Табак в фольклоре
На почве запрещений
табака, существовавших в
допетровской России, развились слова и поучения против курения и народные сказки о нюхарях и курильщиках, например «Сказание о табаке» (XVII столетие, издан во II томе «Памятников старой русской литературы» Кушелева-Безбородко), малорусские сказки о том, что табак вырос из тела дочери библейского царя
Ирода, что «чортяка похвалив нюхарив» (Драгоманов в «Малороссийских преданиях», 13). Сходные сказки были записаны у великорусов и белорусов («Минский листок», 1894, № 233, «Этнографическое обозрение»)
[13]. Так, табак, по простонародным русским поверьям, — нечистое, дьявольское растение, которое выросло из гнилой трухи чёрта, который был сброшен с неба на верхушку
дуба, где и сгнил. По другой версии, табак вырос из крови чёрта, смешанной с дубовыми листьями, которого по молитве монаха раздавило в дубовой расщелине. По третьей — растение проросло из могилы блудницы, сожительствующей с псом. Также утверждалось, что черти могут заманить человека, идущего на богослужение, в лес, где обучают его курению трубки или нюханью табака. Существует легенда, которая разделяет людей на тех кто курит табак и тех кто его нюхает (причём неугодным считается последнее): однажды у одного чёрта умерла мать, собрались его товарищи-черти на похороны, но те, что табак курили, постоянно сплёвывали, оплевав чёртову мать с головы до пят, а у чертей, нюхающих табак из табакерки, на глазах выступали слёзы, и они казались плачущими. Похвалил чёрт последних, а первых прогнал прочь. С тех пор будто бы люди пристрастились к нюханью табака, «как те черти, которые голосили на похоронах чёртовой матери»
[14].
У старообрядцев и теперь господствует запретительная точка зрения. В монгольской сказке табак вырос на месте кровосмешения брата с сестрой
[13][15].
Вот раньше сказки были, которые отучали детей курить всякую гадость, а что теперь - смешарики? Чему они учат? А скорее вопрос в том - чему они не учат...