Изменение содержания личности прежде всего касается нравственных представлений и интересов. Общим выводом является признание что нравственные чувства — честность, привязанность, любовь, чувство благодарности, чувство долга — имеют для алкоголика, весьма относительное значение, скорее вербального характера, не определяющего его поведение. Этические нормы для больных не играют, роли: они неряшливы, небрежны в одежде, зачастую просто грязны и оборваны. Поведение их крайне разнузданно, цинично и бестактно, без понимания приличий. Они лживы и беззастенчивы, могут красть и мошенничать, правда без изобретательности и крайне примитивно. Человеческие отношения теряют смысл и ценность. Исчезает уважение к авторитетам и человеческой личности. ...Без твердых убеждений и взглядов на жизнь, пренебрегающие своими обязанностями, не имеющими для них никакого значения, они не способны к систематическим и последовательным действиям, труду. Они лишены чувства, ответственности за свои поступки, работа для них — способ добывания денег на водку, причем один из обременительнейших. Они не задумываются над тем, что важно и нужно делать, крайне беззаботны и легкомысленны. «Стираются все границы между существующим и кажущимся, между серьезным и шуткой..., отсюда редко отсутствующий юмор пьяниц»,— пишет Влассак (23). Нам кажется, что юмор алкоголиков определяется в значительной степени и их интеллектуальным снижением. Принято считать, что остроумие — удачное совмещение несовместимых понятий. Больные алкоголизмом, теряя способность к тонкодифференцированному осмышлению, зачастую не воспринимают грани, градации явлений, совмещая несовместимое. В сочетании с приподнятостью настроения, беззаботностью, легкомысленной манерой поведения на окружающих это производит впечатление юмора. Снижение интеллекта определяет и плоский характер этих шуток. Предметом «остроумия» являются зачастую именно те обстоятельства, которые должны быть предметом
сострадания (увечья, несчастья), обыгрываются или же штампованные афоризмы и метафоры, или же темы, которые не принято затрагивать в обществе. Остроты, как правило, неуместны, однообразны и многократно повторяются со стереотипными интонациями и такой же мимикой. Гордость, чувство собственного достоинства — все это видоизменяется до неузнаваемости, превращаясь в бахвальство. Интеллект прогрессивно снижается, теряется способность к труду творческому. Ранее эрудированные, интеллектуальные люди теперь поражают в беседе примитивностью своих интересов, бессодержательностью и шаблонностью своих реплик.
Особо следует остановиться на интересах наших больных. Вначале интересы, оставаясь в прежнем объеме, как и до болезни, меняют свое качество и интенсивность. Легкая утомляемость, истощаемость приводят к тому, что интересы становятся менее действенными, больной уже почти не способен прилагать необходимых усилий для их удовлетворения. То, что раньше увлекало, занимало, теперь все чаще откладывается в сторону. Прежние интересы теперь уже не в такой степени определяют жизнь. Они становятся менее глубокими, менее устойчивыми, суживаются, в то время как область «неинтересного» постепенно расширяется, пока не оставляет только узкого круга, заключающего в себе лишь пьянство и проблемы повседневной жизни.
Все эти свойства даны нами в заостренной, подчеркнутой форме. Их развитие происходит постепенно, с различной быстротой у отдельных больных.