Неожиданные места
Сам Чарльз Дарвин писал о наличии дополнительных грудей или сосков в книге "Происхождение человека и половой отбор". Он высказал предположение, что дополнительные соски – это атавизм или наследие нашего эволюционного прошлого, которое прокралось в современный облик человека в процессе его развития.
Это не такая уж сумасшедшая идея: ведь эмбрион по мере своего развития сначала напоминает наших предков-рыб и рептилий, становясь затем похожим на млекопитающее и в конечном итоге превращаясь в примата. У многих других млекопитающих больше двух грудей на их молочных линиях. У коров - четыре, у собак - от восьми до 10, у крыс - 12, а у свиней - целых 18.
Дарвин не без оснований полагал, что дополнительные соски у людей являются ничем иным, как проявлением черт, присущих предкам, и сохранявшихся по той или иной причине в ходе развития плода. Но поскольку дополнительные соски могут возникнуть не только вдоль молочных линий, мы теперь знаем, что они в большинстве своем - просто причуды эмбрионального развития.
Если дополнительные соски - редкость, то те, которые возникают не на молочных линиях (их еще называют эктопическими, т.е. смещенными), встречаются еще реже. Если и когда дополнительные соски возникают, то они могут оказаться где угодно, на любой части тела. Это могут быть спина, плечи, конечности, шея, лицо. Кроме того, они встречаются на вульве, т.е. наружных половых губах у женщин, а также в промежности.
Правообладатель иллюстрацииTHINKSTOCKImage captionСвои соски каждый использует, как ему нравится...
Сторонники одной из теорий полагают, что эктопические соски - это видоизмененные потовые железы. Либо же, считают другие, они показывают, что молочные линии каким-то образом проявились в ходе эмбрионального развития и возникли в неожиданном месте, где на них закономерно образовались соски.
В большинстве случаев добавочные соски едва заметны. Некоторые из них можно принять за родинки или родимые пятна. Но если в них присутствует железистая ткань (такая грудная ткань, которая сопутствует обычным соскам), они могут подвергаться тем же видам гормональных изменений и страдать от тех же болезней, которые поражают обычные ткани.
Даже в тех случаях, когда лишние соски не обнаруживают себя до наступления полового созревания или беременности своих владельцев, они могут менять пигментацию, набухать, становиться чувствительными и даже выделять молоко. В этих случаях они ведут себя как обычные соски и груди, просто находятся в непривычных местах на теле. Они также способны образовывать раковые опухоли, как и обычные груди.
Хотя сами по себе добавочные соски и груди не являются чем-то атипичным (если не принимать во внимание их количество), некоторые ученые высказали предположение, что их наличие может быть связано с расстройствами почек или мочеполовой системы.
Сейчас еще не вполне ясно, что именно может вызывать такую взаимосвязь. Видимо, это можно объяснить тем, что мочеполовая, почечная системы и система молочных желез возникают одновременно в процессе эмбрионального развития. И хотя частота нарушений мочеполовой или почечной систем в среднем наблюдается у 1-2% населения, полагают, что у людей с дополнительными сосками она может доходить до 14,5% и даже больше.
Впрочем, общая беда исследований такого рода заключается в недостатке статистических данных и образцов. Так, другие ученые утверждают, что связь эта - мнимая. По их словам, врачам не обязательно заниматься поиском мочеполовых или почечных осложнений у своих пациентов лишь на том основании, что у тех есть дополнительные соски.
Большинство обладателей третьего соска не слишком озабочено такой особенностью своего тела. Кто-то удаляет их по косметическим соображениям. Некоторые исторические хроники зафиксировали более экстремальные истории. В одном из сообщений от 1827 г. приводится рассказ о француженке, у которой третья грудь располагалась на левом бедре. После рождения ребенка эта грудь стала выделять молоко. "Женщина продолжила эту грудь ребенку, который охотно ее взял, - пишет д-р Гроссл. - Как выяснилось, у нее было пятеро детей, которых она кормила всеми тремя грудями".
В сообщении от 1980 года описывался случай с эктопическим добавочным соском, имевшим вид "хорошо сформированной массы, напоминавшей женскую грудь на внутренней стороне бедра 74-летнего мужчины". Эта "жировая опухоль", как он выражался, никогда его особо не беспокоила, и он отказывался удалять ее.