В книге «Религия стройности» теолог Michelle Lelwica называет диетическое поведение современной формой религии, удовлетворяющей интенсивный духовный голод современного человека, и приводит аргументы в пользу этого утверждения.
Диетическое поведение
✓ основывается на серии мифов (большинство из которых уже опровергнуты современной наукой) о «пользе» стройности;
✓ строится на серии ритуалов, организующих и структурирующих жизнь современной женщины (что есть, во сколько есть, как это приготовить, где купить и т. д.);
✓ формирует нравственный кодекс, согласно которому нужно есть и жить (чтобы быть «хорошим», достаточно есть правильно и подвергать свое тело физическим тренировкам оговоренного рода);
✓ укрепляет изнутри женское сообщество и тесные социальные связи между женщинами (группы в социальных сетях, посвященные диетическому поведению – самые многочисленные и самые сплоченные, участницы соревнуются, поддерживают друг друга, делятся переживаниями – это работает как большая стихийная психологическая группа поддержки).
Tribole и Reisch описывают диетический процесс как непрерывный «танец» на качелях между депривацией (лишением) и чувством вины. В самом начале диеты, когда удерживаться от запрещенного еще относительно легко, уровень депривации непрерывно возрастает – зато переживание вины остается относительно низким. Именно за счет этого формируется первичный психологический эффект диеты, комфортное ощущение «у меня все под контролем». Человек ощущает себя «хорошим» – ведь он не ест «плохой» еды и ведет себя «правильно». Постепенно уровень депривации повышается – удерживаться становится все труднее, и мы пробуем запрещенную еду. Ощущение себя «плохим» и чувство вины начинают возрастать, возникает эффект «какого черта», приводящий к перееданию. Депривация и чувство вины уравниваются. День ото дня вы чувствуете себя все хуже из-за нарушенных диетических правил, чувство вины постоянно возрастает, зато депривация находится на самом низком уровне – ведь вы едите все те запрещенные продукты, которых вам так хочется. Колебания этих качелей – постоянные переходы от диеты к приступу переедания и наоборот.
Единственный способ разорвать этот порочный круг – дать себе безусловное разрешение есть все, что угодно. Все, что угодно и без обязательств («отработаю завтра в спортзале», «в понедельник – разгрузочный день»). Несмотря на то, что эта идея кажется пугающей практически любому представителю современной культуры, в которой за питанием нужно обязательно «следить», это – единственный способ избавиться от приступов переедания насовсем.
Итак, мы перестаем «следить» за питанием – потому что мы ни в чем его не подозреваем.