Сальвадор Дали и его русская муза.
Странной была эта любовь — страстная, но почти бесплотная, любовь ума, игра ума, любовь, выплеснувшаяся на холсты, любовь на всю жизнь.
Французский поэт Андре Бретон писал: «Дали и Гала — не муж и жена и уж тем более не художник и его муза; они — два полушария одного мозга».
Два полушария одного мозга встретились почти случайно. До встречи с Галой одно из полушарий, Сальвадор Дали, крутилось по безумной траектории болезненной любви к матери и бешеного эпатажа. Впрочем, эпатаж после встречи с Галой никуда не делся, а любовь к матери сублимировалась у него в любовь к Гале.
Знал бы мир художника Дали, не встреть он Елену Дьяконову, девушку из Казани, переименовавшую себя в Галу? Без неё Дали мог бы так и остаться в истории как странный, яркий, но всего лишь один из многих представителей сюрреализма.
Гала, выражаясь современным языком, его "раскрутила".
Любовь случилась с первого взгляда. В всяком случае со стороны 26-ти летнего, сексуально озабоченного девственника Сальвадора.
Гала была старше Сальвадора на 10 лет, она не была красавицей в классическом и даже не в классическом понимании, но обладала невероятным магнетизмом.
До встречи с Дали жертвой обаяния Галы стал поэт Эжен-Эмиль-Поль Грендель, с которым она познакомилась в Париже и вышла за него замуж.
Это она придумала ему красивый псевдоним Поль Элюар.
Это Поль привез ее в Испанию в дом к своему другу Дали.
Роковая ошибка Элюара - судьбоносная встреча для Сальвадора.
Зная о предстоящем приезде друга с женой, Дали подготовился на славу: он натёр свое тело козьим помётом и рыбьим жиром, а за ухо вставил красную герань. Но увидев из окна подходящих к дому гостей, он обомлел: к нему шла женщина из его детских снов! Дали быстро смыл с себя изобретенный им парфюм и предстал перед своей судьбой в нормальном облачении. Но от потрясения он безудержно и истерично хохотал. Галу это не испугало, она увидела в Дали то, что искала.
«Элюяр был талантлив, но Дали был гениален», — сказала она позднее.
Бросив мужа-поэта и их 11-ти летнюю дочь, Гала осталась с гением и стала для него той самой музой и вдохновением. Роль, о которой она мечтала. А еще она стала его помощником, агентом и продюсером. Гала устраивала выставки Дали, продавала его работы и всячески популяризировала художника среди своих богемных парижских друзей и знакомых. Она открыла в нем талант дизайнера и всецело поощряла его в этом. Это приносило деньги.
Дали её обожал и бесконечно рисовал. После того, как они поженились, Дали стал подписывать свои работы «Гала-Сальвадор Дали», а Гала стала самой известной натурщицей и моделью художников и фотографов.
Любовь Дали и Галы длилась более 50 лет, до самой смерти Галы. Нельзя сказать, что это был образцовый брак. Гала постоянно заводила себе молодых любовников, Дали не возражал и окружал себя красотками. Чисто для вдохновения.
Он подарил Гале замок XI века, в котором она стала жить и принимать своих любовников. Дали разрешалось посещать её там, но только по письменному приглашению от Галы.
Последним любовником Галы, которой тогда было уже сильно за 80, был Джеф Фенхолт, звезда мюзикла «Иисус Христос Суперзвезда», которому Гала оборудовала в своем замке звукозаписывающую студию.
Сальвадор Дали пережил свою музу на 7 лет.
После её похорон он тайно ночью перевез ее останки в склеп замка и похоронил её в гробу под стеклянной крышкой.
Последние годы Сальвадор жил в этом замке, рядом со склепом.
Оставшись без Галы, Сальвадор перестал есть, расцарапывал лицо, а главное — совершенно прекратил рисовать. Без своей музы художник окончательно сошел с ума.
Да, это была любовь. Странная, страстная, любовь ума и безумия.