Все люди разные физиологически и психологически. Интенсивность никотиновой зависимости у всех отличается. Люди, которым бросить курить легко, существуют — другой вопрос, что они зря пытаются ожидать, что и у всех остальных это должно получаться так же легко.
Глобально в никотиновой зависимости есть два аспекта. Во-первых, чистая физиология. Никотин действует на ацетилхолиновые рецепторы головного мозга, и делает это эффективнее, чем родной ацетилхолин. Это приводит к активации системы вознаграждения, то есть к повышению счастья и сосредоточенности. К сожалению, в ответ на регулярное поступление никотина рецепторы становятся еще менее чувствительными к ацетилхолину, и быстро выясняется, что поддерживать сколько-нибудь нормальный уровень счастья и сосредоточенности без никотина уже невозможно. Хорошая новость в том, что нормальная работа рецепторов восстанавливается примерно через три недели полного воздержания. Плохая — в том, что пережить эти три недели мало кому удается, потому что это слишком сильные страдания со слишком простым и доступным избавлением от них. На чистой силе воли бросают курить около 5% попытавшихся. С лекарствами, в частности такими, которые связываются с ацетилхолиновыми рецепторами вместо никотина, притупляя страдания и вызывая при курении эффект передозировки, процент успеха выше, но все равно не более трети по самым оптимистичным исследованиям.
Во-вторых, около 70% тех, кто избавился от физиологической зависимости, сохраняют зависимость психологическую и в течение года все равно начинают курить обратно. Это связано с тем, что сигарета — способ ручного управления своим мозгом, возможность регулировать уровень счастья и сосредоточенности за счет увеличения дозы никотина в сложных ситуациях. Люди, привыкшие, что у них есть этот инструмент, не понимают, как справляться с жизнью в его отсутствие. Я, допустим, в этом году бросала курить на четыре месяца (чтобы сдать IELTS, несовместимый с никотиновой зависимостью), и все эти четыре месяца лезла на стенку от ужаса перед жизнью. Поэтому поняла про себя, что, если я буду бросать курить в следующий раз, то только с психиатром и таблеточками. Но, еще раз, далеко не у всех людей все настолько же плохо, как у меня.