"Женщины по всему миру выполняют существенно больше неоплачиваемой работы по уходу за детьми и больными, уборке и приготовлению пищи, чем мужчины, из-за дефицита инвестиций в соответствующую инфраструктуру и госуслуги, говорится в исследовании международного объединения организации по борьбе с бедностью Oxfam.
В зависимости от региона разница может составлять от двух до 10 раз, в развивающихся странах она выше. Стоимость такого вклада женщин в экономику составляет $10 трлн ежегодно, или около 13% мирового ВВП - больше ВВП Индии, Японии и Бразилии вместе взятых, отмечают эксперты. Из-за такого бесплатного, но зачастую неизбежного труда сами женщины теряют возможность получить образование и устроиться на оплачиваемую работу или отказываются от уже имеющейся должности. Всего в мире женщин, выполняющих оплачиваемую работу, на 700 млн меньше, чем мужчин.
Женщины по всему миру более подвержены риску оказаться в бедности, чем мужчины, и в среднем хуже защищены, а также получают более низкую зарплату, говорят эксперты Oxfam. В настоящее время среднемировой разрыв оплаты труда между женщинами и мужчинами составляет 23%. В 155 государствах мира есть как минимум один закон, который наделяет мужчину большими экономическими правами, чем женщину.
Oxfam обращает внимание на то, что в последние 20 лет наметился определенный прогресс: больше девочек получили доступ к школьному образованию, во многих странах появились законы о борьбе с насилием, направленным против женщин, стало больше женщин на руководящих постах. Вместе с тем для достижения равенства в работе, зарплате, экономических правах потребуется 170 лет, отмечается в докладе.
В 67 развивающихся странах около 20% мужчин выступают против того, чтобы женщины ходили на оплачиваемую работу. В случае дефицита рабочих мест почти 40% людей по всему миру считают, что у мужчин должно быть приоритетное право на них перед женщинами, независимо от опыта и качества работы."
"
Распределение гендерных ролей в домашнем труде
Как правило, домашним хозяйством чаще всего занимаются именно женщины, но доля их труда различается в странах. Например, в Японии женщины в 5,5 раз больше, чем мужчины, занимаются домашним трудом, в Южной Корее — в 4,5 раза, в странах Южной Европы, таких как Италия и Греция, — в 2,5 раза, а в странах Северной Европы (Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция, Нидерланды) — всего в 1,5 раза или даже меньше.
Кроме того, женщины тратят на ведение хозяйства разное количество времени. Скажем, те, у кого есть маленькие дети, — а это женщины в возрасте 25–35 лет — очень много заняты домашними делами. Женщины, имеющие маленькую зарплату, работающие неполный день и неофициально трудоустроенные, также тратят много времени на домашнее хозяйство. Здесь двухсторонняя зависимость: поскольку они больше заняты дома, у них нет возможности полноценно выйти на рынок труда; и в то же время, если у них шаткое положение на рынке труда, они больше занимаются домом.
Мужчины, занятые в домашнем хозяйстве, очень часто выполняют менее сложные задачи: они гуляют с детьми, читают им книжки, пока женщина, например, готовит обед (вообще говоря, регулярный, полноценный уход за детьми осуществляют более 80% женщин и менее 50% мужчин). То есть если на рынке труда женщинам достается, как правило, менее квалифицированная работа, то здесь ситуация противоположная. Также стоит отметить, что, даже если женщина или мужчина не состоят в браке и живут без партнера, женщины все равно будут больше времени тратить на выполнение домашних обязанностей.
В России ситуация примерно такая же, как в других странах мира: что в будние дни, что в выходные женщина больше занята в домашнем хозяйстве. В уязвимом положении находится группа тех, кому 24–36 лет и у кого есть маленькие дети. Но что характерно именно для России, и в старшем возрасте, 53–60 лет, женщины продолжают тратить много времени на неоплачиваемый домашний труд. Это связано с «институтом бабушек»: если во многих европейских странах пожилые люди, находясь на пенсии, часто путешествуют и занимаются собой, то в России люди старшего возраста традиционно сидят с внуками.
Неравное распределение гендерных ролей в домашнем хозяйстве является актуальной проблемой, потому что оно ведет к неравному распределению ролей на рынке труда, меньшей степени участия женщин в экономике и политике. В перспективе оно снижает уровень экономического развития страны, потому что женщины не могут вкладываться в экономику — они заняты в домашнем хозяйстве. И на женщинах, как правило, лежит двойная нагрузка: днем они работают, а вечером приходят домой и выполняют домашние обязанности.
С чем связано гендерное неравенство?
Во-первых, существует биологическая разница между мужчинами и женщинами: мужчины физически сильнее, женщины рожают детей, поэтому для первых характерна одна работа и они реализуются на рынке труда, для вторых — другая, то есть домашнее хозяйство. Во-вторых, есть теория социальных ролей: в обществе приняты конкретные нормы и ценности, и роли определенным образом распределены. Это проявляется и закрепляется в жизни каждого человека.
Гэри Беккером было дано экономическое объяснение — речь идет о максимизации выгоды: тот член семьи, который менее эффективен и недостаточно зарабатывает на рынке труда, должен больше вкладываться в домашнее хозяйство. Эта теория работает не всегда. Например, в России и других странах можно наблюдать иную ситуацию: даже когда мужчина мало зарабатывает или теряет работу, его вклад в неоплачиваемый домашний труд не увеличивается. Более того, в парах, где мужчина зарабатывает больше или оба супруга имеют одинаковый доход, иногда мужчина даже больше тратит времени на домашние обязанности, чем в тех семьях, в которых мужчина не работает. Причина кроется в страхе потерять мужественность, и потому супруг не берет на себя домашний труд — чтобы не принять на себя эту «женскую роль».
Еще одно объяснение — институциональное. Дело в том, что социальная политика и социальные институты могут менять то, как распределяется домашний труд. Но эта задача сложнее, чем регулирование отношений на рынке труда: у нас есть официальная статистика, сколько женщин работает и какие должности они занимают, а область домашнего труда закрытая, и даже та информация о бюджетном времени конкретного человека, которую можно от него получить, носит субъективный характер.
На пути к гендерному равенству
Есть два пути, каким образом можно регулировать неравенство в домашнем хозяйстве. Первый подразумевает, что элементы домохозяйства можно выводить в сферу несемейного: речь идет о детских садах, покупке готовой еды, прачечных, доставке из продуктовых магазинов и так далее. Но это только частично решает проблему, поскольку организация такого процесса опять же ложится на плечи женщин: нужно найти детский сад, тратить время на заказ еды, провести собеседование с нянями или сиделками, записать детей на дополнительные занятия. Это работа, требующая большого количества времени и сил, и ею все равно занимаются женщины.
Последнее время становится все более популярным аутсорсинг: семьи среднего класса могут нанять, как правило, женщину, которая будет заниматься детьми, или сидеть с пожилым родственником, или выполнять обязанности по хозяйству. Есть даже термин «глобальные цепочки заботы». Появился класс женщин низкого социального положения, которые еще сильнее зависимы от домашней работы. И хотя в определенной степени для каких-то женщин проблема неравенства решается благодаря функционированию подобных институтов, неоплачиваемый труд по-прежнему остается их уделом.
Еще одной особенностью нашего времени является то, что женщины попадают в так называемое «поколение сэндвич»: многим приходится заботиться не только о детях, но и о пожилых родственниках, которые доживают до преклонного возраста (поскольку сейчас продолжительной жизни увеличилась).
Второй путь к регуляции неравенства заключается в том, чтобы сделать гендерное распределение ролей более эгалитарным, равным, то есть чтобы мужчины также принимали участие в организации домашнего хозяйства и заботе о детях. По такому пути пошли скандинавские страны, например Швеция. Можно ввести законы, которые будут стимулировать занятость мужчин в домашнем хозяйстве. Скажем, в Швеции есть декретный отпуск отдельно для женщин, отдельно для мужчин, а также декретный отпуск, который могут брать либо женщины, либо мужчины, и он хорошо оплачивается. Если мужчина декретный отпуск не берет, тот просто сгорает. Благодаря такой системе мужчины с самого рождения ребенка вовлечены в процесс его воспитания, а женщина при этом работает. В Германии распространена практика, когда и мужчина, и женщина берут неполную занятость, чтобы каждый мог заботиться о детях.
В России, как правило, частично заняты на рынке труда именно женщины, реже — мужчины, и то по несколько другим причинам. Кроме того, мужчины могут уйти в декретный отпуск, но мало кто так поступает. Прежде всего, если мужчина возьмет декретный отпуск, он столкнется с непониманием на работе и в обществе: это будет выглядеть странно. А также сами женщины часто не доверяют мужчинам в плане ведения домашнего хозяйства и заботы о детях. Таким образом, необходимо, чтобы для начала люди поменяли отношение к гендерному неравенству. Это не так просто. Несмотря на то что многие женщины готовы делать карьеру, для них семейная сфера более важна, и порой они не готовы пускать туда мужчину. А мужчины, в свою очередь, также считают, что ведение домашнего хозяйства — это обязанность женщин, и они не готовы в это вкладываться.
"