...Соотношение вознаграждения CEO и средней зарплаты работников в 2011 году составило 320/1, в то время как в 1980 году было лишь 42/1. За 30 лет вознаграждение CEO в денежном выражении выросло почти в 16 раз по сравнению с вознаграждением среднестатистического сотрудника, которое едва ли удвоилось. В реальном денежном выражении на 1980 год вознаграждение CEO росло на 6,5 % в год, а за указанный период в реальном выражении выросло более чем на 560 %. Для сравнения, вознаграждение среднестатистического сотрудника росло только на 0,7 % в год, что в совокупности привело к незначительному улучшению стандарта жизни американской семьи. (Совокупный рост в течение 30 лет составил лишь 14 % с учетом капитализации.) Я нахожу такие изменения шокирующими и буквально необъяснимыми.
Сегодняшнее соотношение объясняется тем, что CEO «создавали благосостояние» для своих акционеров. Но сопоставима ли стоимость компании, фактически создаваемая исполнительным руководством, с таким огромным ростом вознаграждения? Естественно, среднестатистический CEO такой стоимости не создает. За последние 24 года компании прогнозировали ежегодный рост прибыли в среднем на 11,5 %. Но фактически продемонстрированные ими показатели роста составили 6 % в год – то есть только половину от запланированного. Это даже меньше, чем номинальный темп роста экономики (6,2 %). В реальном выражении прибыль компаний росла лишь на 2,9 % в год по сравнению с темпом роста национальной экономики, который составлял 3,1 % (что выражается показателями ВВП). Как такое удручающее отставание могло стать причиной выплаты CEO вознаграждения в 9,8 млн долларов в 2004 году или 11,4 млн долларов в 2010 году – это одна из аномалий нашей эпохи.
Большая часть вознаграждения исполнительного руководства корпораций и их благосостояния объясняется опционами на акции, которые можно описать так: «Если выпадет орел, я выигрываю, а если решка – ты проигрываешь»...