Как фокусироваться ночью
Одна из самых трудных задач при съемке ночью – получить фотографию с резким фокусом. Причина очень проста и в ней нет ничего удивительного. Камерам намного труднее «видеть», если на улице темно, прямо как и нам. В зависимости от того, насколько мало света и отдалены источники освещения, использование функции автофокуса может сильно затрудниться или стать вообще невозможным. Однако, есть способы преодолеть трудности и получить фантастические ночные фотографии.
Фокусироваться ночью на самом деле не так сложно, как может показаться. Нужно лишь немного практики, чтобы отточить и усовершенствовать техники съемки. Следующие приемы весьма эффективны в зависимости от ситуации.
Далее, мы обсудим их подробнее:
- Воспользоваться автофокусом, чтобы сфокусироваться на отдаленном объекте в дневное время, затем отключить его и зафиксировать фокусное кольцо до начала ночной съемки.
- Воспользоваться автофокусом, сфокусировавшись на луне или свете горизонта, затем выключить его в камере или объективе.
- Подсветить объект фонариком, чтобы автофокус мог сработать.
- Расположить фонарик на определенном расстоянии и сфокусироваться на нем.
- Выключить автофокус и работать вручную.
Что такое фокусировка на бесконечности?
Важно отметить, что советы в статье по большому счету направлены на ночную съемку, для которой требуется фокусировка на бесконечности. Сюда относятся фотографии Млечного пути, звезд, луны или других отдаленных астрономических объектов. Глубина резкости здесь не играет роли, вместо нее намного важнее убедиться, что те самые отдаленные объекты четкие. Именно это и называется фокусировкой бесконечности, когда всё, что находится в кадре, одинаково резкое. Поиск точки бесконечности происходит немного по-разному в зависимости от объектива. У некоторых моделей есть шкала и даже соответствующий значок (∞). Но проблема в том, что фокусное кольцо многих объективов не останавливается на отметке бесконечности. Более того, зачастую точка фокуса на бесконечности находится не прямо на отметке, а немного не доходя до нее.
Фокусировка на бесконечности и гиперфокальное расстояние
Обсуждение этой темы быстро может скатиться в глубокую, темную пучину. Простыми словами, гиперфокальное расстояние – это ближайшее расстояние, на котором объектив может сфокусироваться, сохраняя объекты на бесконечности «приемлемо резкими». Это важно для пейзажной съемки, особенно когда на переднем плане есть объект, расположенный достаточно близко к камере. В такой ситуации мы обычно хотим, чтобы все начиная от переднего плана до заднего (бесконечности), было резким. Эта дистанция варьируется в зависимости от фокусного расстояния, диафрагмы, отдаленности объекта и даже размера сенсора.
Проблема при работе с гиперфокальным расстоянием в том, что иногда фон не настолько резкий, как положено (или как нам хочется). Фокусировка на бесконечности поможет заполучить эту резкость. Если вы фотографируете что-то очень отдаленное и глубина резкости не имеет значения, фокусируйтесь на бесконечности.
Полнолуние позволило с легкостью сфокусироваться на этом пейзаже. Фото: Rusty Parkhurst.
Где находится бесконечность?
Хорошо, мы установили, что точка фокусировки на бесконечности у многих объективов расположена не на соответствующей отметке. Чтобы еще больше вас запутать, я скажу, что большинство китовых и недорогих объективов даже не обладают шкалой фокусировки или отметкой “∞”. Как тогда найти эту самую точку бесконечности? По аналогии с большинством других вещей в фотосъемке, станет намного проще, если вы близко знакомы со своим оборудованием. Узнайте, как каждый из объективов работает с имеющейся тушкой. Снимая в дневное время, используйте автофокус, чтобы сфокусироваться на очень отдаленном предмете, после чего обратите внимание на отметку шкалы фокусировки (если у объектива она есть). Она должна находиться близко к бесконечности.
При работе с объективами без шкалы (и значка бесконечности) переключитесь в режим Live View, зуммируйте как можно больше и вручную сфокусируйтесь. Если сфокусироваться на чем-то очень отдаленном, объектив должен установиться на бесконечность. К сожалению, если у вашего объектива нет шкалы фокусировки и фокусное кольцо крутится без остановки, это не поможет понять, где находится точка бесконечности, чтобы выбрать ее позже. Однако, будет все равно полезно попрактиковаться для случаев, когда автофокус не срабатывает.
Это было очень темное место. Однако, немного освещения на кактусах в нижней левой части позволило воспользоваться автофокусом. Они были достаточно далеко, поэтому я мог не волноваться о глубине резкости. Фото: Rusty Parkhurst.
Как сфокусироваться ночью
Теперь, когда мы разобрались с техническими подробностями, давайте сфокусируемся (осторожно, игра слов!) на том, как фокусироваться в темное время суток. Помните, этот метод будет хорошо работать для резкости отдаленных объектов. Теперь давайте детальнее посмотрим на некоторые конкретные техники.
Воспользоваться автофокусом днем, затем отключить его и зафиксировать фокусное кольцо
Этот метод довольно прост, но требует определенную долю терпения. Основная идея заключается в том, чтобы применить автофокус для отдаленного предмета, когда еще есть достаточно много света. Это может быть что угодно, от дерева до горизонта, от горы до отдаленного здания. Когда это сделаете, объектив сфокусируется на бесконечности. Теперь нужно зафиксировать фокусное кольцо в таком положении до наступления темноты. Простой способ – приклеить кусочек
изоленты на объектив, избежав смещения фокусного кольца. Будьте осторожны, чтобы не задеть его во время приклеивания ленты. Лучше всего проводить операцию с камерой, установленной на штативе. Так ваши руки будут свободны. Все равно после заката вам понадобится штатив. Также не забудьте перевести камеру в режим ручной фокусировки, чтобы она не начала заново искать фокусную точку.
Фокусировка на отдаленном источнике света
Этот метод работает даже в темноте. Если на небе есть луна, выбор очевиден. Сфокусируйтесь на ней, переведите объектив в режим ручной фокусировки, и вы готовы делать резкие снимки других отдаленных предметов. Просто убедитесь, что не задели фокусное кольцо. Здесь опять может прийти на помощь изолента.
Если вы фотографируете Млечный путь, желательно, чтобы луны не было видно (или это было новолуние). В таком случае поищите на горизонте отдаленную лампу в окне дома или во дворе, сфокусировавшись на ней. Если свет достаточно яркий и крупный, у камеры не возникнет трудностей. Затем, опять же, переключите камеру в ручной режим фокусировки и приклейте кусочек изоленты, чтобы не задеть фокусное кольцо.
Используйте собственный источник света
При съемке ночью вам может потребоваться фонарик или, желательно, налобный фонарь. Он не только поможет увидеть, куда вы идете и как расставлять оборудование, но также станет неплохим инструментом для фокусировки. Есть пара способов это сделать. Если свет достаточно яркий, его можно направить на отдаленный предмет, сфокусировавшись на нем. Однако, если фонарик недостаточно освещает местность просто положите его на землю в кадре, направив на землю или камень.
Используйте ручную фокусировку
Если все попытки использовать автофокус тщетны или вы просто хотите очень тонко регулировать фокусирование, сделайте это вручную. Выключите функцию автофокуса и крутите фокусное кольцо на объективе. Хороший способ – использовать режим Live View и зуммировать к фокусной точке на LCD-экране. Фокусируясь на точке источника света, зуммируйте как можно сильнее и медленно поворачивайте фокусное кольцо. Объектив сфокусировался, когда точка света на экране выглядит крошечной. В конце поместите кусочек изоленты, чтобы зафиксировать положение кольца объектива.
Некоторые камеры намного лучше справляются с фокусированием в условиях плохой освещенности. Но почти каждая камера сможет сфокусироваться на городских огнях, как в этом снимке. Автор: Rusty Parkhurst.
Не бойтесь темноты
Нет ничего страшного в том, чтобы фотографировать после захода солнца. У ночной съемки несомненно есть свои уникальные трудности, но это – отличный способ научиться лучше разбираться с настройками экспозиции. Фокусировка в ночное время – также непростая задача, но с небольшим количеством усилий и долей практики вы быстро научитесь делать резкие фотографии.
Руководство по съёмке фейерверков
Эгегей! Ведь у нас новый год
![Wink ;) ;)](/styles/smilies/wink.png)
Это руководство, состоящее из десяти шагов, поможет запечатлеть восхитительные вспышки салютов!
Фейерверки с Envato Elements
1. Оборудование
Самый полезный предмет для съемки фейерверков (помимо самой камеры) – это штатив. Без него очень сложно сделать резкие фотографии с длинной выдержкой, которая критически необходима.
Если есть возможность, используйте внешнюю кнопку спуска затвора во избежание тряски или давления на камеру. Иногда вам может пригодиться фонарик; в противном случае придется на ощупь пытаться поменять настройки камеры!
2. Выберите удачную позицию
Чистый, свободный вид создает заметную разницу между обычной фотографией и съемкой чего-то драматического и потрясающего. Поищите возвышенности: крыша или высокий склон станет отличной точкой обзора. Если есть возможность, пройдитесь по месту в дневное время, отметив для себя удобные позиции. Убедитесь, что вам не будут мешать деревья, здания или провода.
Напротив, можете попробовать заснять некоторые детали. Есть ли вокруг какие-либо достопримечательности, например, известные здания или постройки, которые могли бы помочь в обрамлении и улучшении снимка? Помните, что почти всё, что находится на переднем плане будет иметь только силуэт без деталей.
Креативно используйте воду, отражающую происходящее в небе (это может создать прекрасный результат). Убедитесь, что выбрали правильное положение на достаточно расстоянии, чтобы захватить и воду, и небо!
Фейерверки у моря. Автор: fotographiche / Envato Elements.
3. Не забывайте про ветер
Есть один важный аспект съемки салютов, который наверняка может повлиять на шансы получить хорошую фотографию: дым. Все фейерверки оставляют после себя дым и, в зависимости от погодных условий, это могут быть огромные клубы густого тумана, висящего в воздухе. Постарайтесь стать против ветра относительно места запуска, чтобы появляющийся дым не преграждал ваш обзор!
4. Подготовьтесь
Настройки камеры для съемки фейерверков не должны быть очень сложными, есть только несколько основных вещей, о которых стоит помнить, чтобы получить максимум от своей камеры. Во-первых, не используйте вспышку, она осветит все объекты на переднем плане и отвлечет от самих фейерверков.
Несмотря на то, что вы снимаете ночью, не повышайте ISO. Это позволит сохранить высокое качество картинки, но заставит использовать более долгую выдержку. Не волнуйтесь, вы снимаете вспышки света, поэтому вам все равно не понадобится высокая чувствительность сенсора.
Установите диафрагму в диапазоне от f/8 до f/16 или выберите максимальное значение, доступное для вашего
объектива. Если камера не позволяет этого делать, попробуйте активировать режим съемки фейерверков.
5. Экспериментируйте с выдержкой
Ключ к успешной фотографии фейерверков – найти правильную выдержку. Вам нужно запечатлеть свет, его следы и вспышку. Несмотря на то, что наши глаза видят происходящее очень быстро, большинству камер трудно захватить все это почти в полной темноте с выдержкой менее секунды. Поэтому вам понадобится выдержка от 1 до 15 секунд. Правильное значение во многом зависит от условий: нужно быстро экспериментировать, чтобы получить правильные настройки.
Выдержка от руки
Еще один вариант, доступный на многих камерах – режим Bulb (B), позволяющий держать затвор открытым сколько угодно времени. Нажмите кнопку, как только начнется фейерверк и отпустите, когда он начнет гаснуть. На деле это работает очень хорошо.
6. Создайте правильную композицию
Композиция невероятно важна при съемке фейерверков. Я ранее упоминал о том, что можно включить в кадр какие-нибудь достопримечательности, но для начала лучше всего сфокусироваться на том, чтобы вспышки фейерверков были в центре. Широкоугольный объектив (20-28мм) – пожалуй, лучший вариант.
Учитывайте место, откуда будет запускаться салют. В какой части неба он будет находиться? Высота может варьироваться, но не нужно водить камерой по всему небу, пытаясь предугадать, где именно произойдет вспышка.
Фейерверки в честь Дня независимости США в Бостоне. Автор: edan3 / Envato Elements
7. Фокус
Для съемки фейерверков я рекомендую использовать ручной фокус. Установите объектив на бесконечность или гиперфокальное расстояние, чтобы получить
максимальную глубину резкости вашей фотографии.
Если у вас нет ручных настроек, тогда установка Пейзаж (Landscape) – ваш друг. Используйте первую вспышку, чтобы сфокусировать объектив, а затем соответствующим образом корректируйте фокус.
8. «Серийная съемка»
Можно также заснять один или несколько фейерверков на одном снимке. Для простой фотографии нужно, чтобы затвор был открыт на время одной снимаемой вспышки. Если же вы хотите запечатлеть несколько вспышек на одной фотографии, держите затвор открытым пока не пройдет несколько фейерверков. Делать это проще в режиме Bulb (если в вашей камере такой имеется).
Трюк, которым пользуются многие фотографы для съемки нескольких салютов на одной фотографии – закрывать объектив плотной черной бумагой между вспышками. Это сокращает количество нежелательного света, попадающего на сенсор.
9. Оставьте немного пространства на десерт
Важно помнить, что самые лучшие фейерверки всегда запускают в конце, поэтому обеспечьте достаточно места на карте памяти, чтобы не оказаться в неприятном положении посреди съемки. Часто нельзя сказать, когда закончатся фейерверки, поэтому просто продолжайте фотографировать. Всегда можно удалить плохие фотографии, но вряд ли вам захочется упустить финал!
10. Будьте креативны!
Съемка фейерверков – не самая проста задача, но при правильном подходе она может наградить отличными фотографиями. Старая пословица «навык мастера ставит» здесь абсолютно подходит: чем больше вы этим занимаетесь, тем больше понимаете о том, какие нужны настройки и как получить хороший снимок. Когда освоите основы, можете подумать об экспериментах с более длинной выдержкой и включении в кадр строений, людей, отражений и пейзажей для создания своих потрясающих снимков фейерверков.