Начала конспект со стр.143 в 9.00
УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК
Мысли не уходят!
Расцепление не избавляет от мыслей. Оно позволяет увидеть их в истинном свете и заключить с ними мир: позволить им существовать и не воевать с ними. Иногда они отбудут сразу же, в других случаях останутся на некоторое время. А еще они могут исчезать и возвращаться в самый неожиданный момент.
Мое настроение не стало лучше!
Да, расцепление часто помогает улучшить эмоциональное состояние, но это приятное дополнение, а не цель.
Я еще больше зацикливаюсь!
Обычно это означает, что данный метод вам не подходит.
В этом случае попробуйте какой-то другой. Иногда бывает нужно перепробовать несколько, чтобы понять, какой лучше всего подходит именно вам. А если ничего не получается и со всеми остальными, якоритесь.
Но мне не нравятся все эти мысли! Я хочу, чтобы их не было
Вообразите себя любознательным ученым, который внимательно отслеживает все способы, которыми вы БОРЕТЕСЬ с этой мыслью.( Пример со старой машиной, пока она не продана, но хотелось бы - вы же не разбиваете ее вдребезги, пока она Ваша, а спокойно реагируете на ее присутствие в гараже)
ПУГАЮЩИЕ ОБРАЗЫ, БОЛЕЗНЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ( Подходит только тем, кто владеет визуализацией)
Ярким примером являются расстройства, вызванные психологическими травмами. Регулярное появление тяжелых воспоминаний о травмирующем событии (например, изнасиловании, акте агрессии, сексуальном надругательстве) сопровождается болезненными эмоциями. Многие люди убеждаются, что могут ненадолго оттолкнуть их от себя с помощью развлечений, алкоголя, наркотиков и т. п., но спустя какое-то время эти воспоминания возвращаются с удвоенной силой.
…Более того, особенно страшные образы могут отпугивать нас от того, что мы хотели бы сделать. Например, многие избегают авиаперелетов, публичных выступлений или общения, поскольку зациклены на визуальных представлениях неминуемой катастрофы. Схожим образом болезненные воспоминания об обидах или издевательствах в предыдущих отношениях могут отпугивать от вступления в новые и более здоровые.
Первые этапы расцепления с образами и воспоминаниями
Вы уже знаете немало способов расцепления со «словами в голове». С образами и воспоминаниями расцепление происходит схожим образом. Часто бывает достаточно определить и назвать: «Это его мысленный образ», «Замечаю воспоминание о…», «Воображаю будущее», «Ворошу прошлое».
Тем не менее в случае кошмарных образов или поистине страшных воспоминаний лучшим выбором будет якорение.
Идем дальше
Предостережение: забавные приемы из этого раздела обычно помогают при воспоминаниях о неприятных ситуациях — неудачах, ошибках, отказах, унижениях или достойных сожаления поступках. Но для случаев крайне болезненных воспоминаний они не подходят. Пожалуйста, не используйте их, если вас угнетают травмирующие воспоминания. Ограничьтесь определением, называнием и якорением.
Телеэкран
Вызовите в памяти беспокоящий образ и обращайте внимание на то, как это действует на вас. Теперь представьте, что на стене висит небольшой телевизор. Мысленно поместите образ на экран и поиграйте с ним — переверните вверх ногами, уложите на бок, покрутите в разные стороны, растяните изображение. Если это видеоклип, прокрутите его в режиме замедленного воспроизведения. Затем прокрутите назад в режиме замедленного воспроизведения. Затем вперед и назад на двойной скорости. Сделайте картинку черно-белой, потом увеличивайте цветность и контрастность до абсурдных кислотных оттенков. Помните, наша цель — не отделываться от образов/воспоминаний, а увидеть в них то, чем они являются на самом деле — безобидными картинками. Для этого вам может понадобиться от десяти секунд до
одной минуты.
Субтитры
Добавьте к образу на телеэкране субтитры. Например, если это картина вашей неудачи, субтитры могут гласить «Это был настоящий провал». При желании можно сделать этот субтитр смешным — «Тьфу ты! Вот опять!» (если только это не будет выглядеть опошлением ситуации).
Добавить саундтрек
Сопроводите остающуюся на экране картинку музыкальным фрагментом по своему выбору. Поэкспериментируйте с разными жанрами — джаз, хип-хоп, классика, рок, ваша люби-
мая киномузыка. А если образ никак не оставляет вас, попробуйте…
Сменить фон
Представляйте себе этот образ в самых разных обстоятельствах и местах, по двадцать секунд на каждый сюжет:
• В виде принта на футболке.
• В виде рекламного стенда на шоссе.
• В виде стикера на бампере автомобиля.
• В виде фото в иллюстрированном журнале.
• В виде татуировки на чьей-то спине.
• В виде всплывающего окна на дисплее вашего компьютера.
• В виде плаката в комнате подростка.
• В виде почтовой марки или картинки из комикса.
В общем, дайте полную волю своему воображению. А если вы все еще зацикливаетесь на этом образе, то я предлагаю выполнять эти упражнения ежедневно в течение минимум пяти минут.
А конечная цель в том, чтобы научиться не обращать на них внимания, как на включенный телевизор в дальнем углу комнаты.
Экспозиция
На языке психологии то, чем вы только что занимались, называется «экспозиция». (В повседневной речи для этого есть выражения вроде «посмотреть страху в глаза» или «выйти из зоны комфорта».) Экспозиция подразумевает, что вы сознательно встречаетесь с трудностями, чтобы научиться
реагировать на них более конструктивно. Трудности могут быть внешними (люди, места, ситуации, занятия, мероприятия и т.п.) или внутренними (мысли, чувства, воспоминания и т.п.).
Экспозиция — мощнейший и наиболее эффективный инструмент воздействия на человеческое поведение из всех, которыми располагает психология. И практически все в этой книге в той или иной мере предполагает использование экспозиции.
ЖИЗНЬ КАК ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Жизнь подобна театральному представлению. На сцену выходят все ваши мысли и чувства, все, что вы видите, слышите и ощущаете. Сюжетные повороты происходят едва ли не
ежесекундно. Временами на сцене происходит нечто по истине прекрасное, а временами — сущий кошмар. И какая-то часть вашей личности может наблюдать этот спектакль со стороны,
рассматривать во всех подробностях словно в бинокль или окидывать взглядом общую картину. Часть вашего «Я» низменно наблюдает за происходящим. В отсутствие подходящего общеупотребительного названия давайте назовем его «я-наблюдатель». А другую часть вашей личности, которая думает, планирует, судит, сравнивает, творит, мечтает, визуализирует,
анализирует и запоминает, назовем «я-мыслитель». Каждый раз, когда на страницах этой книги упоминается «сознание» или «разум», подразумевается именно «я-мыслитель». Важно помнить об этом, потому что в повседневной речи под «сознанием» обычно подразумеваются одновременно и «я-мыслитель», и «я-наблюдатель».
«Я–наблюдатель» коренным образом отличается от «я-мыслителя». Прежде всего, «я-наблюдатель» не мыслит, а лишь наблюдает. (Некоторые называют его «молчаливым я» или
«немым свидетелем», поскольку он никогда не высказывается.) Эта часть вашей личности отвечает за сосредоточенность, внимание и восприятие. Она замечает ваши мысли, но не порождает их. «Я-мыслитель» обдумывает ваши впечатления — описывает, комментирует, анализирует, сравнивает или оценивает, — тогда как «я-наблюдатель» непосредственно получает их. (Пример с летящим на Вас мячом)
УПРАЖНЕНИЕ «Я-мыслитель» и «я-наблюдатель»
Прикройте на минутку глаза и просто понаблюдайте за работой вашего сознания. Подстерегайте любые мысли и образы как фотограф-натуралист, поджидающий появления из зарослей редкого зверя. Даже если в данный момент их нет, ждите — они обязательно появятся. (Разум может сообщить:
«Я ни о чем не думаю», «Сейчас не могу» или «Не получается»… Ну вот вам и мысли.)
При появлении мыслей или образов отмечайте, где они находятся: перед вами, над вами, позади вас, сбоку или внутри вас?
Они движутся или стоят на месте?
Если движутся, то с какой скоростью и в каком направлении?
А если вы «слышите» свои мысли, то откуда исходит этот внутренний голос? Сверху, снизу, сзади или спереди?
И как он говорит — громко, тихо, быстро или медленно?
Проделывайте этот эксперимент на протяжении примерно минуты, потом вновь открывайте глаза. Вот и все.
(Мой эксперимент – мысли не заставили себя ждать, они обрушились лавиной, а потом выстроились в бегущую слева - направо строку. И мне так и хотелось «догнать» их глазами, я начала пытаться как бы направлять закрытые глаза вправо. Правда, в дело тут же практически вступил «Я-мыслитель» и принялся комментировать их, доказывая, что я смогу справиться с той напастью, о которой я думала, да еще и приводил в пример тои действия, которые я с этой целью предпринимаю. Чувствовала явное одобрение разума в этот раз)
Ваше «я–мыслитель» генерировало мысли или образы, как правило, сопровождая их комментариями к эксперименту вроде «А я правильно все делаю?» или «А что нужно замечать?»
(Со мной такого не случилось, не было нужды в этих вопросах, я просто думала о конкретной вещи и комментировала это)
А ваше «я-наблюдатель» отмечало появление любых мыслей и образов, включая комментарии.
Во всех упражнениях типа «заметь и назови» ваше «я-наблюдатель» замечает когницию, а «я-мыслитель» именует ее.
Важно усвоить это различие между наблюдением и именованием, поэтому проделайте вышеописанный эксперимент еще раз. Закройте глаза примерно на минуту, наблюдайте за
(Во второй раз мысли превратились в слова – мало тебе одного неприятного раза? Еще хочешь? Если нет, то и сиди ровно. Ну и я после этого прекратила эксперимент, но проделала нужное действие против возникновения первых мыслей. То есть, само наблюдение вроде как и отсутствует, что ли, так толком и не разобралась)
Ваше «я-мыслитель» похоже на постоянно включенный радиоприемник. По большей части он настроен на волну «Радио Мрачняк», которое двадцать четыре часа в сутки рассказывает о чем-нибудь негативном. Нам напоминают о несчастьях прошлого, предупреждают об опасностях будущего и регулярно обновляют информацию о том, что не так с нами, с окружающими и с миром в целом. Бывает, конечно, что они сообщают нечто полезное и жизнерадостное, но это случается крайне редко. Так что, если прислушиваться ко всему, что говорится на этой волне, стресс и тоска гарантированы.
( Ну, к счастью, эти мысли не ввергли меня в тоску, я открыла глаза и словно повернула ручку радио и выключила его, так как научилась изгонять их как-то сама, путем переключения на другие мысли, наверное, это результат медитаций и книги Н. Андерсона «Ключ к подсознанию». Вот ссылка на плейлист медитаций, на всякий пожарный,
Ну и книгу сюда еще раз прикреплю.
Любопытно, что я не замечала этого раньше. То есть, воистину, работа над собой стала давать результат. Да, это долго и нелегко, но, как оказалось, оно того стоит)
К несчастью, выключить это радио невозможно. Это не получается даже у мастеров дзен. Иногда радио ненадолго отключается само по себе. Но намеренно заставить его замолчать мы не можем (если не считать обманных маневров вроде наркотиков и алкоголя или каких-то совсем уж невероятных ухищрений). Более того, отчаянные попытки приглушить это радио, как правило, приводят к тому, что оно звучит все громче и громче. Но существует и другой подход. Наверняка вам случалось сосредоточенно заниматься каким-то делом под фоновую музыку, на которую вы толком не обращали внимания. Вы ее слышали, конечно, но практически не замечали, настолько были сосредоточены на своем занятии. Так вот, то же самое мы собираемся проделать с нашими когнициями.
При появлении неприятной мысли мы не фокусируемся на ней, а отмечаем ее присутствие, позволяем существовать и возвращаемся к тому, чем заняты. Другими словами:
Если «я-мыслитель» сообщает нечто бесполезное, мы относимся к этому как к фоновой музыке и сосредотачиваемся на том, чем заняты в данный момент. Если «я-мыслитель» сообщает нечто полезное, мы обращаем на это внимание и используем.
Радио «Мрачняк» против радио «На Позитиве»
Вам ведь случалось стараться не обращать внимания на музыку? Или громкий разговор в ресторане? Или на сработавшую автосигнализацию за окнами? Что при этом происходило? Если я не ошибаюсь, чем сильнее вы старались игнорировать эти звуки, тем больше они вас доставали. Умение оставаться сосредоточенным на своем занятии, не обращая внимание на приходящие в голову мысли, приносит огромную пользу.
Десять медленных вдохов
Главное в этом опыте — дышать как можно М.Е.Д.Л.Е.Н.Н.Е.Е и спокойнее. При слишком частых, глубоких или напряженных вдохах и выдохах можно ощутить головокружение, напряженность или беспокойство. (Такое бывает редко, но, если вы почувствуете что-то подобное, замедлите свое дыхание еще больше. Ваши вдохи должны быть максимально спокойными и неглубокими — глубокие только усугубят головокружение. Если не поможет, прекращайте это упражнение и не возвращайтесь к нему.
(Подтверждаю, дыхание мне часто помогает, я им занимаюсь несколько лет уже, правда, время от времени забрасываю, в основном, когда болею, но успокоиться оно помогает. Не могу сказать, что становлюсь спокойной как удав, но сердце в груди трепещет меньше)
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ
• Примите удобную позу и либо закройте глаза, либо сосредоточьте взгляд на точке прямо перед собой.
• Сделайте десять медленных спокойных вдохов и выдохов.
• Перед каждым вдохом делайте максимально полный выдох в течение трех секунд, по возможности дольше.
• Сделайте медленный спокойный вдох.
• Наполнив легкие до комфортного уровня, задержите дыхание на три секунды.
• Еще раз медленно выдохните (как минимум в течение трех секунд).
• Сосредоточьтесь на том, как поднимается и опускается ваша грудная клетка, и на том, как воздух наполняет легкие и выходит из них.
• Отслеживайте ощущения при наполнении легких —грудь поднимается, плечи раздвигаются, легкие расширяются.
• Отслеживайте свои ощущения при выдохе — грудь опускается, плечи опадают, воздух выходит через ноздри.
• Постарайтесь полностью освободить легкие. Мягко выдохните последние капли воздуха. Почувствуйте, как ваши легкие уменьшились в размере.
• Перед следующим вдохом сделайте трехсекундную паузу.
• Медленно и мягко вдыхая, обращайте внимание на то, как расширяется грудная клетка и движется живот.
• Представляйте, что ваши мысли появляются и исчезают, как машины на улице за окном.
(Вы же не выбегаете на улицу и не пытаетесь останавливать движение. Вы предоставляете ему идти своим чередом.)
• При появлении новой когниции сразу же отметьте это, словно кивнув проезжающему мимо водителю. Можно сказать про себя «Мысли».
• Сохраняйте все свое внимание на дыхании — следите за тем, как воздух входит в легкие и выходит из них.
• Время от времени мысли будут тянуть вас за собой, выводить из ритма и мешать выполнять упражнение. Осознав это, скажите себе «попался» и определите, какая именно мысль зацепила вас. Затем заново сосредоточьтесь на дыхании.
Перечитайте инструкцию еще раз, отложите книгу и выполните упражнение
(Эта техника носит название «квадратного дыхания» и применятся по всему миру как одна из лучших. Интервалы могут разнится. Вдох, как правило, носом, на 4,5 ,6, 7 и т.д счетов, задержка на 4,5,6,7 и т.д счетов, выдох, как правило ртом, на на 4,5 ,6, 7 и т.д счетов, задержка на 4,5,6,7 и т.д счетов. Количество счетов вдоха, задержки и выдоха тоже может быть разным. Кто занимается дыханием, знают о разных техниках.) Вообще, я все больше испытываю доверия к этой книге, так как автор поясняет, что, зачем и почему и какой результат ожидать. А главное – во всех подробностях расписывает то или иное упражнение, что существенно уменьшает возможность ошибки. Для меня это очень ценно. Но вот с потоком мыслей я дыхание никогда раньше не увязывала)
Так что если вы будете регулярно проделывать это упражнение, то освоите три важных навыка:
1. Умение позволять мыслям приходить и уходить, не ПОДЧИНЯЯСЬ и не БОРЯСЬ. (О том, чтобы прочистить голову или освободиться от мыслей, и речи нет. Ваша задача состоит в том, чтобы позволять им существовать по их собственному усмотрению.)
2. Умение определять моменты, когда ваше внимание отвлекается от дела, которым вы заняты.
3. Умение спокойно расцепляться с отвлекающими мыслями и вновь сосредотачивать внимание на том, что вы делаете.
Я рекомендую делать это как можно чаще на протяжении дня — в ожидании зеленого сигнала светофора, в очереди, в паузе между звонками, перед приемом у дантиста, в перерывах на телерекламу и даже в постели. В общем, старайтесь использовать для этого каждую свободную минуту. (А если времени на десять полноценных вдохов нет, польза будет и от трех-четырех.)
Хотите что-то посложнее?
В дополнение к этим коротким упражнениям дважды в день практикуйте полную сосредоточенность на своем дыхании в течение пяти минут. Например, сразу после утреннего пробуждения и в обеденный перерыв. Ну а если нужен настоящий прорыв, делайте это по пятнадцать минут.
(Забираю, с учетом наблюдения за своим дыханием, а мысли - пусть себе гуляют, главное, не отвлекаться от наблюдения за дыханием)
Альтернативные способы сосредоточиться на своем дыхании
1. Сосредоточенность на прогулке
Сходите прогуляться на пять минут и со всей любознательностью, на какую вы только способны, примечайте все, что происходит вокруг. Все, что видно, слышно и ощущается.
2. Сосредоточенность на своем теле
В Главе 17 есть упражнение под названием «Полное обследование», в котором нужно не спеша исследовать свое тело от головы до пят, фокусируясь на ощущениях от этого процесса. Если хотите, можете прямо сейчас перескочить к Главе 17 и попробовать это упражнение.
(У меня это медитация «Прибывающая вода» из книги Д. Диспензы «Сила подсознания» Я делаю вот эту )
Сосредоточенность на растяжках
А если вы прикованы к постели болезнью, погуглите «Растяжки для лежачих».) Выберите две-три и выполните их ооочень медленно и спокойно, отмечая свои мышечные ощущения от этих растяяяяжееек. Отмечайте тепло от дополнительного притока крови к напрягшимся мышцам. Замечайте ощущения подвижности и гибкости. Обращайте внимание на смену ощущений — от болезненных к приятным и обратно. Занимайтесь этим в течение пяти минут, полностью сосредоточившись на своих движениях и ощущениях от растяжек. И пусть ваш разум болтает себе где-то на задворках.
А если все это кажется странным, неестественным или дискомфортным — прекрасно! Это значит, что вы пробуете что-то совершенно новое и необычное. Верный признак того, что вы покидаете свою зону комфорта.
(Интересно, растяжки делаю, но вот никогда на ощущения внимание не направляла)
Продолжу со стр. 164 ВЫХОД ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА