Еще раз поехали

bengi

Старожил
Сообщения
373
Реакции
410
Лет курения
25
Метод
Чампикс
Дневник
Читать »»
парень, я сочувствую тебе уже давно.
Ты написал, что у тебя диагностирован рак, еще до того, как я бросила курить.
Последняя моя шальная сигарета была 28 июля.
Сейчас ты не куришь, судя по сайту, 31 день.
Парень, у тебя кончился рак за это время, или ты врал, или ты - рекламный проект данного сайта?
 

no pain no game

Авторитетная личность
Сообщения
976
Реакции
1.699
Не курю с
03.01.2018
Лет курения
17
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
парень, я сочувствую тебе уже давно.
Ты написал, что у тебя диагностирован рак, еще до того, как я бросила курить.
Последняя моя шальная сигарета была 28 июля.
Сейчас ты не куришь, судя по сайту, 31 день.
Парень, у тебя кончился рак за это время, или ты врал, или ты - рекламный проект данного сайта?
До 30 дней я не курил сто дней...был перерыв на неделю, в течении которой я курил как паравоз -- это был мой личный эксперимент...А на счет диагноза--- он меня не останавливал, я продолжал курить еще долгое время.
 

Магдалена

Авторитетная личность
Сообщения
752
Реакции
891
Метод
Сила Воли
Дневник
Читать »»
До 30 дней я не курил сто дней...был перерыв на неделю, в течении которой я курил как паравоз -- это был мой личный эксперимент...А на счет диагноза--- он меня не останавливал, я продолжал курить еще долгое время.
Так эксперимент закончен, всё? Или опять эксперимент?
 

anas

Наблюдатель
Сообщения
20
Реакции
20
Не курю с
06.10.2013
Лет курения
15
Метод
Сила Воли
Эй, какашка. Я вот почитала тебя и теперь курить хочу (слезы)
Напиши, пожалуйста, что нам обоим это не надо...
 

no pain no game

Авторитетная личность
Сообщения
976
Реакции
1.699
Не курю с
03.01.2018
Лет курения
17
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
ДЕМОНТАЖ ТЯГИ


«…познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Евангелие от Иоанна, 8:32.


I

Очевидно, только вовсе уж обкуренный курильщик не согласится с тем, что нечеловеческая сила тяги несравненно сильнее человеческой силы воли.

Но что ж оно такое эта тяга?

С.И.Ожегов без особых семантических кренделей и наукообразностей сказал так: «тяга – стремление, тяготение к чему-нибудь»1.

К чему же тянет курильщика?

И – почему?


Каждый, кто курил сам или наблюдал за курильщиком, знает, что есть периоды, когда последний решительно ничем не отличается от людей, ведущих здоровый образ жизни, и знает, что периоды эти как-то вдруг заканчиваются, и очередная «раковая соска» вновь испускает окрест вонючий, ядовитый, наркотический дым…

Что ж это за момент, когда человек нормальный становится ненормальным? И по какому сигналу он вдруг узнает о том, что вот именно сейчас необходимо переходить с чистого воздуха на дым – коктейль, состоящий из газов, жидкостей и твердых веществ?

Этот момент я обозначил таким понятием, как ситуация – сумма изменившихся условий среды, к которым нужно адаптироваться (приспосабливаться). Ситуация – это когда человек вышел из дома или сел за руль своего авто, или получил новость, или окончил прием пищи, или собрался приступить к работе, или взял тайм-аут…

Любая смена значимых для субъекта условий замечается им, как ощущение – волнения, напряжения, тревожности, страха… Ощущение, по сути, это и есть тот сигнал, который запускает в мозгу прокурительную программу приспособления к изменившимся условиям среды с помощью сигареты. Сигарета, таким образом, есть средство достижения цели – восстановление удовлетворительного психического состояния. Если же сигарета абсолютизируется, рассматривается, как средство наилучшее и даже единственное, то данное обстоятельство неизбежно формирует и тягу к курению.

А как избавиться от этой тяги?

Нужно устранить предшествующее ей психическое напряжение. Нет напряжения, нет мысли и, соответственно, нет и тяги. Устранить напряжение не с помощью «раковой соски», но с помощью тех, естественных средств, которые с успехом используют люди некурящие, т.е. с помощью новых, альтернативных вариантов поведения.


II

И было бы все именно так и просто, и легко, если б не наличие у курильщика еще одного, второго вида тяги – тяги к сигарете, которая используется для снятия раздражения и дестабилизации организма, вызванного противоядием, не нашедшим яда.

Нарколог, проходящий у меня курс дезалкоголизмии, заслышав вдруг подобную дичь, тотчас впал в изумление чрезвычайное и явное: «Так, стал быть, тяга это…?!..»

Ответим на этот простой, в сущности, вопрос путем сложнейших размышлений.

Известно каждому, кто привык питаться регулярно, что за десяток минут до принятия пищи в мышцах лица появляется некоторое напряжение, во рту – слюна, «посасывает под ложечкой», и, как утверждают люди знающие, выделяется желудочный сок…

Так организм готовится к приему пищи.

А готовится ли он к приему яда?

А если да, то не желудочным же соком он при этом вооружается?

А нельзя ли сказать, что то, чем он вооружается против яда, есть не иначе как противоядие?

А если противоядие есть, а яда – нет, то как же протекает сосуществование организма с тем, что оказалось не у дел?

Мне думается, что тут для понимания непонятного вполне может сгодиться как бы даже, скажем поизящнее, не то, чтобы зарисовка с натуры, но – метафора.

Было это лет несколько тому назад. По приказу командования своего мастрячили солдатики понтонный мост через сибирскую реку аккурат в том местечке, где раскинулись скромные дачи горожан. Но, то ли работа не задалась, то ли рук в избытке стало – образовалось у тех защитников Отечества пропасть свободного времени. А на дворе – дарами обильная осень, а дворы, то бишь огороды – за городом. И – ? И застонали дачники окрест, страдая от нашествия военных…

Так ведь то – плоть от плоти народной. А дела – антинародные. Что ж тут говорить о блуждающем безработном противоядии, неизбежно становящемся подобием яда?

И не оно ли вызывает столь сильное раздражение и даже состояние, похожее на интоксикацию, в том случае, если хотелось закурить или выпить, а не удалось? И не оно ли порождает то, что мы называем тягой второго вида? Тягой к сигарете.

Но – зачем же нам эта сигарета?

А затем, что мы хотим избавиться от неприятных ощущений, вызываемых противоядием. А чтоб избавиться от этих ощущений, нужно устранить с арены само это противоядие.

Как?

Нет ничего проще, Ватсон! Нужно просто курнуть. (Или глотнуть, если речь идет о спиртном. Или уколоться, если речь идет о героине).

И наркотический яд сигареты, взаимодействуя с «ядом», именуемым выше противоядием, в считанные секунды нейтрализуют друг друга, подобно тому, как это происходит со щелочью и кислотой, и становится легко, хорошо и комфортно…

Положительная эмоция, кстати, это ведь не воздействие на некий мифический центр удовольствия и не результат выброса в кровь «ферментов счастья», но побочный эффект снятия напряжения. В нашем случае возникающая положительная эмоция связана еще и с парализацией нервной системы комплексом ядовитых веществ, входящих в состав табачного дыма. И, кроме того, эта положительная эмоция является еще и тем самым подкрепляющим фактором условного рефлекса, известного, как вредная привычка курить сигареты. Например, курить по прибытии на дачу.

Момент прибытия есть ситуация, а ситуация это момент смены условий, что обнаруживается нашим самочувствующим «Я», как избыток психического напряжения, т.е., как сигнал о наличии опасности. И тут можно либо устранить ту опасность, о которой мы проинформированы, либо нейтрализовать сам сигнал. Курильщик привык к последнему: привык это делать не как люди, ведущие здоровый образ жизни – с помощью естественных, безнаркотических средств, но посредством парализации своей собственной нервной системы ядами, находящимися в сигаретном дыме.

Рассмотрим этот случай, но не как иллюстрацию, показывающую механизм упрочения рефлекса, а как возможность понять тягу второго типа.

Итак, момент прибытия на дачу – ситуация, вызывающая напряжение. А от напряжения, как прописано у нас в мозгах, можно и нужно избавиться, выкурив «хорошую сигарету». И мы даже верим в то, что именно так и нужно делать. Поскольку это помогает. Да и вообще каждый, уважающий себя курильщик, просто обязан, попадая на дачу тут же солидно самоотравляться дымом. И вот мы уже потянулись за сигаретой… Но тут вдруг оказывается, что сигареты-то у вас нет?! Ни в кармане, ни в другом кармане, ни в бардачке?!

Ну, дома забыли. Бывает же такое!

И что тогда?

Ведь поскольку мы должны были закурить, начать вводить в себя скопище ядов и просто вредных веществ, – да мы уж сотни раз так делали, – то у нас в организме и появилось, как мы думаем, противоядие. И вот оно уже носится по всему организму и требует: «Давай яд!», а яда – нету… И тогда?

И тогда противоядие, ну не прокисать же ему, начинает за неимением под рукой ничего лучшего, «отравлять» нас самих – вносить расстройство в слаженную работу нашего организма. Вот она – благодарность! Грызем руку кормящую!

Мы с вами не знаем, так ли оно на самом деле, но мы-то с вами не очкарики какие-нибудь, мы – практики-курильщики, и нам доподлинно известно, что если не закурить, когда закурить просто обязан, то худо будет.

Ну, будет. А что было бы, если б вы, – а вы – шахтер, – на полпути на эту дачу вдруг сообразили – да мне ж на смену сегодня?! На работу! В шахту!

И вы, резко развернувшись, путем пересечения сплошной полосы, отправились в обратную сторону. И в то самое время, когда б вам было худо на даче, вы находитесь глубоко под землей. Как вы думаете, а в шахте была б у вас тяга? Была б мысль о курении?

Я знаю, что скажете вы, но послушайте, что скажу я.

В 1989 году в Черногорске (Республика Хакасия) я проводил курс по избавлению от вредных привычек. И вот, на одном из занятий встал мужчина близ пенсионного возраста и поставил вопрос ребром:

«Евгений Георгиевич, я уже месяца как полтора собираюсь бросить курить. С этой целью взял в библиотеке стопу книг – читаю, морально подготавливаюсь. Но вот, что озадачивает: в книжках никотин называют наркотиком, к которому человек так сильно привыкает, что жить без него, якобы, уже не может никак. Я бы с этими писателями вполне согласился, если б работал не в шахте, а где-нибудь в другом месте. Дело в том, что я курильщик-то будь здоров какой: я каждую ночь по два раза встаю, чтобы покурить! Но, вот иду я утром на работу, спускаюсь в шахту, нахожусь там целых шесть часов и – все эти часы ни мысли о сигаретах, ни тяги, ничего!

Так что ж это никотин за наркотик такой, что он в шахте не действует?!..»

Буквально в следующей группе был офицер-ракетчик, дежурства которого проходили также в недрах. И тоже подтвердил: 12 часов нахожусь на боевом посту и – никакой тяги, никаких мыслей о курении.

Был в группе и мичман-подводник. Рассказал: «Есть субмарины последних проектов, которые оборудованы спецпомещениями с мощной вентиляцией, где курить можно, а на нашей – курилка проектом предусмотрена не была, и, соответственно, курить не разрешалось. Так вот, уходим в дальний поход, порой на несколько недель, но – ведь никаких мыслей о сигаретах».

В Саяногорске мне мужчина рассказал такую историю: «У меня как-то сильно заболела жена, а квартирка у нас – маленькая, однокомнатная, ну и как-то неудобно было при жене курить, и я не курил. А тут ребенок родился – и опять курить нельзя. И так я в это «нельзя» втянулся, то когда дома сидел субботу, воскресенье – я ж два дня подряд не курил! Вообще!»

Так что ж это никотин за наркотик, если он по выходным дням не действует?

В году 1989-ом я проводил занятия в Минусинске. Женщина, проходившая курс, рассказала: «Я курю всю жизнь, но вот, что удивительно: иду на работу, нахожусь там 8 часов, потом еще могу по магазинам пойти, и – все это время я не курю?! Я всю жизнь прокурила, но у меня до сих пор в голове не укладывается, как это женщина! при людях! может закурить?! Я себе это представить не могу».

Так вот, спрашивается: кто же управляет нашим желанием, и кто создает тягу – наше тело или наша голова?

А проблема курения является проблемой физической или умственной?..

Почему у шахтера нет тяги в шахте? Потому что у него в голове присутствует совершенно ясная информация: напряжения, ситуационно возникшие в шахте, убирать с помощью курения нельзя на 100 %, не на 99, на 100. Взорвешься!

А коль нельзя, и он в это верит, то нет противоядия, и нет тяги.

Исходя из этих наших соображений, мы с вами уже понимаем: чтобы убрать тягу нужно выйти на уровень понимания, что табаком мы не можем дышать не только в шахте под землей, но и на земле тоже.

Курить нельзя нигде, ни с кем и никогда.

Что вам мешает отказаться от курения прямо сейчас? Тяга. А тяга почему? Потому что вами еще не принято твердое решение отказаться от курения. А не принято почему? Потому что есть в голове ряд сомнений, порождающих всевозможные колебания.

Но почему же так необходимо принять именно твердое решение?

Приведу еще один пример.

В конце 1988 года я проводил десятидневный курс по методу Г.А.Шичко в красном уголке абаканского радиопередающего телецентра. Это была моя первая группа. И на курс, кроме всех прочих, пришли три деда каждый с полувековым стажем курения. Когда я об этом узнал, я внутренне просто безнадежно ахнул. И подумал: ну, все, впереди меня ждет позор – я ничем не смогу им помочь.

И вот, проходит 2-е занятие, проходит 3-е занятие, и вот уже окончание 4-го, а по окончанию – публичный ежедневный самоотчет: каждый из проходящих курс, встает и докладывает мне, себе и всем присутствующим, сколько выкурено за прожитые сути, как он относится к курению и сколько выкурит завтра. Так вот, доходит очередь до первого деда, он поднимается и нагло заявляет: сегодня – не курил.

Внешне я был суров и невозмутим, но внутри меня – даже кровь застыла.

Доходит очередь до второго деда, дед поднимается и – сегодня не курил.

Третий – не курил!

А 32-летний Сергей Андреевич Арефьев, ныне председатель регионального отделения СБНТ по Хакасии, – на тот момент у него был стаж курения каких-то там 10 лет, – отказался только на шестом занятии?!

Люди, с полувековым стажем, на четвертом занятии, а он, с каким-то там десятилетнем стажем – на шестом.

Не один месяц я размышлял над этим престранным фактом. И не нашел ничего умнее, как объяснить разницу результатов разницей характерных черт тех, кто проходил курс.

Чем отличаются пожилые люди от молодого человека? Пожилые прошли сквозь прожитую жизнь, как сквозь сито, когда, как раньше говорили, колебаться можно было только вместе с политической линией партии. Самостоятельных уклонистов – и правых, и левых – попросту отстреливали.

Это, во-первых.

Во-вторых, они жили в атмосфере, когда господствовал принцип: обсуждение, дискуссии, полемика, разговоры и т.д. идут до принятия решения. Как только решение принято, все – говорильня закончилась! Делаем дело. Именно так они привыкли жить.

И вот, эти люди пришли избавляться от курения. А 3-е занятие у меня было полностью посвящено именно курению. И это они восприняли, как сигнал: раз Евгений Георгиевич делает доклад про табак, а мы от табака пришли отказываться, значит, нужно отказываться.

И они приняли решение. Дружно, не сговариваясь друг с другом.

Чем же на тот момент отличался от них наш Сергей Андреевич? Сейчас он, конечно, уже совсем другой человек – мужественный, окрепший, заматеревший. Это сейчас. А тогда был таким, про которых говорят «у них семь пятниц на неделе»: с утра настроен покончить с курежкой, после обеда заколебался, к вечеру засомневался, на ночь глядя дал себе самому твердое слово окончательно и бесповоротно бросить утром, а утром подумал, что можно же бросить и после обеда…

А коль человек колеблется – то бросаю, то не бросаю – понятно, у него появляется противоядие, неизбежно порождающее муки абстиненции.

Почему у шахтера в шахте нет тяги? Потому что он и тени сомнений не допускает, он на 100 % знает, что в шахте нельзя курить. На 100 %! И поэтому никакого противоядия и никакой тяги.

Еще одну иллюстрацию добавлю.

Проходил у меня курс героиновый наркоман, рассказавший: «Я как-то решил сам перебороть свое пристрастие. С этой целью запер дверь, телефон отключил. Три недели я никуда не выходил, не спал, не ел – переламывался. И вот, наконец-то, вроде бы полегчало, вроде бы беда осталась позади… Вышел в свет и в люди. Но через какое-то время опять сорвался, опять начал систематически колоться, а еще через какое-то время за кражу загремел в КПЗ.

И вот, сижу я в камере на нарах, и начинаю понимать, что выпустят меня отсюда не скоро, «ширево» достать здесь – не реально, принести дозу мне никто не принесет. И вы представляете: вся эта моя ломка наркотическая на этот раз закончилась к концу третьего дня! Как вы это объясните?»

Я говорю: что ж тут объяснять? Ваша собственная голова совершенно четко поняла: наркотика не будет! Ни сейчас, ни через час, ни завтра. Причем, если первые два дня еще были какие-то надежды и сомнения, то на третий-то день стало совершенно ясно: ну, не будет! И на 100 %. Ну, а раз не будет, то какой же смысл вырабатывать противоядие? Оно и перестало вырабатываться. Соответственно, исчезла и вся ваша ломка, и вся ваша тяга. Ведь что такое ломка – наркотическая, алкогольная, никотиновая? Это состояние общей дисфункциональности организма, вызванное собственным противоядием.

Вот, почему так важно для легкого, безболезненного и безрецидивного отказа от курения, а также для устранения тяги второго типа принять абсолютно твердое решение, основанное на внутренней бесконфликтности и на достаточной информированности.
 

no pain no game

Авторитетная личность
Сообщения
976
Реакции
1.699
Не курю с
03.01.2018
Лет курения
17
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
III

Решение… Что это? Просто себе самому сказанное: «Лучше сдохну, но не закурю»!? Так ведь таких фраз и фраз похлеще каждый курильщик говаривал и не единожды, и преизбыточно. Не шибко-то они, похоже, и работают, фразы эти…

Почему же?

Ну, прежде всего, нужно иметь в виду то, что курение, как и питие спиртного, может быть простой трансформацией неосознанного нежелания жить, порожденного тем, что не понят, не оценен, не принят, не удостоен, не приглашен, не возвеличен ни за прекрасные намерения, ни за смелые попытки, ни за сделанные шаги… Осуществленное не оценили, а на большее – сил нет. И вот уже бремя трудов ежедневных низводится до суеты, а последняя определяется, как тщета и бессмыслица… И тогда накатывает состояние, как у В.С.Высоцкого в «Балладе об уходе в рай»:


Ах, как нам хочется, как всем нам хочется

Не умереть, а именно уснуть.


Это о тех, кому и тошно жить, и умереть не в радость.

Зря ли курение называют «медленным самоубийством»? Выбирается медленное, когда на быстрое не хватает ни решимости, ни мужества: самоодурманивание это отказ от борьбы, от сопротивления, т.е. капитуляция, осуществляемая для самозащиты. Вот почему так важно приступая к работе с курильщиком не только вызнать, представляет ли для него хоть какой-то смысл этот пресловутый здоровый образ жизни, но и определить, что он с помощью этого образа жизни будет делать, какие такие цели достигать. Ведь сам по себе отказ от курения не есть конечная цель – он лишь средство, и только как средство обладает определенной ценностью.

Однако если мы пока рассматриваем отказ от курения безотносительно к открывающейся впоследствии перспективе, то он, безусловно, представляет собой желаемый результат, и поэтому, как и предписывается технологией НЛП, должен быть правильно оформлен:


1. Цель – сформулирована утвердительно, т.е. фиксирует то, что вы хотите, а не то, чего не хотите. Что вы хотите вместо того, чего вы не хотите? Например, вместо «хочу не курить», «хочу быть свободным от курения».

2. Желаемый результат сформулирован так, чтоб его достижение не зависело от других людей. (Достижение свободы от курения зависит не от внешних факторов, а от информации, размещенной в нашей собственной голове).

3. Результат сформулирован в категориях сенсорного опыта: что вы увидите, услышите и почувствуете, и это засвидетельствует, что вы достигаете или даже уже достигли того, чего хотели?

4. Результат размещен в контексте: где, когда и с кем вы хотите иметь желаемое?

5. Желаемый результат экологичен, т.е. он без существенных побочных эффектов: он вписывается в ваши планы и в планы окружающих вас людей, он не наносит вреда вам и вашему окружению.

Итак, цель поставлена – желаемое определено. Но… что-то настойчиво мешает нам перетечь из нынешнего в будущее, мешает отринуть привычное и понятное, и шагнуть навстречу новому и неизвестному… От того ль, что не меняемое долго так легко превращается в нечто болотисто-липкое, тихой сапой засасывающее, парализующее жажду изменений и даже просто жажду?.. И тогда, чтоб выдраться из этой комфортабельной обездвиженности и удобной безнадеги, мы делаем усилие. Вынужденно. Когда не делать становится хуже, чем делать.

Но, даже и в этом случае, если мы не только безусловно-рефлекторные твари, надобно принять решение, бодро ставящее на службу нашу волю и дающее пинка всем нашим дремлющим био-психо-социальным системам.

Что ж так мешает нам принять это простое, но важное решение – отказаться от курения, решение, способное отменить другое решение – решение курить?

Прежде всего,

1. представление о сигарете, как о средстве надежном, способном оказать поддержку в любой момент, в любой ситуации, при любых обстоятельствах;

2. убеждение в том, что вдыхание дыма используется во благо;

3. существование ассоциаций между сигаретой/курением и образами, ставшими символами ресурсности.

Таким образом, сигарета выступает в воображении курильщика в качестве единственного и незаменимого средства, которое к тому же еще и наделяется наиважнейшими ценностными свойствами. Соответственно, все это является информационно-мотивационной базой для создания настроя на обязательность курения в определенных ситуациях, что, в свою очередь, и делает необходимым продуцирование противоядия, которое, как выше мы уже установили, и есть причина психо-соматического дискомфорта и существования тяги второго типа.

И как же нам теперь избавиться от этой тяги второго типа, если она есть порождение комплекса прокурительных взглядов и убеждений? Быть может, нам тут поможет препарат табекс или никотиновый пластырь, или, на худой конец, дюжина грязных иголок, всаженных в наши развесистые уши?

Медикаментозом по мировоззрению! – как вам это?

Впрочем, не будем изображать отечественную наркологию глупее и вреднее, чем она есть на самом деле. Тем более что она представлена не только такими холуями Алкобизнеса, как Э.А.Бабаян, Н.Н.Иванец, Е.А.Брюн, В.П.Нужный, но и такими блестящими врачами-психиатрами, как Г.М.Энтин, В.А.Рязанцев, А.П.Сугоняко, С.Н.Зайцев и многими другими.

Итак, как же нам избавиться от тяги второго типа?

Учитывая, что курильщик полагает, будто бы табачный дым можно и нужно вдыхать, ибо, как ему мнится, это во благо, а представление о допустимости курения и есть тот фактор, который виновен в появлении тяги, то

1. необходимо довести до курящего информацию о химическом составе дыма, показать, что в сигаретном дыме нет ни одного полезного для организма вещества.

2. В связи с тем, что в дыме нет полезных веществ, показать вредное воздействие его компонентов на органы и системы человека, на психику, на умственные способности, на внешний вид, на взаимоотношения с другими людьми.

Уже сам по себе перечень наносимого ущерба способен указать на смехотворность ожидаемых выгод от курения, а значит, и существенно девальвировать процесс никотинизации. Кроме того, демонстрация получаемого ущерба легко снимает с сигареты маску помощника и обнажает рыло врага, сулящего сиюминутные выгоды, но приводящего к полному проигрышу в стратегическом, в перспективном, в долговременном плане.

3. Поскольку курение, за исключением начального периода приобщения, почти всегда сопровождалось положительной эмоцией, которая и подкрепляла курительный условный рефлекс (привычку), то и ассоциацию, существующую между сигаретой и переживанием удовольствия, конечно же, необходимо не просто устранить, но изменить на прямо противоположную.

Осуществляется это несколькими способами:


1. контрольная сигарета.


Контрольная сигарета, как подспорье, как обязательный элемент курса была введена мной в 1989 году. История же с ней связанная была таковой.

Проходящим курс по избавлению от табачной зависимости не только предписывалось с вечера на день грядущий планировать точное количество сигарет, не только фиксировать на листике бумаги, носимом с собой или на пачке, точное количество выкуренных, но и количество сделанных затяжек.

Делалось это с единственной целью – иметь наглядное представление о динамике процесса избавления. И вдруг, когда я совершенно случайно предложил обращать внимание еще и на ощущения до курения, во время курения и после курения, а также и на цвет дыма вдыхаемого и выдыхаемого, в дневниках стали массово появляться сообщения о симптомах интоксикации: тошнота, слюнотечение, кашель и т.п.

О возникшем явлении мною было доложено на очередном Всесоюзном семинаре оптималистов. Оказалось, что мои наблюдения совсем не уникальны. Более того, многие преподаватели обогатили мои рекомендации, своими, что в совокупности, как показала практика, это значительно усилило эффект.

Конечно же, явление, с которым пришлось совершенно случайно столкнуться, настоятельно требовало объяснения. Размышляя над данным фактом, я пришел к выводу, что объяснить подобное можно было единственным – фиксацией внимания на том, чем занимаешься. Несколько позже В.Г.Жданов блестяще выразит эту мысль в следующей формулировке: «Сконцентрируйся на пороке, и ты преодолеешь его», и, как всегда откажется от авторства, и припишет его Г.А.Шичко...

Конечно, прав был Н.М.Карамзин, когда писал, подражая известному библейскому тексту (Книга Екклесиаста, гл. 1, ст. 9-10):


Ничто не ново под луною:

Что есть, то было, будет ввек.


И, если хорошенечко порыскать в пыльных анналах культурного наследия, то мы, к удивлению своему, обнаружим, что для устранения нежелательного поведения иные специалисты использовали нами изобретенную методу еще до нашего рождения и в самых разных вариациях. Я бы тут мог вспомнить и о пьесе Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой», и о провокационной психотерапии Фрэнка Фаррелли, и о техниках работы с неврозом навязчивых состояний, и о многом другом. Но на тот момент мы, люди психологически необразованные, ничего этого не знали, почему и шли своим путем научных изысканий.

Что же такое «контрольная сигарета»?

Контрольная сигарета – это обязательная сигарета, которая выкуривается так, чтобы максимально нарушить привычный ритуал курения, что, в свою очередь, ломает автоматизм курильщика: стоя, закрыв глаза, зажав пальцами нос, запрокинув голову, при этом сигаретный дым сначала набирается в рот, тщательно прожевывается, внимание фиксируется на ощущениях во рту, затем делается вдох и выдох… И возникает симптоматика заурядной интоксикации: ощущение горечи и жжения во рту, обильное слюнотечение, першение в горле, кашель, сопли, слезы, рвота, головокружение, головная боль, слабость в ногах… То есть, возникает все то, что было когда-то при попытке выкурить самую первую в жизни сигарету.

Отчего же вновь такой букет таких ощущений после стольких-то лет табакокурения?! Ведь совершенно же очевидно, что при курении «по-новому» химический состав дыма не изменился ни на чуть?

Разумеется! Более того, изменилось не воздействие дыма, а реакция на дым.

Дело в том, что курение – занятие, по своей сути, противоестественное; курение это насилие над своим естеством, начинаемое осуществляться либо под воздействием «черной стаи» – своего непосредственного окружения, либо под влиянием референтной группы – лиц, имеющих значимость, авторитет, определенный вес в глазах данного субъекта; курение это всегда отказ от себя слабого, беспомощного, уязвимого и идентификация с тем, что воспринимается, как сила, уверенность, независимость.

Вот почему начинающий токсикоман с таким настырством терпит и преодолевает омерзительные муки самоотравления. И это ему удается. Потому что срабатывает защитный, адаптационный механизм: внимание с отрицательных ощущений смещается на положительно воспринимаемые компоненты курительного ритуала. Более того, сама симптоматика отравления в свете имеющейся ложной информации еще и воспринимается как состояние благополучия, удовлетворенности, безопасности.

Нечто подобное присутствует в стокгольмском синдроме: безысходность вынуждает не замечать производимое насилие, не чувствовать унизительности своего положения и считать, что террорист по своему прав, а потому и оправдывать насильника, и помогать ему и даже активно выступать против своего собственного освобождения.

Так в чем же смысл выкуривания контрольной сигареты?

В смещении внимания с ритуала на ощущения.

Но не только в этом.

Дело в том, что у курильщика на уровне интеллекта есть и признание пагубности курения, и понимание надобности отказа от курения, а вот на уровне эмоциональности – иное: страх получения отдаленных, теоретически возможных последствий поглощения дыма властно перекрывается совершенно реальным страхом оказаться наедине со своими ситуационно-обусловленными беспокойствами, оказаться без надежного, всегда под рукой находящегося помощника, оказаться без сигарет, курение которых, к тому же, как ему помнится, всегда сопровождалось определенным релаксом, удовольствием, повышением чувства безопасности…

Следовательно, наличествует конфликт между эмоциональной и рациональной сферами. А коль так, то рассчитывать на достижение цели самонадеянно и весьма затруднительно. Вспомните басню И.Крылова «Лебедь, щука и рак».

Устранить конфликт – вот назначение контрольной сигареты: новый, сиюминутный опыт, уходя в прошлое, и становясь прошлым, соприкасаясь с опытом уже имеющимся, меняет фон воспоминаний, а значит, оказывает и влияние на выбор, делаемый в будущем.

Или, скажем еще так: сигарета из фактора подкрепляющего условный рефлекс, становится фактором, способствующим угашению условного рефлекса.


2. Переполяризация эмоций.


Серьезной ошибкой курящего является то, что он своим ощущениям, получаемым с помощью сигареты, приписывает положительность, память о которой и является фактором, приводящим к возникновению тяги.

В этой связи важно понимать:

во-первых, что эмоция – это телесно-психическая реакция на сделанную оценку;

во-вторых, что ощущения сами по себе никакие – их оценка и последующий чувственный компонент зависят от нашего расположения духа, от нашей точки зрения, от переживаемой потребности, от стоящей перед нами цели и, конечно же, от той информации, в свете которой мы их рассматриваем.

Например, если курильщику нравится возникшее повышение работоспособности после выкуренной сигареты, то до его соображения следует довести ряд известных аксиом.

Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, определяются сложным взаимоотношением процессов возбуждения и торможения, возникающих в корковых клетках под влиянием воздействий из внешней и внутренней среды организма. Это означает, что если что-то где-то тормозится, то где-то что-то в этот же момент и растормаживается.

Например, было утром желание, – оно-то и доминировало, – поваляться еще чуток в теплой постели, но было желание, – а иначе на работе «шею намылят», – и вставать. Последнее, как вы понимаете, лишь вяло вякало в тиши. И тут вы, сугубо неудовлетворенный внутренней борьбой, закуриваете сигарету. И яды оной за несколько секунд через легкие и с кровью попадают в ваш мозг и, прежде всего, в тот его участок, который наиболее активен. А наиболее активен, как вы понимаете, участок, обозначенный нами, как «желание поваляться». Именно этот участок наиболее интенсивно и орошается кровью, насыщенной ядами, парализующего свойства. И, конечно же, эти яды тормозят доминирующий участок, а значит, растормаживается тот участок мозга, который «хочет вставать».

Вот вам и активность, батенька!

И напрасно наводят, мне думается, иные ученые мужи тень на плетень путая нас какими-то там серотонинами, норадреналинами, дофаминами, ацетилхолинами, эндорфинами и прочей нейромедиаторской хренью.

Еще пример.

Стресс. Человек взволнован, нервно-суетен, мелко и быстро дышит. И – закуривает. И – успокаивается. И даже чувствует при этом некоторое удовольствие…

Так вот, пока курильщик будет воображать, будто бы с помощью курения он избавляется от стресса, успокаивается, да еще при этом получает положительную эмоцию, ему теперь всякий раз при очередном возникновении напряжения не только придется вынужденно вспоминать о сигарете, но еще и неизменно испытывать к ней тягу. Поэтому наша задача, задача ликвидаторов тяги заключается в том, чтобы растолковать ему, что снятие напряжения с помощью курения в данном случае получено за счет:

1. парализации нервной системы,

2. торможения доминантного очага в коре головного мозга,

3. резкого снижения поступления кислорода в мозг, в том числе за счет спазмирования сосудов, снижения способности клеток воспринимать кислород из притекающей крови и насыщения крови углекислым газом, что приводит к ухудшению мыслительных процессов, к ухудшению способности осознавать проблемность момента, а, соответственно, и к устранению беспокойства. Немецкий поэт И.Гете по этому поводу высказался яснее некуда: «От курения тупеешь».

Тупому – «все по барабану». У него «нет проблем». И он – удовлетворен.

Но… курильщик, чтоб в конце концов, не остаться в дураках, просто обязан знать: насильственное сужение, спазмирование кровеносных сосудов, особенно головного мозга и сердца, с их последующими структурными изменениями, неизбежно приводит к развитию атеросклероза, стенокардии, гипертонии, сердечно-сосудистой недостаточности, и далее к инвалидности и преждевременной смерти… Причем, дело даже не в той катастрофе, которая маячит в отдалении – курильщик уже сейчас, уже во время курения получает широчайший ассортимент телесно-психического ущерба, который он, пользуясь ложной и недостаточной информацией, воспринимает за нечто, приятно ощущаемое.

3. Изменение воспоминаний о приятных переживаниях.


Как мы уже говорили, память о приятных переживаниях в значительной степени определяет выбор тех средств, которые мы используем для решения возникающих проблем. Поэтому так важно внести необходимые коррективы в личностную историю курильщика.

Мне представляется, что наиболее успешно это помогает осуществлять техника, получившая в нейро-лингвистическом программировании название коллапс якорей. В моем исполнении данная техника выглядит следующим образом (стенограмма):


«Я: Я попрошу вас просканировать свое прошлое, и найти там такую сигарету, которую вы выкуривали с удовольствием.

Клиент: Нашел.

Я: Хорошо. Теперь я попрошу вас, находясь там в своем теле занять позицию за минуту до курения, разобраться с тем, что там за ситуация, какие у вас ощущения, что вы видите, слышите… И после этого возьмите сигарету и закурите. И по мере того, как вы будете вдыхать и выдыхать дым, я хочу, чтобы вы обратили внимание на те, приятные ощущения, которые при этом имеются. И потом обратите внимание на то, где они локализуют – в области живота, груди, лица… И по мере того, как вы будете получать от курения приятные ощущения, пусть ваш левый кулачок начнет сжиматься. И когда вы определитесь с тем, где и какие у вас приятные ощущения от выкуриваемой сигареты, разожмите кулачок и откройте глаза.

(Клиент открывает глаза, разжимает кулак).

Хорошо.

Но, как вы мне говорили, что были и другие сигареты – очень неприятные?

Вспомните одну из таких сигарет. Быть может, она была на днях… Быть может, очень давно… Быть может, вы вспомните одну из первых своих сигарет…

Нашли такую сигарету?

Хорошо.

А теперь я хочу, чтобы вы поместили себя в своих воспоминаниях за минуту до выкуривания этой сигареты. И затем начали продвигаться к этой сигарете. И взяли эту сигарету и прикурили ее. И по мере того, как у вас будут появляться неприятные ощущения от выкуривания этой сигареты, я хочу, чтобы ваш правый кулачок начал сжиматься… И когда вы выясните, какие именно неприятные ощущения, и где именно ощущаются эти неприятные ощущения, не открывая глаз, кивните мне головой.

(Клиент кивает).

Хорошо.

А теперь я хочу, чтобы вспомнили самый неприятный звук, который вы когда-либо слышали. Например, звук бормашины… Когда вы сидите в кресле стоматолога. И неприятный запах. Вспомните неприятный запах. Например, запах гнилого зуба… Который дымится у вас во рту… И неприятный цвет. Например, гной и кровь… И еще то, что вы ни при каких условиях не возьмете в руки. Потому что это у вас вызывает отвращение, спазмы в животе, тошноту, рвоту. Представьте, что это уже оказалось у вас в правой руке…

Хорошо.

А теперь откройте глаза. Разожмите кулак.

Сегодня какое число?

Хорошо.

А теперь я хочу, чтобы вы вспомнили еще раз ту, первую сигарету, выкуривание которой сопровождалось приятными ощущениями. И как только рука с сигаретой приблизится к губам, я хочу, чтобы вы сжали оба кулака одновременно. И продолжали курить ту сигарету, и обращали внимание на ощущения…

(По лицу клиента видно, что мысленное выкуривание сигареты не доставляет ему удовольствие).

Хорошо.

Откройте глаза.

А теперь подумайте, где сегодня или завтра вам могут предложить сигарету? Что это за ситуация?

Представьте ее. Поместите себя за минуту до курения. И как только сигарета пойдет ко рту, я хочу, чтобы у вас сжался правый кулачок. И вы делаете затяжку… И побудьте в этом состоянии. И определите, какие теперь у вас ощущения…

Хорошо».


(Здесь не место, я полагаю, знакомить несведущих с азами НЛП. Поэтому, да простят мне иные читатели, я отсылаю интересующихся к соответствующей литературе, хорошо представленной, в частности, на сайте http://lib.ru/NLP/).


4. Устранение ассоциаций между сигаретой и позитивами.


Ассоциации это именно то, что заставляет человека не смотря на кашель, сопли и слезы, продолжать курить снова и снова, когда он только начинает приобщаться к курению, и эти же ассоциации порождают однажды тягу после того, как он бросил курить2.

И.М.Сеченов писал: «…ассоциация представляет обыкновенно последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени.

…ассоциация есть столько же цельное ощущение, как и любое чисто зрительное, чисто слуховое, только тянется обыкновенно дольше, да характер ее беспрерывно меняется»3.

Современная психология выделяет целый ряд ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту и т.д.

Когда курильщик начинает приобщаться к курению, он запоминает последовательно выполняемые движения, между которыми устанавливаются связи, носящие название ассоциаций по смежности. Благодаря этим связям нервные процессы, обеспечивающие выполнение одного движения, вызывают действие нервных процессов, связанных с выполнением следующих, в результате чего курильщик выполняет весь курительный процесс в целом.

В ассоциации по смежности главную роль играют пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. «Пространственная» связь возникает, когда, воспринимая один предмет, мы воспринимаем и то, что рядом с этим предметом (в его пространстве): сигарета в руке курильщика ассоциируется с его мужеством, уверенностью, независимость… Ассоциации «по времени»: за возникновением, например, неудовлетворенности немедленно появляется сигарета, и между первым и вторым возникает определенное взаимодействие.

Ассоциация по сходству: с ней мы имеем дело в тех случаях, когда восприятие одного курильщика вызывает в памяти воспоминание о другом курильщике, хотя последний никогда не воспринимался нами совместно или рядом с первым.

Близки по своей форме к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту, при которых восприятие, например, человека, переживающего неудачу, вызывает в памяти воспоминание о человеке, находящимся в состоянии успешно преодолевающем неудачу с помощью курения.

Нейтрализация ассоциаций обессмысливает саму сигарету, как средство достижения цели и сам процесс курения, и, соответственно, делает невозможным существование тяги.

* * *

Табачная зависимость это состояние несвободы, обусловленное наличием тяги, порабощающей человеческую волю. Природа табачной зависимости темна и непонятна для самого курильщика, а от того ее владычество, бесцеремонно сминающее естественные человеческие интересы, тотально и внеконкурентно. И есть только один путь достойного освобождения от господства табачного наркотизма – постижение самой сути тяги. Знание – это именно та сила, которая оплодотворяет человеческую волю и позволяет стать сознательно свободным человеком. Знание это именно тот свет, который способен рассеять порочное, злое невежество и восстановить в правах естество, и даровать утраченное право быть здоровым, свободным и счастливым человеком.


Е.Батраков

Декабрь 2010 г. – январь 2011 г.


Литература:


1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1978, с.751.

2. См. Л.Камерон-Бандлер, Д.Гордон, М.Лебо. Ноу-хау. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, с.141.

3. И. М. Сеченов. Психология поведения. Москва-Воронеж, 1995, с.96.


Опубликовано:

1. «Оптималист», №2 (145), февраль 2011 г.

2. «Подспорье», №9 (122), ноябрь 2011 г.
 

no pain no game

Авторитетная личность
Сообщения
976
Реакции
1.699
Не курю с
03.01.2018
Лет курения
17
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
Батраков Е

Изменения возможны!

Представляется совершенно очевидным, что создание модели наркозависимости есть первый шаг к дезинтеграции этой модели и, соответственно, к изменению деструктивного, (впрочем, как и любого иного) поведения…


Начнем, как говорили древние, «с яйца», т.е. с начала…

Наступает момент, когда новорожденный впервые ощущает чувство голода (потребность), возникшее при рассогласовании состояний – генетически заданного, эталонного и действительного, что проявляется как психофизическое напряжение. Это напряжение, как известно, способно находить самые разнообразные способы разрядки: крик, плач, движения... С другой же стороны, ребенок, воздействуя на окружающий мир (на рецепторы матери), получает необходимое, - молоко, ласку, тепло, – также снижающее напряжение. В результате при определенном количестве соответствующих успешных повторов, в мозгу ребенка на досознательном уровне возникает установка, т.е. готовность и в будущем при подобной актуализированной потребности и при наличии подобной ситуации реагировать соответствующим же образом. Более того, в дальнейшем, воспринимая предмет удовлетворения своей потребности, человек начинает приписывать ему определенное значение и смысл, которыми наделяются также и все остальные участники процесса – сигнал актуализированной потребности, ситуация удовлетворения потребности, средства удовлетворения потребности (молоко, ласка, тепло, крик, плач, действия) и пр.

При сравнении ощущений (состояний), а также на основе значения и под углом смысла возникает то, что мы называем восприятием. Именно благодаря феномену восприятия в человеческом мозгу возникает знание о своих собственных состояниях и о том, как эти состояния способны меняться под воздействием тех или иных объектов и как эти состояния можно менять с помощью своей собственной активности. Совокупность подобных знаний мы можем определить как информационный, когнитивный блок.

На основе знания, т.е. того, что возникает как результат сравнения состояний, возникает эмоция – психическое переживание, сигнализирующее индивиду о степени его согласования/рассогласования с моделью должного.

И, наконец, на основе знания и эмоции, все то, что способствует достижению желаемого (должного) состояния определяется как ценность, т.е. как осознанная значимость.

Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем говорить о наличии в мозгу человеческом трех структур:


когнитивный (информационный) блок – знание о том, что для снятия напряжения, нужно двигаться, плакать, кричать;

эмоциональный блок – память о негативном переживании и о приятном процессе его устранения;

ценностный блок – представление о крике, движениях и плаче как о факторах, имеющих значение для достижения должного состояния.


На основе совокупности этих трех блоков возникают убеждения, которые, вместе с тем, отличаются от просто знаний. Знания, не имеющие опоры в эмоциональном блоке и, соответственно, не являющиеся ценностью, т.е. не обладающие значимостью, не есть убеждения.

Убеждения, при актуализации соответствующей потребности, превращаются в программу, т.е. в некий алгоритм достижения цели, который при активизации приводит к возникновению в сознании соответствующих мыслей, образов, находящих воплощение в соответствующих поступках.


II.

Установка, когнитивно-эмоционально-ценностный блок и убеждения представляют собой то, что Г.А.Шичко некогда называл проалкогольной запрограммированностью.

Запрограммированность, возникшая в результате успешного устранения проблемных состояний, возникшая, как инструмент, значительно повышающий выживаемость индивида, вместе с тем, превращается в своеобразный фильтр, который отсекает, делает "неощущаемым" все то, что не имеет отношения к актуализированной потребности: сигналы, поступающие от воздействующих объектов, теперь "узнаются" и рассматриваются те и только те, информация о которых уже присутствует в мозгу человека. Следовательно, сознанию преподносится лишь определенный, зауженный скол действительности. Кроме того, запрограммированность в целом, как готовность реагировать на определенный сигнал строго соответствующим образом, отсекает, упраздняет и все иные реакции, иные способы поведения, т.е. становится фактором, благодаря которому человек зацикливается на однажды успешно используемых, но, – увы, – не всегда целесообразных в новых условиях, вариантах. Так новый блок становится корректором рецепторной системы.

С другой стороны, запрограммированность, являясь внутренним состоянием, определяющим восприятие субъектом строго определенных объектов, в строго определенном направлении и спектре, уже в силу одного этого становится фактором искажающим, создающим иллюзии, становится основой для возникновения мифов, заблуждений и, соответственно, неадекватного, деструктивного поведения. Вместе с тем, это внутреннее состояние при угашении соответствующей потребности или при актуализации конкурирующей, и, соответственно, при появлении иного внутреннего состояния, может исчезать, но также может вновь и возникать при появлении этой же потребности при наличии ситуации ее удовлетворения.

Говоря о запрограммированности, как о состоянии эмоционально-умственно переживаемом, т.е. состоянии, которое представлено в сознании, необходимо не упускать из виду то, что существование подобного оказывается возможным лишь постольку, поскольку под ним есть соответствующая установка, являющаяся досознательным феноменом, феноменом, неосознаваемым, но при этом определяющим содержание сознания. Окружающий мир, воздействуя на телесно-психическую структуру индивида, приводит к возникновению и самого сознания, и различных явлений и процессов в сознании, но опосредованно – через установку, и только при наличии актуализированной потребности. Мы с достаточной ясностью видим, воспринимаем мир только через потребность, в свете своей потребности и при наличии соответствующей установки. Причем, установка, как определил Д.Н.Узнадзе, может фиксироваться и путем одного лишь словесного воздействия. Он писал:

"...у человека появляется вторая, более высокая форма установки, которая характеризуется, прежде всего, тем, что, помимо потребности, стимулирующей его деятельность, она предполагает наличие ситуации, определяемой в категориях мышления, а не восприятия, как это бывает в случаях действующей в актуальном плане установки.

Получается такое положение: у человека вырабатывается способность действовать в каком-то новом плане, в плане вторично отраженной действительности и, таким образом, открыть в себе возможность не только непосредственного, прямого ответа на действующие на него раздражения, что в той или иной степени доступно и животному, но и опосредованных видов реакции на развертывающуюся перед его глазами широкую картину действительности". (Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997, с.300).

Так реальная ситуация и реальная потребность через соответствующую установку запускают воспоминания о некогда виденном и слышанном, запускают когнитивный блок, содержащий рецепты соответствующего поведения, предписания соответствующих реакций. Вместе с тем, очень важно понимать, что обращение к воспоминаниям, к содержимому памяти возникает лишь в том случае, когда у человека возникает то или иное затруднение в устранении затруднения, т.е. потребности. Именно возникшее затруднение по поводу затруднения и заставляет человека перенестись в область теории, в область восприятия и осмысления своих былых восприятий, реанимирует эти былые восприятия. Этот процесс Д.Н.Узнадзе назвал объективацией или, иначе говоря, процессом возникновения человеческого мышления и далее, процессом возникновения человеческого языка:

«Когда человек выступает в роли слушателя, слово у него в первую очередь актуализирует установку, фиксированную у него в результате многократного воздействия этого же слова в прошлом. На основе этой установки у него возникает соответствующее психическое содержание, которое он переживает как значение слова. Это означает, что он понял слово.

Как видим, слово, в котором говорящий подразумевает определенное, конкретное содержание, передает слушателю это содержание не прямо, а, в первую очередь, пробуждает в последнем определенную установку; и затем, на основе этой установки, возникает определенное психическое содержание, которое переживается в качестве значения услышанного слова. Следовательно, беседу действительно нельзя сравнить с передачей какого-либо предмета из одних рук в другие. Но если это так, т.е. если слово в слушателе в первую очередь возбуждает не психическое содержание, а установку, то тогда понятно, что "при слушании того или иного слова никто не мыслит именно и точно то, что другой". Значение слова, как определенное психическое содержание, является реализацией установки, возбужденной посредством слова. Однако установка всегда является более или менее генерализованным процессом: ее реализация в психике и, возможно, в поведении в определенных границах различна; следовательно, становится само собой понятно, что слушатель никогда не мыслит именно и точно то, что говорящий, что понимание (по словам Гумбольта) в то же время является и непониманием и "согласованность – несогласованностью". Таким образом, мы видим, что слово всегда индивидуально, поскольку оно является реализацией установки». (Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997, с.438).

«Однако понимание было бы невозможно, если бы слово в слушателе возбуждало совершенно другую установку, чем та, которая фиксирована в нем. Следовательно, то, что слово общо, что всеми понимается одинаково, - это тоже объясняется понятием установки.

Таким образом, если подразумевать, что слово возбуждает фиксированную установку, то станет ясным, во-первых, что посредством слова слушателю передается не определенная мысль, содержание, а в нем возникает какой-то процесс, который определяет переживание значения слова...» (там же, с.439).

«Как видим, слово и значение опосредствуются установкой, основой их объединения, синтеза является установка». (там же, с.440).

«Так возникает система знаков, которая переживается как независимая от отдельного индивида реальность, – так возникает язык, в узком значении этого слова». (там же, с.446).

Язык, как мы видим, возникает из факта восприятия единичного, которое при сопоставлении с другими фактами восприятия осознается как частный случай общего и оярлычивается соответствующим образом. В этом случае мы можем говорить, что восприятие своих собственных восприятий приводит к феномену категоризации – отнесению очередного воспринимаемого раздражителя к той или иной общности. Соответственно, саму категоризацию можно рассматривать с одной стороны, как процесс соотнесения воспринимаемых предметов и явлений с опытом субъекта, а с другой стороны, как основу убеждений, которая в совокупности с мотивационно-оценочными и операциональными компонентами опыта определяет поведение человека.


Иллюстративный пример:


Клиент убежден: «колоться ханкой – кайф, а быть под кайфом – хорошо». Клиент в этом убежден, и это проявляется в соответствующих поступках.

Почему же наш клиент считает, что «ханка – вызывает кайф»? Потому что именно такое представление ему настойчиво внушали и наркоманы, и трезвенники, и антинаркотические телепрограммы, когда у него еще и в мыслях не было сбегать из мира реального в иллюзорный. Именно под воздействием этого единодушия, царящего в социуме, он, впоследствии после нескольких проб и уверовал во все внушаемое.

А почему он полагает, что «быть под кайфом – хорошо»? А это он впитал, что называется «с молоком матери», вынужденно соучаствуя в домашних пьянках, созерцая телепьянки, слушая песенки, читая книжки…

«Хорошо – иметь кайф! Хорошо, когда хорошо!» Эта, внешне очень убедительная и нехитрая философия на деле оказалась очень хитрой и подлой ловушкой, в которой насовсем исчезало будущее, а обездвиженное настоящее превращалось в разлагающееся болото, которое засасывало, затягивало незаметно и всерьез. «Живи настоящим!» – это ли не лозунг всех временщиков и наркопотребителей?!

«Живи настоящим!» – говорит себе человек, и настоящее превращается в цель, и целью становится кайф. А все прочее теряет ценность, утрачивает смысл и притягательную силу.

Быть в кайфе – цель, а цель оправдывает средства. Если желанная цель достигнута, становится желанно-хорошим и все то, с помощью чего ее удалось достичь: никотин, находящийся в сигаретном дыме, который поглощал дедушка, спирт, находящийся в шампанском, который поглощала мама, опий, находящийся в маковой соломке, который поглощал молодой отпрыск… Разные химические вещества – в одном и том же процессе, в процессе воздействия на нервную систему, на головной мозг, ради достижения одной и той же цели – кайфа. И когда мама начинает активно выступать против ханкопотребления, коим занимается ее сын, она, с точки зрения сына, тем самым, фактически выступает не просто против ханкопотребления, но и против кайфа, против того, что сама же некогда возвела в ранг безусловной ценности, обладание которой – желанно. Мать же, как она сама полагает, отвергает не ценность кайфа, а лишь одно из многих средств его достижения.

Конфликт, таким образом, прежде всего, возникает не на уровне цели, но на уровне средств ее достижения. Сын нашел путь к цели более короткий потому-то он и не может взять в толк, отчего достижение кайфа с помощью спирта – наркотика традиционного, приемлемо, а с помощью опия, наркотика нелегального – нет?

Можно ли преодолеть вышеописанную коллизию? Да, но для этого необходимо четко понимать суть противоречия, возникшего между двумя субъектами.

Как выше мы уже отмечали, в основе поведения лежат убеждения, которые формируются на базе знаний, эмоций и ценностей.

Кайф сам по себе с точки зрения наших субъектов является ценностью. Переживание кайфа рассматривается как эмоционально привлекательное состояние. Они знают, что получить это состояние можно посредством воздействия химического вещества на головной мозг и периферическую нервную систему.

В чем же противоречие?

В деталях. Мать считает опий недопустимым средством воздействия, поскольку наркомания препятствует получению образования, специальности, созданию семьи и т.п. Сын считает потребление опия вполне допустимым, поскольку семья, специальность и образование для него вообще не более, чем обуза.

И мать, и сын считают кайф ценностью, допускают, что кайф можно получать посредством воздействия на мозг химическими веществами, а сам процесс воздействия определяют как кайф. Одно из главных различий между ними заключается в том, что под «химическими веществами» мать понимает «хорошее вино», а сын – все, что парализует мозги. У него представления расширены, у нее – заужены. Он стремится занять позицию вне рамок, снять ограничения, упразднить ориентиры, и при этом убежден: «если хочется, то – можно».

Вторая проблема наркомана заключается в том, что он фиксируется на побочном эффекте, идентифицирует его как цель абсолютную, упуская и при этом главное. Представьте себе человека, который, копаясь на своем дачном участке, был бы ориентирован на получение пота, усталости, мозолей, а не урожая?

Человек здоровый, – умственно и психически, – убежден в том, что удовольствие это побочный эффект процесса, в результате которого достигается основная цель – выжить. Цель наркомана – получение побочного эффекта.

Изменить убеждение, означает, изменить поведение.
 

no pain no game

Авторитетная личность
Сообщения
976
Реакции
1.699
Не курю с
03.01.2018
Лет курения
17
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
III.

Убеждение – мысль в форме суждения, в котором с верой что-либо отрицается или утверждается. Любое убеждение всегда эмоционально окрашено, отражает систему ценностей индивида и возлежит на его личном опыте. Даже если этот опыт всего лишь некие умозрительные операции или – мысль внушенная. Убеждения возникают как результат преодоления проблемного состояния. Следовательно, для изменения убеждения необходимо заново пережить былую проблему, но так, чтобы мог появиться иной вывод. Простое же отрицание истинности какого бы то ни было убеждения, отрицает саму способность самостоятельно делать истинные выводы, опираясь на работу своих собственных рецепторов, а это равнозначно – смертному приговору.


Убеждения бывают, по крайней мере, четырех типов:




Убеждение о причине.


Причина – явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление, именуемое следствием. Идентифицировать наличие данного убеждения у клиента можно по связкам причинно-следственного характера: "Я курю потому что у меня привычка", "Я пью, потому что жизнь такая".

Убеждение о причине, это утверждение о том, что нечто вызывает нечто.


2. Убеждение о значении.


Значение – это информация, заключенная в слове (в факте, явлении), благодаря которой происходит отнесение слова (факта, явления) к той или иной системе, общности, массиву, классу. Значение – это то, чем тот или иной объект является для людей, находящихся в процессе совместной деятельности. Значение выделяет объект из мира объектов, делает его чем-то отличающимся от других.

Если вы курите, что это значит?

Это значит, что вы переживаете и к вам нужно начинать относиться снисходительно?

Если человек курит, то, очевидно, с помощью курения он хочет отнести себя к некоему классу людей. Значить – значит, относится к классу. Но здесь речь должна идти не об идентификации самого человека, а о его действии. Мы говорим о значении действий. Когда речь идет об идентификации самого человека, это и есть убеждение об идентичности.

Например, человек может утверждать: «я курю, значит, я безвольный человек». Это утверждение касается его курения, а не его, как человека и поэтому оно есть убеждение о значении. Если же человек говорит: «Я безвольный человек» – это убеждение об идентификации. Если: «я безвольный человек – значит я ничтожество» – это убеждение о значении, но не об идентификации.

3. Убеждение о смысле.


Смысл – это отношение человека к значению знака в свете актуальной потребности, выраженное в форме простого суждения – отрицания или утверждения чего-либо. Например, "Я курю, чтобы похудеть".

К этому роду убеждений мы может отнести такие высказывания:

"курение - успокаивает",

"курение - взбадривает".

Любое утверждение, под которым есть фраза "это дает мне это".


4. Убеждение об идентичности.


Идентичность – это тождественность одного объекта другому; субъективный эквивалент "Я".

В убеждении человека фиксируется проблема, которая может возникать на самых разных уровнях его функционирования. Убеждение рождается из проблемы для устранения проблемы.

С точки зрения НЛП, можно говорить о нижеследующих уровнях:



Внешнее окружение субъекта.

Поведение – процесс взаимодействия Я с внешним окружением.

Модель мира – представление человека о том, как и на каких принципах строится (должно строиться) внешнее окружение.

Способности – ресурс, достаточный для перехода замысла в реальность. (Что Я могу?).

Идентичность – представление о себе, выраженное в виде убеждений. (Кто есть Я ?).


Таким образом, когда человек испытывает какое-либо затруднение, какое-либо беспокойство, следует определить, на каком уровне оно возникло. Например, человек может испытывать трудности в отказе от табакокурения, и при этом он может считать, что курит


"потому что у него жизнь такая" (внешнее окружение),

"не пытался бросить курить" (поведение),

"потому что все курят" (модель),

"не могу – у меня нет силы воли" (способности),

"я безвольный человек" (идентичность).


Выше мы выдвинули гипотезу: убеждение образуется как результат преодоления проблемного состояния; убеждение формируется на основе знания о приятных переживаниях, которыми сопровождается определенное действие, знаниями о том, что, как и когда нужно делать для достижения цели и знаниями о ценности тех или иных алгоритмов и эмоциональных состояний. Всякое убеждение запускается напряжением для устранения напряжения возникшего. Исходя из этого: нейтрализовать старое убеждение можно либо путем создания нового, более эффективного, либо превратив старое убеждение в абсурд.





IV.


Обратившись к Ветхому Завету – Книге Бытия, мы узнаем, что проблемы у прачеловека появились с того самого момента, когда он решил жить своим умом – съел запретный плод с древа познания добра и зла, т.е. поступил по собственному произволу, а не по заповеданному. С тех самых пор и пребывает человек на земле, словно во мраке, не зная Истины и потому страдая. И только к зрелым годам – в лучшем случае – начинает он понимать, что жить-то надо по правилам, в соответствии с законами Природы… Ведь действительно, «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам». (А.Герцен). Все проблемы есть результат отклонения от естественного хода вещей, отклонение – результат человеческого произвола, обусловленного ошибочным мировоззрением.

Каждый из нас с момента своего рождения создает свою собственную модель мира, в котором предстоит провести целую жизнь. Однако, модель мы создаем, используя в качестве инструмента свое тело, а возможности тела – ограничены: мы не слышим ультразвук, не видим инфракрасное излучение, нам недоступны многие запахи… Мы воспринимаем только часть мира. Следовательно, наша модель мира, будучи неполной, неточна, а значит, неверна, ошибочна. Ошибки проявляются в сознании в виде суждений. Ошибочные, ограниченные моделью суждения, в которые мы верим, есть наши ошибочные убеждения, которые ограничивают нашу свободу, ибо наша свобода простирается лишь в рамках того мира, который доступен нам в виде наших о нем представлений. Принимая свое убеждение за верифицированную истину, мы отказываемся руководствоваться информацией иной. И тогда информационная неполнота, информационный перекос проявляется в виде отклоняющегося поведения. И мы получаем результаты, которых не желали. И мы начинаем понимать: ошибки - результат наших ошибочных убеждений. И тогда мы обращаемся к специалистам по убеждениям.


Работа по изменению убеждения начинается с его идентификации, а для этого необходимо, чтобы убеждение проявилось.

Из вышеизложенного материала следует, что убеждение – это условно-рефлекторная реакция на возникшее ощущение утраты состояния покоя. Именно ощущение выводит нас из состояния бездействия, безмыслия – запускает процесс размышления, заставляет думать, но думать только о тех предметах, которые способны помочь нам вновь обрести необходимую стабильность. Круг помыслов ограничен, содержание круга – не самого лучшего качества… И тогда возникает недовольство настоящим являющееся ничем иным, как совокупность убеждений.

Убеждения по поводу настоящего это и есть наши первые убеждения, имея которые мы истолковываем, интерпретируем явления мира строго определенным образом. Наши убеждения по поводу настоящего резко ограничивают наше представление об этом мире.

Недовольство может касаться

внешнего окружения субъекта,

процесса взаимодействия Я с внешним окружением,

представления человека о том, как и на каких принципах строится (должно строиться) внешнее окружение,

своими способностями,

представлением о себе самом.


Выяснив, собрав все эти жалобы клиента, являющиеся собранием его убеждений о настоящем, мы собираем информацию о том, что он хочет иметь вместо этого, т.е. собираем его убеждения о том, чего он, как он считает, достоин. Затем, собираем его убеждения, касающиеся того, что, с его точки зрения ему мешает перейти из настоящего в желаемое. И, наконец, собираем убеждения касательного того, что, с его точки зрения, ему нужно для того, чтобы перейти в желаемое состояние (какие ресурсы?).


Исходя из этих соображений мы и задаем клиенту ряд вопросов:


Что вас не устраивает в вашем настоящем состоянии?

Что вы хотите (цель)?

Что мешает вам перейти из сегодняшнего состояния в желаемое (помехи)?

Какие ресурсы вам нужны для того, чтобы перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?


Все ответы на все пункты это спектр убеждений человека.

Каждое убеждение имеет эмоциональную окраску, семантическое выражение и указание на ценностную ориентацию.


Иллюстративный пример:


1. Вопрос: «Что вас не устраивает в вашем настоящем?»

Ответ: «Мне не нравится, что я курю, потому что курение вредит здоровью».

Эмоция: отрицательная, как реакция на свои действия и на себя, как на курильщика,

Семантика: курение вредит здоровью, я плохой, если я курильщик.

Ценности: разрушать свое здоровье плохо, плохо быть курильщиком.

Зачем задавать 1-й вопрос:

осознание неприемлемого настоящего основа для отрицания этого настоящего;

через осознание нежелательного человек лучше начинает понимать то, что он хочет.



2-й Вопрос: «Что вы хотите вместо курения?»

Ответ: «Я хочу быть человеком, который ведет здоровый образ жизни».

Эмоция: положительная, как реакция на свои действия и на себя, как человека ведущего здоровый образ жизни.

Семантика: вести здоровый образ хорошо.

Ценности: быть здоровым – хорошо.

Зачем задавать 2-й вопрос:

понимание того, что человек хочет, мобилизует все его составляющие на достижение желаемого результата;

формулировка цели в соответствии с правилами «5 критериев» позволяет сосредоточиться на действительном, а не расплывчатом.


3-й Вопрос: «Что вам мешает перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?»

Ответ: «Тяга».

Эмоция: негативная, как реакция на свои действия.

Семантика: я вынужден подчиняться тяге.

Ценности: плохо быть зависимым, подчиненным.

Зачем задавать 3-й вопрос:

осознание помех делает возможным работу по их устранению.


4-й Вопрос: «Какие ресурсы вам нужны для того, чтобы перейти из сегодняшнего состояния в желаемое?».

Ответ: «Мне нужно безразличие к курению».

Эмоция: хорошо быть безразличным к курению.

Семантика: если я буду безразличен к курению, я смогу вести здоровый образ жизни.

Ценности: хорошо быть независимым от курения и вести здоровый образ жизни.

Зачем задавать 4-й вопрос:

определив ресурсы, клиент дает нам возможность работать с ним по инкорпорированию этих ресурсов в нужное место.


1.

Представляется очевидным, что наша задача выяснять не вообще все убеждения клиента, а лишь его главное убеждение, под воздействием которого осуществляется нежелательное поведение:


Что вам не нравится из того, что вы делаете? (Я курю).

Делая то, что вам не нравится, что хорошего вы хотите тем самым достичь? Для чего вы это делаете? Как вы оправдываете свое поведение? Каково назначение поведения, которое вы осуществляете? (Курю, потому что сигарета успокаивает).

Что вы хотели бы делать вместо того, что делаете? (Я хотел бы не курить. Если буду думать, что сигарета возбуждает, то для успокоения курить не буду. Если для успокоения найду безкурительный вариант, буду использовать его).


2. Отделение средства от цели

Установив убеждение клиента в виде умозаключения («Курю, потому что сигарета успокаивает»), необходимо абстрагироваться от конкретного случая, чтобы подняться на один уровень выше. И тогда получается следующее: «(1.) Курить надо, потому что (2.) надо быть спокойным».

Эти две фразы соотносятся друг с другом как цель и средство. В качестве цели (и «основного» убеждения) в данном случае выступает – «быть спокойным», достижения которой ради человек использует средство – «курить». Это важно различать, т.к. «быть спокойным» может иметь генетическую связь с референтной группой, в то время как «курить» может являться полнейшей отсебятиной.

(Данная поведенческая стратегия, очевидно, исходит из детского понимания: хвалят за результат, а не за процесс достижения результата).

Подобная процедура позволит человеку почувствовать, что наша работа не представляет угрозы его базовым ценностям, поскольку мы разделяя его ценности, отвергаем как малоэффективный способ их утверждения.


3.

Установив в убеждении клиента части, необходимо выявить между ними противоречие, доведя тем самым их сосуществование до логического абсурда.

При этом мы исходим из того, что курение

позволяет достичь состояния покоя,

является процессом, который приятен,

является процессом, убирающим неприятные ощущения,

будучи процессом, разрушающим здоровье, – состояние удовлетворения, – приводит к беспокойству,

будучи процессом, разрушающим здоровье, – условие получения удовольствий (легкое дыхание, независимость от привычки, приятный цвет лица, хорошая память, работоспособность, выносливость и т.д. – перечень, полученный со слов клиента), – лишает курильщика удовольствий, получаемых благодаря здоровью.


Для доведения курения до абсурда необходимо:


Установить те результаты, которые курильщик ожидает достичь посредством курения. Составить весь список за весь день по каждой сигарете. Полный анализ.

Выявить, какие ощущения от воздействующего дыма и ритуала (раздельно) курильщик интерпретирует как приятные.

Составить список факторов, побуждающие клиента прекратить курение (болезни, трата денег, расстройства, сам факт, что он является курильщиком, перспектива стать больным и т.п.), и дать прочувствовать беспокойство по поводу каждого ущерба.

Составленный список факторов, вместе с тем, позволяет определить и ценности, которыми он руководствуется. Так, утверждение, что курение может привести к раку, указывает на здоровье, как на нечто значимое для человека. Отсюда, мы имеем два полюса: курение – процесс разрушения себя, и здоровье, как способ получения удовольствий. Каких? Именно это и нужно выяснить: что хочет человек получать, имея здоровье? Составить список тех удовольствий, которые получает человек некурящий. Дать прочувствовать удовольствие от обладания этими удовольствиями.



Примерный план работы с конгнитивным блоком


I.

Когда сегодня была первая сигарета? (Время, чем занимались за минуту до появления желания закурить).

Какие у вас были ощущения за минуту до появления желания закурить?

С какой целью вы начали поглощать сигаретный дым?



II.

При курении, какие приятные ощущения вызвал у вас воздействующий на вас сигаретный дым?

При курении, какие приятные ощущения вызвал у вас сам ритуал поглощения сигаретного дыма?



III.

Какие факторы – побуждают вас принять решение отказаться от курения?

плохое здоровье,

плохое самочувствие,

эстетическая непривлекательность,

затруднение с финансами,



Представьте себе, что вы… (больны, одиноки, беспомощны пр.)



IV.

Составленный вами список факторов, вместе с тем, позволяет определить и ценности, которыми вы руководствуетесь. Так, утверждение, что курение может привести к раку, указывает на здоровье, как на нечто значимое для вас. (Здоровье в данном случае мы понимаем так же, как оно понимается в преамбуле Устава ВОЗ: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»). Попробуйте определить, какая именно ценность стоит за вашим утверждением: «Нужно бросать курить, потому что из-за курения у меня плохая память»? (Ценность – хорошая память).




Отсюда, мы имеем два полюса: 1. курение – процесс разрушения здоровья, получения нежелательных последствий, и 2. некурение – процесс сохранения здоровья, условие получения неких значимых для вас характеристик. Каких? Давайте попробуем это выяснить: что вы хотите получать, имея здоровье? (Некурение сегодня, таким образом, будучи связанным с днем завтрашним, обретает смысл).




Представьте себе, что вы… (здоровы, жизнерадостны, у вас прекрасный цвет лица, отменная память и пр.).



Примерный план работы с ценностным блоком


Можно ли сказать, что все вами делаемое делалось для того, чтобы ощутить удовлетворение?

Можно ли думать, что и ваши родители также все, что они делали, делали для достижения удовлетворения?

Следовательно, состояние удовлетворения является целью и для вас, и для ваших родителей, не так ли?

А как ваши родители относились к тому, чтобы достигать это состояние, состояние удовлетворения посредством курения, т.е. отравления нервной системы?

Одобрили бы ваши родители то, что вы отравляете себя табаком для того, чтобы достичь состояния удовлетворения?



Примерный план работы с эмоциональным блоком


Курильщик отказывается от удовольствия курить, потому что начинает превалировать степень неудовольствия от его последствий. В этой связи:

Какие приятные ощущения, состояния у вас вызывал процесс курения?

Каким образом сигаретный дым создает эти состояния, ощущения?

К каким отдаленным последствиям приведет этот способ получения приятных ощущений, состояний?


Примерный план работы по созданию новых убеждений


Образование убеждения начинается с негативного переживания, которое есть сигнал, запускающий поисковую активность индивида, осуществляемую, прежде всего, в генетически заданном пространстве среди генетически определенных объектов. Получив в этот момент информацию от референтного окружения о том, что может снять негативное переживание, человек переживает ее как эмоцию положительную. Если же нет этого негативного переживания, то человек вообще оказывается не способным что-либо воспринимать. Без эмоции нет восприятия.

Таким образом, запись убеждения начинается с эмоционального состояния, которое находит в окружающем мире, разумеется, среди авторитетных источников, достойный пример для подражания.


В свете вышесказанного:


Создание новой установки


Вспомните, когда, где и как вы переживали затруднение.

Представьте авторитетного человека, который испытывает такое же затруднение.

Представьте, что он устраняет это затруднение посредством пития сока.

Сделайте все это 15 раз.

Представьте себя, испытывающим затруднение и делающим то, что делал авторитетный человек.

Сделайте это 15 раз. После каждого раза включать якорь положительной эмоции, который необходимо создать заблаговременно.


Изменения возможны! И мы в это верим!


Осень 2001 г. Е.Батраков
 

ole-tka

Наблюдатель
Сообщения
42
Реакции
38
Не курю с
06.12.2013
Лет курения
16
Метод
Сила Воли
Дневник
Читать »»
Привет Женя, как твои успехи? как здоровье?
 

Nuta

Самозабаненные
Сообщения
20.621
Реакции
78.503
Не курю с
26.11.2012
Жека, я пришла проверить: ты исполнил мое желание?
 

no pain no game

Авторитетная личность
Сообщения
976
Реакции
1.699
Не курю с
03.01.2018
Лет курения
17
Метод
Авторский
Дневник
Читать »»
Не курю уже больше года. Хочу подвести итоги. Бросить можно: нет ничего проще. Это сейчас понимаю.
Не курить: Здорово! Зачем курил так долго? Жаль, но лучше позно.
Не сорваться: Теперь знаю, что на этом сроке сорваться можно только сознательно по собственному желанию. А так чтоб накатило и захотелось, с полугода забыл про накаты...
Отношение к сигаретам и курильщикам: при мне можно курить и мне все равно, но нет ничего забавнее наблюдать за курящим...гы.. нарк епта... надо же уметь с таким гламурным видом заниматься такой ерундой.
Пожелание в будущие: К черту полумеры. Запретить продажу и распространение. Убрать пропаганду. Уверен реально на 100%.
Напутствие бросающим: Мужчинам:---в конце концов именно осознание того что я мужик и если я хочу и должен, значит я могу сделать все что угодно и даже посложнее чем перестать совать себе в рот всякую шнягу, сделало свое дело.
Стать свободным это не просто слова. Это стоит много.

 

Vadim88

Гордость форума
Сообщения
2.165
Реакции
2.855
Не курю уже больше года. Хочу подвести итоги. Бросить можно: нет ничего проще. Это сейчас понимаю.
Не курить: Здорово! Зачем курил так долго? Жаль, но лучше позно.
Не сорваться: Теперь знаю, что на этом сроке сорваться можно только сознательно по собственному желанию. А так чтоб накатило и захотелось, с полугода забыл про накаты...
Отношение к сигаретам и курильщикам: при мне можно курить и мне все равно, но нет ничего забавнее наблюдать за курящим...гы.. нарк епта... надо же уметь с таким гламурным видом заниматься такой ерундой.
Пожелание в будущие: К черту полумеры. Запретить продажу и распространение. Убрать пропаганду. Уверен реально на 100%.
Напутствие бросающим: Мужчинам:---в конце концов именно осознание того что я мужик и если я хочу и должен, значит я могу сделать все что угодно и даже посложнее чем перестать совать себе в рот всякую шнягу, сделало свое дело.
Стать свободным это не просто слова. Это стоит много.
Хотелось уточнить,удалось ли за это время справившись с вредными привычками,выйти на новый качественный уровень жизни?
 

В теме: (Пользователей: 0, Гостей: 1)

Назад
Сверху Снизу