, что человек сделал в прошлом, а о том, что он может сделать в будущем. Вместо «Ты снова не зарегистрировал свою карточку учета к 5 часам! Ты что, тупой?» следует сказать: «Карточки учета положено регистрировать к 5 часам вечера. Надеюсь, впредь ты будешь это помнить».
«В чем бы ни состоял ваш урок, вы можете донести его до ученика, лишь вселив в него чувство гордости, а не стыда.» Харви Мак-Кей.