Футбол и пиво?
Сторонники пива, разумеется, сообщают, как здорово пить пиво: "В институте спортивной медицины в Риме спортсменам разных категорий давали в течение месяца пиво в качестве единственного напитка (кроме воды). И было установлено, что употребление 1 литра пива в день не влияет на вес тела, частоту пульса, давление и работоспособность мышц".
Однако было проведено немало экспериментов, показавших, что даже малые дозы пива снижают спортивные показатели. Например, конькобежцы и пловцы, выпившие по литру пива, понизили скорость плавания и бега на коньках примерно на 20%. Поэтому все спортсмены, чьи результаты измеряются объективно, выходят на старт абсолютно трезвыми. Для мозга шахматистов алкоголь может иметь катастрофические последствия, и не случайно Гарри Каспаров полностью отказался от употребления любого алкоголя. В игровых видах спорта последствия потребления пива не так заметны, и поэтому известны случаи "нарушения спортивного режима". Выдающиеся тренеры прошлого, например, Анатолий Тарасов, очень жестко боролись с потреблением пива, так как знали немало примеров того, как пиво губит спортивную карьеру. Из свежих примеров можно назвать двух футболистов киевского "Динамо" - Виктора Леоненко и Сергея Реброва. Леоненко был ведущим форвардом команды, но считал, что ему после матчей обязательно надо выпить пива. В результате Динамо вскоре отказалось от его услуг, и он затерялся в третьеразрядных командах. Ребров после неприятного эксперимента в детстве принципиально не пьет пиво. В результате Динамо получило за этого форварда от английского клуба "Тоттенхем" несколько миллионов долларов.
За рубежом есть еще более показательные примеры отношения футболистов к пиву. В 1994 году компания Рингнесс получила от норвежской футбольной ассоциации право выпустить плакат, рекламирующий пиво, с изображением сборной команды Норвегии. Капитан команды Рюне Брассет немедленно выступил с заявлением: "Если Рингнесс не уберет эти плакаты, я не буду играть на чемпионате мира в США". Такая ситуация была не нова для трезвенника Брассета. Когда он стал капитаном немецкой команды "Вердер", то настоял на снятии эмблемы пивной компании "Бек" с футболок команды. Протест Брассета был поддержан вратарем сборной Норвегии Яном Фиортофтом. Когда у Брассета спросили, почему он так принципиален, он ответил: "Мы являемся примером для детей и молодежи. Поэтому связывать себя с "Рингнесс" - это катастрофа. Сразу после этого заявления состоялась встреча руководителей "Рингнесс" и футбольной ассоциации. Решено было немедленно остановить рекламную кампанию пива. Полная победа Рюне, но также и прессы, которая поддержала футболиста.
На следующем чемпионате мира по футболу 1998 года во Франции скандал с пивной рекламой вспыхнул на более высоком уровне. Во Франции с 1991 года строго запрещена реклама алкоголя на телевидении, в молодежных журналах и в спортивных сооружениях. Американская пивная кампания Анхаузер-Буш знала об этом, когда решила стать одним из 12 главных спонсоров чемпионата мира. Она потребовала у Европейской Комиссии, чтобы та объявила запрет рекламы пива во время чемпионата незаконным. Но они получили твердое "нет" французского правительства. Министр здравоохранения Бернар Кучнер сказал: "Молодые люди, которых много среди футбольных болельщиков, особенно подвержены связанной со спортом рекламе. Совершенно недопустимо, чтобы стадион или телевидение служили рекламе марки алкоголя". Анхаузер-Буш заявила, что она заплатила ФИФА 20 миллионов долларов за спонсорство, но министр спорта Мари Буффе ответила, что: "Французское правительство не несет никакой ответственности за контракт между ФИФА и пивной компанией". В результате Анхаузер-Буш вынуждена была продать свои права спонсорства.