Тихий, спокойный вечер погрузил меня в воспоминания о юности, о самых лучших студенческих годах, о любимом городе Саратове, который я бесконечно люблю, о моем университете - СГУ им.Чернышевского, в котором я училась, о сокурсниках, о неповторимой атмосфере города, которую трудно передать - ее надо чувствовать, ощущать, растворяться в ней и любить сам город, его улицы, улочки, переулки.. Его кафе и кофейни, а также тетры, выставки, музеи... Сложно перечислять, город надо чувствовать. Сердцем. И душой. Я - чувствую. Он - мой...
Ностальгия увела меня на сайт города, и каково было мое удивление, радость и восторг, что буквально месяц назад в Радищевском музее Саратова проходила выставка картин Марка Шагала, которыми я давно и безнадежна покорена...
???
Кроме графики Шагал создал свой собственный, уникальный стиль живописи. Вот небольшой отрывок из статьи о творчестве Шагала, который мне понравился:
???
«Над городом» Марка Шагала. О самой счастливой картине.
Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.
Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском.
Шагал изобразил самое приятное чувство на свете.
Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг.
Когда просто летишь от счастья.
Предыстория картины
Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.
Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.
Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.
Вот это счастье и написал Шагал.
Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.
Главные герои картины
С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.
Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.
А душам смотреть друг на друга не обязательно.
Им главное чувствовать единение.
Вот мы его и видим.
У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.
Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере.
Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.
А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.
Пара хорошо выделяется на фоне такого неба.
И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.
Образ города
Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск.
Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.
Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.
Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.
Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.
Почему коза зелёная
Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».
Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.
Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.
На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Например, в работе “Зеленый скрипач”. Так что зелёная коза – это не предел.
Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная.
У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».
И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.
Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция.
Почему так много заборов
Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.
В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.
Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.
Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.
И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.
Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?
Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.
И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.
Почему Шагал так неповторим
Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.
Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.
И у него действительно получалось быть счастливым.
Везунчик, скажут многие.
Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении.
Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.
Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).
Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США.
Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».
***
Он стар
И похож на свое одиночество.
Ему рассуждать о погоде не хочется.
Он сразу – с вопроса:
- А Вы не из Витебска?.. –
Пиджак старомодный на лацканах вытерся…
- Нет, я не из Витебска… -
Долгая пауза.
А после – слова монотонно и пасмурно:
- Тружусь и хвораю…
В Венеции - выставка…
Так Вы не из Витебска?..
- Нет, не из Витебска… -
Он в сторону смотрит.
Не слышит, не слышит.
Какой-то нездешней далекостью дышит.
Пытаясь до детства
Дотронуться бережно…
И нету ни Канн, ни Лазурного Берега,
Ни нынешней славы…
Светло и растерянно
Он тянется к Витебску, словно растение.
Тот Витебск его – пропыленный и жаркий –
Приколот к земле каланчою пожарной.
Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки.
Там зреют
Особенно крупные яблоки,
И сонный извозчик по площади катит…
- А Вы не из Витебска?.. –
Он замолкает.
И вдруг произносит, как самое-самое,
Названия улиц:
«Смоленская»,
«Замковая».
Как Волгою, хвастает Витьбой-рекою
И машет
По-детски прозрачной рукою…
- Так Вы не из Витебска… -
Надо прощаться.
Прощаться.
Скорее домой возвращаться…
Деревья стоят
Вдоль дороги навытяжку.
Темнеет…
И жалко,
Что я не из Витебска.
***
Васильки Шагала.
Лик ваш серебряный, как алебарда.
Жесты легки.
В вашей гостинице аляповатой
в банке спрессованы васильки.
Милый, вот что вы действительно любите!
С Витебска ими раним и любим.
Дикорастущие сорные тюбики
с дьявольски
выдавленным
голубым!
Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!
Это росло у Бориса и Глеба,
в хохоте нэпа и чебурек.
Во поле хлеба — чуточку неба.
Небом единым жив человек.
Их витражей голубые зазубрины —
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.
В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте, идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
Небом единым жив человек.
Как занесло васильковое семя
на Елисейские, на поля?
Как заплетали венок Вы на темя
Гранд Опера, Гранд Опера!
В век ширпотреба нет его, неба.
Доля художников хуже калек.
Давать им сребреники нелепо —
небом единым жив человек.
Ваши холсты из фашистского бреда
от изуверов свершали побег.
Свернуто в трубку запретное небо,
но только небом жив человек.
Не протрубили трубы господни
над катастрофою мировой —
в трубочку свернутые полотна
воют архангельскою трубой!
Кто целовал твое поле, Россия,
пока не выступят васильки?
Твои сорняки всемирно красивы,
хоть экспортируй их, сорняки.
С поезда выйдешь — как окликают!
По полю дрожь.
Поле пришпорено васильками,
как ни уходишь — все не уйдешь...
Выйдешь ли вечером — будто захварываешь,
во поле углические зрачки.
Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,
все васильки, все васильки...
Не Иегова, не Иисусе,
ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.
А. Вознесенский